Большая Советская энциклопедия

    Фаворский Владимир Андреевич [2(14).3.1886, Москва, √ 29.12.1964, там же], советский график и живописец, народный художник СССР (1963), действительный член АХ СССР (1962). Учился в студии К. Ф. Юона в Москве (1903√05) и школе Ш. Холлоши в Мюнхене (1906√07), на искусствоведческом отделении Московского университета (1907√1913). Член общества «Четыре искусства» (1924√28). С 1907 работал преимущественно в технике ксилографии главным образом над книжной иллюстрацией. Разработал стройную теорию оформления книги, основные положения которой сводятся к следующему: книга √ это единство функционального («инструмент для чтения») и эстетических начал, целостный организм, требующий снаружи оформления как вещь, предмет быта, тогда как все внутренние элементы книги должны быть подчинены задаче пространственно-временного истолкования литературных произведений. Ритм расположения этих элементов в пространстве книги, мера подробности в характеристике героев и ситуаций, «определённое отношение... предмета к пространству» должны выявлять стиль писателя, основные «моменты мировоззрения» литературных произведений. Для гравюр Ф. периода 1910 √ середины 1930-х гг. характерны подчёркнутая пластичность, использование только чёрного, почти осязаемого штриха [«Суждения господина Жерома Куаньяра» А. Франса (1918, изд. в 1963); «Фамарь» А. Глобы (изд. в 1923); «Труды и дни Михаила Ломоносова» Г. Шторма (изд. в 1934)], разнообразие стилевых решений, отвечающих стилю литературных произведений [эпический строй иллюстрации «Книги Руфь» (изд. в 1925); иронически-буквальное переложение поэтических метафор на язык пластики в «Домике в Коломне» Пушкина (изд. в 1929); романтическая экспрессивность образов «Новогодней ночи» С. Д. Спасского (изд. в 1932); символичность скульптурно завершенных форм в «Новой жизни» Данте (изд. в 1934)]. С середины 1930-х гг. Ф. чаще пользуется белым штрихом, действеннее передающим свет, движение, психологическую характеристику персонажей. В его работах органически сочетаются философская глубина образов, эпическое и лирическое начало [оформление «Сонетов» Шекспира (изд. в 1948), сборник «Роберт Бернс в переводах С. Маршака» (изд. в 1950), иллюстрации к «Слову о полку Игореве» (изд. в 1954), «Борису Годунову» (1955, изд. в 1956) и «Маленьким трагедиям» (изд. в 1961) Пушкина; все √ Ленинская премия, 1962]. Много работал над станковыми ксилографиями («Октябрь 1917», 1928), в том числе над портретами («Ф. Достоевский», 1929, «Пушкин-лицеист», 1935, серия «Великие русские полководцы», 1945√47), экслибрисами, издательскими марками. С 1942 обращался также к линогравюре, выявляя её декоративные (серия «Самарканд», 1942√44) и публицистические возможности («За мир», 1959). Ф. создал особый стиль строгого, пластически ясного и гармоничного карандашного рисунка (серия «двойных портретов», 1938√61, и др.). В области монументального искусства Ф. добивался синтеза архитектуры и живописи, понимая последнюю как ритмическую организацию пространства, разворачивающегося во времени (росписи в Музее охраны младенчества и материнства, фрески, 1933, и в Доме моделей в Москве, сграффито, 1935, обе не сохранились). Работам Ф. в театре свойственны сочетания конструктивного единства организации сценического пространства с яркой театральной условностью, тонкостью живописных решений («Двенадцатая ночь» Шекспира в МХАТ-2, 1934, и др.). Творчество Ф. оказало большое влияние на сов. искусство, особенно на графику. Профессор Вхутемаса-Вхутеина (1920√30), Полиграфического института (1930√34), института изобразительных искусств (1934√1938), института прикладного и декоративного искусства (1942√48) в Москве. Среди учеников √ А. Д. Гончаров, А. А. Дейнека, Ю. И. Пименов, М. И. Пиков.

    Соч.: Рассказы художника-гравера, М., 1976; О художнике, о творчестве, о книге, М., 1966.

    Лит.: Халаминский Ю., В. А. Фаворский, М., 1964; Книга о Владимире Фаворском, М., 1967; Климов Р., Заметки о Фаворском, в сборнике: Советское искусствознание, 74, М., 1975; его ж е, то же, в сборнике: Советское искусствознание, 75, М., 1976; V. Favorsky, [Collection, Moscow, 1967.

