«Компас (в мор. деле)»

Компас (в мор. деле) в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Компас (в мор. деле)»

Источники

    Большая Советская энциклопедия

    Компас (в морском деле компас) (нем. Kompass, итал. compasso, от compassare измерять шагами), прибор для ориентирования на местности. По принципу действия К. разделяют на: магнитные, в которых используется свойство прямого постоянного магнита (магнитной стрелки) или катушки с током при взаимодействии с магнитным полем Земли располагаться вдоль магнитного меридиана в направлении север юг; гироскопические, в которых используется свойство быстро вращающегося ротора гироскопа сохранять неизменным направление оси вращения и удерживать её при определённых условиях в плоскости географического меридиана (см. Гирополукомпас, Гирокомпас); астрономические, в которых специальное устройство (пеленгатор) непрерывно следит за положением какого-либо небесного светила (например, Солнца), что позволяет при знании географических координат места нахождения определить направление географического меридиана (см. Астрономический компас); радиокомпасы радиоприёмные устройства, автоматически фиксирующие направление на радиомаяк (см. Радиокомпас, Радиополукомпас). К. применяется в морской и авиационной навигации (для определения курса судна, самолёта, а также направлений на ориентиры), в сухопутных путешествиях, в военном деле, геодезии и топографии, в горном деле (см. Буссоль, Горный компас). Старейшим и наиболее распространённым прибором является магнитный К. Более 2 тыс. лет назад в Китае уже применяли постоянный магнит для определения направления север юг. В Европе К. появился не позднее 12 в., он представлял собой магнитную стрелку, укрепленную на пробке, плававшей в сосуде с водой. В начале 14 в. К. был усовершенствован: магнитную стрелку поместили на остриё, которое находилось в центре бумажного круга (картушки), снабженного для удобства ориентирования делениями. Круг был разделён сначала на 16, а затем на 32 равных сектора (см. Румб). В 16 в. для уменьшения воздействия на К. механических колебаний (например, морской качки) стали применять кардановый подвес. В 17 в. морской К. снабдили так называемым пеленгатором вращающейся диаметральной линейкой с визирами по концам, что позволило точнее отсчитывать направления (пеленги). Усовершенствованный магнитный К. стал основным навигационным прибором в судовождении. Точность показаний современных судовых магнитных К. в средних широтах и при отсутствии качки достигает 0,30,5°. Авиационный магнитный К. имеет те же основные детали, что и судовой, но его конструкция учитывает специфические условия работы: возможные сильные вибрации, ускорения и т.п. К недостаткам магнитного К. относится необходимость вносить поправки в его показания на несовпадение магнитного и географического меридианов (учитывать склонение магнитное) и поправки на девиацию (см. Девиация компаса). Вблизи магнитных полюсов Земли и крупных магнитных аномалий точность показаний магнитного К. резко снижается, в этих районах приходится пользоваться К. других типов. Однако ни один из перечисленных типов К. не может обеспечить точного измерения курса во всех районах Земли при любой погоде, различных состояниях магнитосферы и радиопомехах. В связи с этим в морском деле, в авиации, в военном деле применяют совместно К. различных типов, на их основе созданы единые курсовые системы. Лит.: Андерсон Э., Принципы навигации, пер. с англ., М., 1968; Селезнев В. П., Навигационные устройства, М., 1961.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.