Большая Советская энциклопедия

    монодия (греч. monodía — песня одного певца, от mónos — один и ōdós — певец), музыкальный склад, сводящийся к одной мелодии (См. Мелодия), исполняемой певцом или музыкантом-инструменталистом, нередко и несколькими исполнителями (в унисон или октаву). В отличие от многоголосия (См. Многоголосие), в О. не образуется созвучий, т. е. одновременных сочетаний разноимённых звуков. У многих народов О. является единственным складом народной музыки. Понятие монодии у́же понятия мелодии, которое включает и мелодику, немыслимую без Аккомпанемента. Всё же под монодией иногда понимают и одноголосное пение с инструментальным сопровождением.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Толковый словарь Ожегова

    ОДНОГОЛО́СИЕ, -я, ср. (спец.). Музыкальный склад, основанный на наличии в произведении только одной мелодии.

    | прил. одноголосный, -ая, -ое. Одноголосное пение.

  3. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  4. Малый академический словарь

    , ср. муз.

    Наличие в музыкальном произведении лишь одной мелодии, исполняемой иногда несколькими голосами в унисон, без сопровождения других одновременных с ней мелодий.

  5. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  6. Толковый словарь Ефремовой

    ср.

    1.

    Наличие в музыкальном произведении только мелодии.

    2.

    Пение на один голос.

  7. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  8. Большой энциклопедический словарь

    ОДНОГОЛОСИЕ - музыкальный склад, сводящийся к одной мелодии, исполняемой певцом или музыкантом-инструменталистом, а также несколькими исполнителями в унисон или октаву. Одноголосие преобладает в песенном фольклоре многих народов. См. также Монодия.

  9. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  10. Энциклопедический словарь

    ОДНОГОЛО́СИЕ -я; ср. Муз. Тип музыкального изложения, для которого характерно наличие только мелодического голоса (без сопровождения и подголосков); мелодия, исполняемая в унисон несколькими голосами или инструментами. О. характерно для музыкального творчества многих народов. В музыке отсутствует полифония и царит о.

    * * *

    одноголо́сие

    принцип изложения в музыке, ограничивающийся одной мелодической линией; противоположен многоголосию. См. также Монодия.

    * * *

    ОДНОГОЛОСИЕ

    ОДНОГОЛО́СИЕ, музыкальный склад, сводящийся к одной мелодии, исполняемой певцом или музыкантом-инструменталистом, а также несколькими исполнителями в унисон или октаву. Одноголосие преобладает в песенном фольклоре многих народов. См. также Монодия(см. МОНОДИЯ).

  11. Источник: Энциклопедический словарь



  12. Музыкальная энциклопедия

    один из осн. способов изложения в музыке, характеризующийся ограничением одной мелодич. линией. В условиях О. понятие муз. произв. как целого тождественно понятию мелодии. Очень близки, во многом и тождественны понятия "О." и монодия; их гл. различие состоит в том, что термин "О." акцентирует скорее фактурную сторону явления, а "монодия" - структурную.

    О. - простейший и поэтому первичный способ изложения муз. мысли. Осн. отличие О. от многоголосия состоит в том, что одна мелодич. линия должна вместить в себя всю совокупность средств музыки. Преимущество О. - в возможности полного выражения мысли посредством одной только мелодии. Оборотная сторона той же специфики О. - неприменимость выразит. средств, действительных лишь для созвучания неск. голосов, и связанное с этим ограничение сферы муз. содержания. Правда, посредством т.н. скрытого многоголосия ("скрытой полифонии") в О. можно достигнуть эффекта многогол. полнозвучия (И. С. Бах, сюиты для виолончели соло), однако подобная проекция многоголосия на одноголосную линию всегда даёт только частичную компенсацию; к тому же художеств. эффект заимствуется от др. муз. склада, к-рому О. здесь, т. о., подражает. Развитая проф. культура обращается к О. (в собств. смысле) в мелких формах или для достижения особых красок экспрессии (песня Любаши "Снаряжай скорей, матушка родимая" из 1-го д. "Царской невесты", песня матроса в начале 1-го д. "Тристана и Изольды"). Особое значение имеет О. в проф. музыке стран Востока (в т.ч. советского; пример - таджикский Шашмаком - см. Маком) и др. внеевроп. культурах, где развитие О. является непосредств. продолжением древних традиций. О. распространено в фольклоре всех народов. Близки к О. бытующие формы произведений совр. песенно-танц. массовых жанров (однако в конечном счёте это всё же не О., а многоголосие, гомофония).

    Исторически у всех народов О. образует первую ступень развития высокой проф. муз. культуры (в зап.-европ. музыке - григорианское пение, светская музыка средневековья; рус. знаменный распев и др. виды монодии). По мере становления многогол. форм и жанров О. оттесняется на задний план и перестаёт существовать как самостоят. ветвь иск-ва. Г. де Машо был последним из известных композиторов, писавших в жанрах одногол. музыки (отд. "островки" О. встречаются и позже, напр. песни Г. Сакса). Возрождение О., уже на новой основе, в условиях переосмысления классич. ладов мажорно-минорной тональной системы, осуществляется в музыке 20 в. (К. Дебюсси, "Сиринкс" для флейты соло, 1912; И. Ф. Стравинский, Три пьесы для кларнета соло, 1919; Т. Олах, Соната для кларнета соло, 1963).

    Литература: см. при статьях Мелодия, Монодия.Ю. Н. Холопов.

  13. Источник: Музыкальная энциклопедия



  14. Большой Энциклопедический словарь

  15. Источник: