Словарь Брокгауза и Ефрона

    (Франц Defregger) — один из лучших современных живописцев жанра, составивший себе всемирную известность мастерским воспроизведением тирольского народного быта. Род. в 1835 г. в Тироле, где летом пас стада, а зимой посещал сельскую школу. Лишившись в 1857 г. отца и сделавшись собственником его усадьбы, он начал было заниматься хозяйством, но скоро, посвятив себя исключительно искусству, переселился сначала в Инсбрук, а отсюда в Мюнхен, чтобы поступить в ученики к местной знаменитости, Пилоти. Пройдя в Мюнхене подготовительный курс, Дефреггер поступил в живописный класс Акад. художеств и пользовался там руководством Аншютца. Но академическое направление этого наставника не нравилось талантливому ученику, привыкшему находить прелесть только в неприукрашенной природе; к тому же мюнхенский климат дурно повлиял на его здоровье; поэтому он покинул баварскую столицу и уехал в Париж. Полуторагодовое пребывание в этом городе имело большое влияние на развитие его вкуса. Затем, возвратившись на родину, он усердно занимался этюдами с натуры, писал портреты своих знакомых и исполнил картину: "Раненый охотник", с которой, в 1864 г., явился снова в Мюнхен. На этот раз Пилоти принял его к себе в ученики, которым он и оставался до 1871 г. Работая под руководством такого мастера, Д. быстро сделал успехи в техническом отношении и уже в 1868 г. обратил на себя общее внимание картиной: "Шпекбахер и его сын", замечательной не столько блеском красок сколько неподдельным драматизмом композиции и выразительной типичностью отдельных фигур (наход. в Фердинандеуме, в Инсбруке). За этой картиной следовали: "Игра в кольцо" (1870), "Бал на Альме" (1871) и "Два брата" (1872) — произведения, относящиеся к тому роду живописи, который впоследствии более других составил известность художника — к изображению сцен простонародной жизни Тироля, проникнутых задушевностью, здоровым юмором, полных характеристичности и правды. Около этого времени Д. заболел сильным ревматизмом сочленений, так что в продолжение 2 лет мог работать только лежа. В этом положении он написал для приходской церкви своей родной деревни "Св. Семейство", замечательное по прелестному лику Богоматери; по выздоровлении же исполнил бесподобные картины: "Странствующие итальянцы-музыканты" (1873), "Последнее оглашение" (1874, в Венск. гал.), "Возвращение победителя" (1876, в Берл. гал.), "Обручение", "Кулачный бой", "Игрок на цитре", "Салонный тиролец", "Любовное письмо" и "Шествие Андрея Гофера на казнь" (1879, в Кенигсбергск. музее). Каждое из этих произведений, являясь на мюнхенских и других художественных выставках, было встречаемо похвалами критики и, будучи воспроизводимо в фотографиях, гравюрах и политипажах, распространяло известность художника далеко за пределы Германии. В настоящее время Д. живет и трудится в Мюнхене, состоя профессором и почетным членом местной Акад. художеств, а также членом Венской, Берлинской и Стокгольмской акад.

    А. С-в.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (Defregger)

    Франц фон (30.4.1835, Эдерхоф, Тироль, — 2.1.1921, Мюнхен), австрийский живописец. Выходец из тирольских крестьян. Учился в Мюнхене в 1864—70 у К. Пилоти; в 1878—1910 профессор AX в Мюнхене. Писал картины из жизни крестьян Тироля и сцены их борьбы против Наполеона («Обеденная молитва», 1875, Музей изобразительных искусств, Лейпциг; «Возвращение тирольского ландштурма», 1876, Национальная галерея, Берлин), стремясь достоверно представить бытовую среду и переживания героев.

    Лит.: Hammer Н., Franz von Defregger, Innsbruck, 1940.

    Ф. Дефреггер. «Последнее ополчение». 1874. Галерея 19 и 20 вв. Вена.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.