Большая Советская энциклопедия

    (Trevithick)

    Ричард (13.4.1771, Иллоган, Корнуэлл, — 22.4.1833, Дартфорд, Кент), английский изобретатель. Получил среднее образование в Камборне, познания в области паровой техники приобрёл самообразованием, что позволило ему занять должность инженера в различных кампаниях. Инициатор создания и применения стационарных машин, работающих при высоких давлениях (получил патент на «машину высокого давления» в 1800). Освоил на практике цилиндрические паровые (так называемые «корнваллийские») котлы (1815). С 1797 строил модели паровых повозок, а в 1801 начал строить оригиналы повозок, последняя из которых прошла успешные испытания в Корнуэлле и Лондоне (1802—03). В 1803—04 при помощи Дж. Стила Т. построил для заводской Мертир-Тидвилской чугунной дороги (Южный Уэльс) первый в истории Паровоз, который оказался слишком тяжёлым для чугунных рельсов и не мог использоваться. Второй паровоз Т. и Стила также не получил применения, только в 1808 Т. построил паровоз более совершенной конструкции, развивавший скорость до 30 км.; демонстрировал его в предместье Лондона. Не имея поддержки, Т. разорился (1811) и в 1816 уехал в Южную Америку, вернулся в Англию в 1827, умер в полной нищете.

    Лит.: Творцы машин, М., 1937; Виргинский В. С., Дж. Стефенсон, М., 1964; DickinsonH. W., Titley A., R. Trevithick, Camb., 1934.

    В. С. Виргинский.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Современная энциклопедия

    ТРЕВИТИК (Trevithick) Ричард (1771 - 1833), английский изобретатель. Создал безрельсовую паровую повозку (1801), первый паровоз для рельсового пути (1803).

  3. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  4. Научно-технический энциклопедический словарь

    ТРЕВИТИК (Trevithick) Ричард (1771-1833), английский инженер и конструктор паровых машин. Работал на оловянных рудниках Корнуолла, где применение насосов, приводимых в действие паром, для откачки воды, пробудило в нем интерес к насосам и паровым машинам. В 1801 г. построил безрельсовую паровую повозку. В следующем году запатентовал паровую машину высокого давления, наиболее важное свое изобретение. В 1803 г. Тревитик построил первый ПАРОВОЗ для рельсового пути. В 1816 г. уехал в Перу, чтобы установить свои паровые машины в шахтах. Вернувшись в 1827 г. в Англию, узнал, что из его изобретений пользу извлекли другие. Умер в нищете.

    Тревитик Паровая машина высокою давления и паровой котел (около 1005 г.), изобра жеиные на этом рисунке, были построены по проекту Ричарда Тревимка фирмой Хазельдин и Ко в Бриднорш (Аншия), и сегодня находяюя в Музее Науки в Лондоне Машина могла вы|),11),иыва1ь мощность до 4 л.с Такие машины должны были заменить машины низкого давления.

  5. Источник: Научно-технический энциклопедический словарь