Большая Советская энциклопедия

    из Эфеса (Parrásios), древнегреческий живописец 2-й половины 5 в. до н. э. Работал в Афинах. Произведения П. не сохранились и известны по описаниям. Античные авторы ценили у П. умение мастерски передавать объём контурными линиями и светотенью, изображать физические страдания (картина с Филоктетом) и душевные движения (картина с Одиссеем, симулирующим безумие).

    Лит.: Rumpf A., Parrhasios, «American Journal of Archaeology», 1951, v. 55, № I, p. 1-12.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Энциклопедический словарь

    ПАРРАСИЙ

    ПАРРА́СИЙ из Эфеса, древнегреческий живописец 2-й пол. 5 в. до н. э. Мастерски передавал объем, стремился выразить физическое страдание и душевные эмоции («Гермес», «Прометей», «Геракл» — известны по описаниям).

  3. Источник: Энциклопедический словарь



  4. Реальный словарь классических древностей


    • Parrhasius,

    Παρράσιος, один из знаменитейших живописцев Греции, сын Евенора, из Эфеса, современник и соперник Зевксиса. Некоторые считают его современником Фидия, но он процветал, вероятно, после Пелопоннесской войны (400-380 гг. до Р. X.). По свидетельству Плиния (35, 10, 36), он отличался большой разносторонностью познаний и расширил объем искусства живописи; он первый сумел придать картине живость выражения, грацию движения и лица. Удивлялись также, как проницательно замечал он самые тончайшие черты, удивлялись чистой отделке всех частей, аккуратности и правильности очертаний. Что касается анатомии, то она в его произведениях менее обработана. Он был надменен и горд, носил пурпурный плащ, венец и украшенную золотом палку. В состязании с Тиманфом Самосским он был побежден; картина Тиманфа, изображавшая Аякса в борьбе с Одиссеем за оружие Ахилла, одержала верх. По этому поводу П. сказал: «Жаль, что Ахилла опять победил один из недостойных». Известно также его состязание с Зевксисом, нарисованный виноград которого привлекал птиц, П. же ввел в обман самого Зевксиса занавесью, покрывавшей виноград. Древние знали множество драгоценных его работ; во время императоров многие работы его находились, вероятно, и в Риме и служили образцами художникам, старавшимся подражать ему. ср.: Brunn. Geschichte der griech. Künstler., II, стр. 97 слл.

  5. Источник: Реальный словарь классических древностей