Большая Советская энциклопедия

    («Осли́ный хвост»)

    группировка молодых художников во главе с М. Ф. Ларионовым, отделившаяся от «Бубнового валета» (См. Бубновый валет) и организовавшая в 1912 две одноименные выставки — одну в Москве, другую, совместно с членами «Союза молодёжи» (См. Союз молодежи), в Петербурге. Эпатирующее название «О. х.», связанное с одним из эксцессов французского авангардизма, должно было, по замыслу участников группировки, подчёркивать анархически-бунтарский характер их выступлений, их пафос отрицания сложившихся норм художественного творчества и провозглашения полной свободы формальных экспериментов. Полемическая заострённость лозунгов и нарочитое «огрубление» образного строя сближали художников «О. х.» с практикой литературного Футуризма. Участники группировки (Н. С. Гончарова, К. С. Малевич, К. М. Зданевич, А. В. Шевченко, С. П. Бобров, В. Е. Татлин, М. З. Шагал, А. В. Фонвизин, М. В. Ле-Дантю и др.) в противовес «западничеству» «Бубнового валета» обратились к Примитивизму (при этом они популяризировали творчество Н. Пиросманашвили и др. примитивистов), традициям русской иконописи и лубка, провозгласили ориентацию на восточное искусство (последнее оставалось в основном лозунгом). Вместе с тем некоторые из этих художников (Гончарова, Малевич и др.) обнаруживали близость к современным течениям западно-европейского искусства — футуризму и Кубизму. На следующих выставках группировки («Мишень», 1913; «№4», 1914) ряд её участников выступил с произведениями в духе т. н. лучизма (созданного Ларионовым метода, приведшего к одному из первых вариантов абстрактного искусства).

    Лит.: Ослиный хвост и Мишень. Сборник, М., 1913; Дьяконицын Л. Ф., Идейные противоречия в эстетике русской живописи конца 19 — начала 20 вв., [Пермь], 1966, с. 190—198.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    "ОСЛИНЫЙ ХВОСТ" - группировка молодых русских художников (М. Ф. Ларионов, Н. С. Гончарова, К. С. Малевич, В. Е. Татлин), организовавших в 1912 две одноименные выставки. Анархическое бунтарство, отрицание классических традиций, провозглашение свободы формальных экспериментов "Ослиный хвост" сочетал с обращением к примитивизму, к традиции русской иконы и лубка.

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Современная энциклопедия

    "ОСЛИНЫЙ ХВОСТ", группировка молодых русских художников (М.Ф. Ларионов, Н.С. Гончарова, К.С. Малевич, В.Е. Татлин и др.), организовавших в 1912 две одноименные выставки. Анархическое бунтарство, отрицание традиций классического искусства, провозглашение свободы формальных экспериментов "Ослиный хвост " сочетал с обращением к примитивизму, к традициям русской иконы и лубка.

  5. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  6. Энциклопедический словарь

    ОСЛИНЫЙ ХВОСТ

    «ОСЛИ́НЫЙ ХВОСТ», группировка молодых русских художников (М. Ф. Ларионов(см. ЛАРИОНОВ Михаил Федорович), Н. С. Гончарова(см. ГОНЧАРОВА Наталия Сергеевна), К. С. Малевич(см. МАЛЕВИЧ Казимир Северинович), В. Е. Татлин(см. ТАТЛИН Владимир Евграфович)), организовавших в 1912 две одноименные выставки. Анархическое бунтарство, отрицание классических традиций, провозглашение свободы формальных экспериментов «Ослиный хвост» сочетал с обращением к примитивизму(см. ПРИМИТИВИЗМ), к традиции русской иконы и лубка.

  7. Источник: Энциклопедический словарь



  8. Большой Энциклопедический словарь

  9. Источник: