Словарь Брокгауза и Ефрона

    Чарльз (Burney) — выдающийся музыкальный деятель, род. в Шрюсбэри 7 апреля 1726 г. Руководимый с раннего возраста своим отцом в музыкальных занятиях, Б. занимался позднее у Арна в Лондоне (1744—47), играл в оркестре и давал уроки музыки. Вследствие неудачи, постигшей три его сочинения: "Robin Hood", "Alfred" и "Queen Mab", написанные для Дрюриленского театра, где они прошли без особенного успеха, Б. оставил столицу, чтобы принять место органиста в Линне. Здесь он задумал тот обширный труд, который дал ему известность. В 1760 г., по предложению герцога Йорка, Б. возвратился в Лондон, где его талант нашел себе наконец справедливую оценку. С 1770—72 г. Б. объехал Францию, Италию, Нидерланды и Германию и написал путевые очерки под заглавием "The present state of music in France and Italy" (2 т., Лонд., 1771) и "The present state of music in Germany, Netherlands" (2 т. Лонд., 1772—73; немецкий перевод Эбелинга и Боде, 2 т., Гамб. 1772—73) и вслед за тем выпустил свое большое, до сих пор остающееся ценным, сочинение: "General history of music from the earliest ages to the present period" (4 т., Лонд., 1776—89), введение к которому переведено на немецкий язык Эшенбургом (Лейпц., 1781). Кроме других работ, Б. написал также жизнь Генделя (немец. перев. Эшенбурга, Берл., 1785) и музыкально-литературную биографию Метастазио (3 т., Лонд., 1796). Б. умер 12 апр. 1814 г., занимая место органиста в Chelsea Hospital. — Среди талантливых членов многочисленного семейства Б. особенно выделилась его вторая дочь, Френсис Б., род. 13 июня 1752 г. Ее романы:"Evelina"(3 т., Лонд. 1778; нем. Лейпц., 1783), "Ceccilia" (5 т., Лонд., 1782); "Georgina" (Лонд., 1789; немец. Тюбинг., 1790) и "Camilla" (4 т. Лонд., 1797; нем. 4 т. Берл., 1798) были очень популярны и до сих пор еще не утратили своего значения, как верная картина общественной жизни того времени. В 1786 г. она состояла фрейлиной супруги короля Георга III и в 1793 г. вышла замуж за французского эмигранта д'Арблее, за которым в 1802 г. последовала в Париж; в 1812 году возвратилась в Лондон и издала роман "The wanderer" (5 т., Лондон, 1814). Б. умерла в Базе 6 янв. 1840 г. Жизнь своего отца она описала в "Memoirs of Dr. B." (3 т., Лонд., 1830). Опубликованные после ее смерти дневник и письма ("Diary and letters of Madame d'Arblay", 7 т., Лонд., 1843; 2-е изд. 1854) содержат в себе немало интересного.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    I

    Бе́рни (Berni)

    Антонио (p. 14.5.1905, Росарио), аргентинский живописец. В 1930-х гг. — один из основоположников «нового реализма» в Аргентине. совместно с Д. Сикейросом (в 1934) и аргентинскими художниками Х. К. Кастаньино, Л. Э. Спилимберго и др. выполнил ряд росписей в Буэнос-Айресе и Нью-Йорке, главным образом на темы жизни и истории аргентинского народа. В картине «Полночь над миром» (конец 30-х гг.) создал величественный образ народного мужества и скорби, навеянный гражданской войной в Испании. В середине 20 в. испытал влияние модернизма.

    Лит.: Pla R., Antonio Berni, B.Aires,1945.

    А. Берни. «Новый чикагский спортивный клуб». 1937. Музей современного искусства. Нью-Йорк.

    II

    Бе́рни (Berni)

    Франческо (около 1497, Лампореккьо, Валь-ди-Ньеволе, — 26.5.1535, Флоренция), итальянский поэт-сатирик. В своей переделке поэмы М. Боярдо «Влюблённый Роланд» Б. выступил против завоевателей Италии. Снижая героику, он высмеивал фантастические образы рыцарских романов. Б. создал особый пародийный жанр — «бернеско». В своих сатирах, написанных терцинами (т. н. капитоли), Б. в возвышенном стиле говорил о предметах обыденных или низменных, нагромождал противоречивые образы в духе поэзии барокко. Б. — зачинатель жанра герои-комической поэмы, получившей развитие в литературе 17—18 вв. В сатирических сонетах нападал на пап, тиранов, ханжей.

    Соч: Poesie е prose, Gen.—Firenze, 1934; в рус. пер.—Хрестоматия по зарубежной литературе. Эпоха Возрождения, т. 1, составитель Б. И. Пуришев, М., 1959.

    Лит.: Де Санкт и с Ф., История итальянской литературы, т. 1—2, М., 1963—64.

    И. Н. Голенищев-Кутузов.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Литературная энциклопедия

    Берни

    БЕРНИ Франческо (Francesco Berni, 1498–1535) — итальянский поэт. Создал особый стиль пародийно-шутливой лирики в «Le Rime Burlesche», названной его именем (poesia bernesca), прославился своими сатирами на папу Адриана VI и на политику Климента VII, виртуозно переделал популярную в XVI в. поэму Боярдо «Orlando Innamorato» (1541). На русск. яз. переведено Дм. Мином: «Ночлег», «Послание к мессиру Иерониму Веронскому» (М., 1879) (ср. «Бурлеска»).

  5. Источник: Литературная энциклопедия