    Е. С. Левитин.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    ФАВОРСКИЙ Владимир Андреевич (1886-1964) - российский график и живописец, народный художник СССР (1963), действительный член АХ СССР (1962). Создатель школы отечественной ксилографии, монументалист, театральный художник. Для произведений Фаворского характерны философская глубина и яркость образов, высокое мастерство использования выразительных возможностей ксилографии ("Достоевский", 1929; иллюстрации к "Слову о полку Игореве", изд. 1954, а также к "Борису Годунову", 1955, и "Маленьким трагедиям", изд. 1961, А. С. Пушкина). Ленинская премия (1962).

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Энциклопедический словарь

    Фаво́рский Владимир Андреевич

    (1886—1964), график и живописец, народный художник СССР (1963), действительный член АХ СССР (1962). Создатель школы отечественной ксилографии, монументалист, театральный художник. Для произведений Фаворского характерны философская глубина и яркость образов, высокое мастерство в использовании выразительных возможностей ксилографии («Достоевский», 1929; иллюстрации к «Слову о полку Игореве», изд. 1954; иллюстрации к «Борису Годунову», 1955, и «Маленьким трагедиям», изд. 1961, А. С. Пушкина) и линогравюры (серия «Самарканд», 1942—44). Ленинская премия (1962).

    * * *

    ФАВОРСКИЙ Владимир Андреевич

    ФАВО́РСКИЙ Владимир Андреевич [3 (15) марта 1886, Москва — 29 декабря 1964, там же], российский график, живописец, монументалист, театральный художник, теоретик искусства; выдающийся мастер искусства книги, создатель школы отечественной ксилографии. Для произведений Фаворского характерны философская глубина и яркость образов, высокое мастерство использования выразительных возможностей ксилографии. Народный художник СССР (1963), действительный член АХ СССР (1962). Ленинская премия (1962).

    Канва жизни

    Родился в семье юриста (мать — художница О. В. Шервуд). Брал уроки в студии К. Ф. Юона(см. ЮОН Константин Федорович)(1903—05), а также в частной Академии Ш. Холлоши(см. ХОЛЛОШИ Шимон)в Мюнхене (1906—07). Жил в Москве. Был членом объединения «Четыре искусства(см. ЧЕТЫРЕ ИСКУССТВА)». Много работал как педагог — в московском Вхутемасе (1921—29; ректор в 1923—25), Московском полиграфическом (1930—34) и других институтах.

    Работая с 1907 преимущественно в технике ксилографии(см. КСИЛОГРАФИЯ), стал виртуозом авторской торцовой гравюры на дереве, продолжив в этом плане традицию Т. Бьюика. Был близок к позднеромантической поэтике символизма(см. СИМВОЛИЗМ), однако внимательно следил и за новациями авангарда(см. АВАНГАРДИЗМ), в том числе кубизма(см. КУБИЗМ), добиваясь строгой конструктивности своих изысканных, тщательно выверенных композиций.

    Идеальным полем для реализации его компромиссного подхода, гармонически сочетавшего в себе навыки, традиции и достижения авангарда, стало искусство книги. Фаворский разработал стройную теорию ее оформления, понимая книгу как целостный организм, в котором эстетическое, декоративное начало должно неразрывно сочетаться с функциональным («инструмент для чтения»).

    Для иллюстраций периода 1910-х — середины 1930-х годов характерны лаконически-экспрессивная символика, любовь к черному, почти осязаемому штриху («Фамарь» А. П. Глобы, издано в 1923; «Новая жизнь» Данте, издано в 1934), черты эпического космизма — при всей миниатюрности образов — («Книга Руфь»,1925), либо, напротив, лукавого или драматического гротеска («Домик в Коломне» А. С. Пушкина, 1929; «Рассказы» Б. А. Пильняка, 1932). Произведение порой превращается как бы в явленную тайну искусства как такового, на что обращают внимание П. А. Флоренский(см. ФЛОРЕНСКИЙ Павел Александрович)и О. Э. Мандельштам(см. МАНДЕЛЬШТАМ Осип Эмильевич), воздавшие Фаворскому хвалу как граверу-кудеснику.

    С середины 1930-х мастер чаще пользуется белым штрихом, активнее передающим свет и движение; в его работах усиливаются черты классицизма(см. КЛАССИЦИЗМ): «Сонеты» У. Шекспира (1948); сборник «Р. Бернс в переводах С. Я. Маршака» (1950); «Слово о полку Игореве» (1953); «Борис Годунов» (1956) и «Маленькие трагедии» (1961) А. С. Пушкина.

