Словарь Брокгауза и Ефрона

    (Александр Онисимович) — писатель; род. в 1742 г. в семье небогатого помещика Костром, губернии, образование получил очень незначительное, и только благодаря тому, что попал на службу в лейб-кампанскую канцелярию и переписывал набело служившему там Сумарокову стихи его, в А. пробудились природные способности к литературному творчеству. Из этой канцелярии А. перевелся в комиссию для составления нового уложения, затем поступил на военную службу, был адъютантом ген. Сухотина и, дослужившись до капитанского чина, перешел экзекутором в моск. управу благочиния. В этой должности А. и умер в 1783 г., в крайней бедности, так как жалованье и довольно значительный гонорар за свои пьесы употреблял исключительно на воспитание единственной дочери. Литературную деятельность свою А. начал в 1759 г. в "Трудолюбивой пчеле" Сумарокова элегией "Сокрылися мои дражайшия утехи" и шуточным стихотворением "Подьячий здесь зарыт". Затем А. напеч. сборник стихотворных басен под заглавием "Сказки" (СПб., 1769), а в Новиковском "Трутне" 1769—70 г. поместил ряд сатирич. стихотворений и статеек, частью без подписи, частью под псевдонимом Азазеза Азазезова. В этих своих произведениях А. по преимуществу подражает сатирам и басням Сумарокова; круг обличения его не обширен: подьячие, моты, хвастуны, щеголи; язык местами не лишен выразительности, но в общем страдает некоторой растянутостью. 20 января 1779 г. впервые поставлена была знаменитая комическая опера А. "Мельник колдун, обманщик и сват" (М., 1782, 1817, 1886; СПб., 1831 и чаще) с музыкою Соколовского, составленною из русск. песен. Это одна из тех "народных" опер прошлого столетия, которые принадлежат к числу первых попыток влить струю народности в русскую литературу и театр, заполоненные немецко-французским псевдоклассицизмом. А. не был в этом инициатором. Есть известие, что еще в 1740-х годах поставлена была "комедия на музыке" Колычева, взятая автором "из древних русск. сказок"; при Елизавете в Головинском "вольном театре" дана была комич. опера "в русск. нравах" "Танюша, или Счастливая встреча", текст которой был написан Дмитревским, а музыка Ф. Г. Волковым; затем появились такие же оперы Михайлы Попова "Анюта" (впервые поставлена в 1772 с музыкою Фомина), Михаилы Матинского "Перерождение" (1777). Но из всех опер, "Мельнику" предшествовавших и за ним последовавших ("Сбитеньщик" Княжнина), опера А. имела наибольший успех, который она сохранила и в первой половине текущего столетия. Другие соч. А.: "Счастье по жребию" (М., 1780), оперетка "Странники" (М., 1780), драматич. диалог на открытие нового Петровского театра в Москве. Не напечатаны и утеряны комедии "Подьяческая пирушка" и "Поход с непременных квартир". В 1781 г. А., без означения своего имени, издавал в Москве сатирич. журнал: "Раскащик забавных басен, служащих к чтению, в скучное время; или когда кому делать нечево", который далеко уступал Новиковским изданиям и успеха не имел. Собрание соч. А. издал Смирдин (С.-Петербург, 1849).

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    Александр Онисимович [27.8(7.9).1742, Галичский уезд Костромской губернии, — 1783, Москва], русский писатель. Род. в мелкопоместной семье. Лучшее произведение А. — комическая опера «Мельник, колдун, обманщик и сват» (поставлена и издана 1779), в которой изображен крестьянский быт, передан колорит народной речи. Музыка оперы составлена М. М. Соколовским из русских песен (с 1792 шла с музыкой Е. И. Фомина). А. писал также басни, комедии, сатирические стихи. Сотрудничал в сатирических журналах. Издавал журнал «Разкащик забавных басень...» (ч. 1—2, 1781).

    Соч., СПБ. 1849; [Соч.], в кн.: Русская комедия и комическая опера XVIII в., М.—Л., 1950.

    Лит.: История русской литературы XVIII в. Библиографический указатель. Под ред. П. Н. Беркова, Л., 1968.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Литературная энциклопедия

    Аблесимов

    АБЛЕСИМОВ Александр Онисимович (1742–1783) — драматург-сатирик, из мелкопоместных дворян. Печататься начал с 1759 в «Трудолюбивой пчеле» Сумарокова. А. писал комические оперы, басни, сатирические сказки. Наибольший успех имела комическая опера «Мельник, колдун, обманщик и сват» (1779). Преодолев влияние Сумарокова, А. отказывается от так наз. «высокого штиля» и один из первых у нас выдвигает элементы реализма и народности (впервые изображается крестьянская среда).

    Библиография:

    I. Собр. сочин., изд. (неполно) в одном томе Смирдиным, СПБ., Полн. собр. стих, 1849; в «Русск. поэзии» Под редакцией С. А. Венгерова, т. I, СПБ., 1897.

    II. Список произведений: Венгеров С. А., Источники словаря русск. писателей, т. I, СПБ., 1900; Его же, Крит.-биогр. словарь русск. писателей и ученых, т. I, СПБ., 1889.

  5. Источник: Литературная энциклопедия