Ленский Александр Павлович в словарях и энциклопедиях
драматический артист, в 1876 г. вступил в труппу московского Малого театра; одно время играл в Петербурге. Лучшие роли его — Чацкий, Дон-Жуан (в мольеровском "Дон-Жуане"), Петруччио (в "Укрощении строптивой" Шекспира). В последнее время переходит на роли резонеров и комиков, как напр. Фамусова, Лыняева в ком. "Волки и овцы" и пр. Д. занимается также скульптурой и очень искусно гримируется. В журнале "Артист" Л. напечатал несколько статей; между прочим о гриме.
Ленский (настоящая фамилия — Вервициотти) Александр Павлович [1(13)10.1847, Кишинев, — 13(26).10.1908, Москва], русский актёр, режиссёр, педагог и теоретик театра. С 1865 дебютировал на профессиональной сцене во Владимире. Играл в провинции. С 1876 до конца жизни работал в Малом театре (в 1882—84 в Александрийском). Л. сыграл значительную роль в развитии реализма на русской сцене. Мастерски владея искусством перевоплощения, мимики, грима, он стремился к реалистической многосторонности и исторической точности характеристики персонажа. Созданные им образы отличались «...совершенно исключительной сценической мягкостью...» (Станиславский К. С., Собр. соч., т. 1, 1954, с. 39), обаянием, тонким юмором, артистичностью, изяществом. Среди лучших ролей: Бенедикт, Петруччио, Гамлет, Отелло («Много шума из ничего», «Укрощение строптивой», «Гамлет» и«Отелло» Шекспира), Уриэль Акоста («Уриэль Акоста» Гуцкова), Чацкий и Фамусов («Горе от ума» Грибоедова), Паратов («Бесприданница» Островского), Демурин, Столбцов («Цена жизни» и «Новое дело» Немировича-Данченко). Стремясь к реформе театра, воспитанию актёра, обладающего высокой культурой, Л. добивался сочетания в актёрском искусстве творческого вдохновения с высокой сценической техникой. Большое значение придавал он театральному образованию. Один из создателей Нового театра (филиал Малого театра), Л. в 1898—1903 возглавил в нём драматическую труппу молодых актёров. Под его руководством в этом театре раскрылись дарования Е. Д. Турчаниновой, В. Н. Рыжовой, В. О. Массалитиновой, П. М. Садовского и др. Поставил здесь спектакли: «Ревизор» Гоголя, «Козьма Захарьич Минин-Сухорук» и «Снегурочка» Островского; в Малом театре — «Ромео и Джульетта» (1902), «Буря»(1905) Шекспира, «Без вины виноватые» Островского (1908). С 1888 Л. преподавал на драматических курсах Московского театрального училища. Среди его учеников — В. Н. Пашенная, А. А. Остужев и др.
Взгляды Л. как режиссёра и театрального педагога были во многом близки принципам, положенным К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко в основу новаторской деятельности Московского Художественного театра.
Соч.: Статьи. Письма. Записки, 2 изд., М., 1950.
Лит.: Зограф Н. Г., Александр Павлович Ленский, М., 1955.
ЛЕНСКИЙ Александр Павлович (1847-1908) - российский актер, режиссер, педагог. На сцене с 1865. С 1876 в Малом театре. Ленский внес большой вклад в развитие реализма на русской сцене. Мастер перевоплощения, он сочетал творческое вдохновение с высокой актерской техникой (Гамлет, Бенедикт - "Гамлет" и "Много шума из ничего" У. Шекспира, Чацкий, Фамусов - "Горе от ума" А. С. Грибоедова и др.). Один из создателей Нового театра (филиал Малого театра), в который вошли его ученики (В. Н. Рыжова, Е. Д. Турчанинова, В. Н. Пашенная и др.).
Ле́нский Александр Павлович
настоящая фамилия Вервициотти (1847—1908), актёр, режиссёр, педагог. На сцене с 1865. С 1876 в Малом театре (Москва). Мастер перевоплощения, сочетал творческое вдохновение с высокой актёрской техникой (Гамлет, Бенедикт — «Гамлет» и «Много шума из ничего» У. Шекспира, Чацкий, Фамусов — «Горе от ума» А. С. Грибоедова, и др.). Один из создателей Нового театра (филиал Малого театра), в который вошли его ученики (В. Н. Рыжова, Е. Д. Турчанинова, В. Н. Пашенная и др.).
* * *
ЛЕНСКИЙ Александр ПавловичЛЕ́НСКИЙ Александр Павлович (1847—1908), российский актер, режиссер, педагог. На сцене с 1865. С 1876 в Малом театре. Ленский внес большой вклад в развитие реализма на русской сцене. Мастер перевоплощения, он сочетал творческое вдохновение с высокой актерской техникой (Гамлет, Бенедикт — «Гамлет» и «Много шума из ничего» У. Шекспира, Чацкий, Фамусов — «Горе от ума» А. С. Грибоедова и др.). Один из создателей Нового театра (филиал Малого театра), в который вошли его ученики (В. Н. Рыжова, Е. Д. Турчанинова, В. Н. Пашенная и др.).