(от лат. vox — голос) — первоначальная обработка голоса для пения. При вокализации поют целые упражнения не на слова, а на один из гласных звуков (а или е). Благодаря этому упражнению голос приобретает ровность, подвижность и вообще развивается. Вокализировать (по итал. vocalizzare) — значит делать вышеупомянутые упражнения. Музыка, написанная для вокализации, называется вокализами.
Н. С.
пение на гласных звуках. Простейший вид В. — распевание какой-либо гласной или слога поэтического текста двумя или более звуками, вплоть до колоратурных пассажей. Встречаются целые произведения или их части, где от начала до конца распеваются слоги какого-либо слова, например «Аллилуйя» («Аллилуйя» Моцарта), «Слава» (в эпилоге оперы «Иван Сусанин» Глинки). К В. относится и пение вообще без текста, на один гласный звук (см. Вокализ).
ВОКАЛИЗА́ЦИЯ, вокализации, мн. нет, жен. (от лат. vocalis - голосовой).
1. Упражнения в пении по нотам без текста, для обработки и развития голоса (муз.).
2. Переход согласного звука в гласный (линг.).
I
ж.Пение на одних гласных звуках.
II
ж.Процесс постепенного замещения согласного звука близким по артикуляции гласным, проходящий в каком-либо языке в определённый исторический период (в сербском: [л] -> [о], в украинском: [в] -> [у]) (в лингвистике).
жен. vocalization
ж. лингв., муз.
vocalización f
ВОКАЛИЗА́ЦИЯ -и; ж.
1. Муз. Пение на одних гласных звуках.
2. Лингв. Историческое превращение согласных в гласные звуки (например: в сербском - "л" в "о", в украинском - "в" в "у").
(франц. vocalisation, итал. vocalizzazione) - пение на гласных звуках. Простейшим видом В. является распевание к.-л. гласной или слога поэтич. текста двумя и более звуками, вплоть до колоратурных пассажей. Такая В. очень распространена в вок. музыке. Встречаются также целые произведения или их части, где от начала до конца распеваются слоги к.-л. одного слова, напр. "alleluia" ("Alleluia" Моцарта), "amen" (заключит. хор из оратории "Мессия" Генделя), "слава" (партии корифеев из финального хора "Славься" в опере "Иван Сусанин" Глинки) и др. Прообразом таких сочинений являются ср.-век. юбиляции. К В. относится и пение без слов, на один гласный звук (см. Вокализ). По-видимому, оно применялось в вок. полифонич. музыке 13-15 вв. В 16 в. появились сочинения, партии к-рых могли по желанию исполняться на инструментах или вокализироваться.
И. Г. Лицвенко.