    Другие сферы творчества

    Фаворский был также замечательным мастером романтико-исторического гравюрного портрета («Ф. М. Достоевский»,1929; «Пушкин-лицеист», 1935), а также портрета бытового (серия карандашных «двойных портретов» родных и друзей, 1938—61). С 1942 обращался к линогравюре (серия «Самарканд», 1942—44). Работал также как художник театра.

    Если многие его графические произведения (например, «двойные портреты») примыкают по духу к уединенному «тихому искусству(см. ТИХОЕ ИСКУССТВО)», то в своих монументально-декоративных вещах (фрески в Музее охраны материнства и младенчества, 1933, и композиции-сграффито(см. СГРАФФИТО) в Доме моделей, 1935; обе — в Москве, не сохранились) художник, с одной стороны, выполнял вполне официальный тематический заказ, с другой же — и здесь продолжал придерживаться принципа безукоризненной, замкнутой в себе «чистой формы».

    Этот принцип формальной замкнутости произведения, гармоничной художественной структуры, внутри которой творчество как бы сберегает себя от суетной злобы дня, был отчасти унаследован Фаворским от А. Гильдебрандта(см. ГИЛЬДЕБРАНД Адольф фон)(его книга «Проблема формы в изобразительном искусстве» была издана в 1914 в переводе Фаворского и Н. Б. Розенфельда). В своих теоретических выступлениях Фаворский призывал скрупулезно продумывать внутренний строй произведения, тем самым сохраняя искусство — даже в самые тяжелые годы внешнего идеологического натиска — от политической конъюнктурщины и халтуры. Призыв Фаворского к формальной и духовной чистоте творчества всегда находил живой отклик. Он оказал действенное влияние на несколько поколений российских художников, в том числе на представителей «сурового стиля(см. СУРОВЫЙ СТИЛЬ) ».

  5. Источник: Энциклопедический словарь



  6. Лермонтовская энциклопедия

    ФАВ́́ОРСКИЙ Владимир Андреевич (1886—1964), сов. художник. В 1931 выполнил портрет Л. [гравюра на дереве; музей ИРЛИ; в кн.: Пахомов (2), с. 177]; в расстегнутом офицерском сюртуке поэт полулежит на бурке и глядит вдаль; пейзажный фон вызывает в памяти образы лирики Л. — «темный дуб», «горные вершины», «тучки небесные». В этом портрете-картине создан образ большой лирич. силы. Из др. работ Ф. на лермонт. темы наиболее значительны илл. к «Песне про...купца Калашникова» (гравюры на дереве; музей ИРЛИ), выполненные в 1954 для сб. поэм Л. (Детгиз, 1956). Центр. сцена — кулачный бой — представлена двустраничной многофигурной илл. в разворот: Калашников, весь в напряжении боя, смотрит на распростертого перед ним на снегу Кирибеевича; лицо Калашникова сурово и скорбно. Ф. также выполнил для Избр. произв. Л. (1953) заставку к стих. «На севере диком...» и концовку к стих. «Пророк» (обе — гравюры на дереве; музей ИРЛИ).Лит.: Пахомов (2), с. 63; [Альбом] М. Ю. Л. Картины и рисунки поэта. Илл. к его произв. [Вступ. ст. Е. А. Ковалевской], М. — Л., 1964, с. XVI; Чегодаев А. Д., Фаворский, в кн.: Книга о Владимире Фаворском, М., 1967, с. 33.

  7. Источник: Лермонтовская энциклопедия



  8. Москва (энциклопедия)

  9. Источник:



  10. Большой Энциклопедический словарь

    ФАВОРСКИЙ Владимир Андреевич
    ФАВОРСКИЙ Владимир Андреевич (1886-1964) - российский график и живописец, народный художник СССР (1963), действительный член АХ СССР (1962). Создатель школы отечественной ксилографии, монументалист, театральный художник. Для произведений Фаворского характерны философская глубина и яркость образов, высокое мастерство использования выразительных возможностей ксилографии ("Достоевский", 1929; иллюстрации к "Слову о полку Игореве", изд. 1954, а также к "Борису Годунову", 1955, и "Маленьким трагедиям", изд. 1961, А. С. Пушкина). Ленинская премия (1962).

    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  11. Источник: