Большая Советская энциклопедия

    (Bonifacius VIII)

    в миру — Бенедетто Каэтани (Benedetto Caetani) (около 1235, Ананьи, — 11.10.1303, Рим), римский папа с 1294. Активно боролся за папскую теократию. Стремился расширить круг государств, непосредственно зависимых от папства (вмешивался в вопросы о замещении императорского престола, о замещении королевских престолов в Венгрии и Польше, претендовал на обладание Сицилией). Притязания Б. VIII на верховное господство над светскими государями (выраженное в булле 1302 «Unam sanctam») натолкнулись на сопротивление складывавшихся в Европе централизованных государств. Б. VIII потерпел поражение в конфликте с французским королём Филиппом IV Красивым, начавшемся с опубликования папой буллы 1296 («Clericis laicos»), которая воспрещала королям взимание налогов с духовенства без согласия папы. Политическая победа Филиппа IV над папой явилась предпосылкой Авиньонского пленения пап (См. Авиньонское пленение пап). Б. VIII ввёл в 1300 празднование юбилейных годов (См. Юбилейные годы).

    Лит.: Boase Т. S. R., Boniface VIII, [L.], 1933.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    БОНИФАЦИЙ VIII (Bonifacius VIII) (ок. 1235-1303) - римский папа с 1294. Притязал на верховенство над светскими государями. Потерпел поражение в борьбе с французским королем Филиппом IV. Ввел в 1300 празднование юбилейных годов.

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Энциклопедический словарь

    Бонифаций VIII

    (около 1235 — 1303), римский папа с 1294. Притязал на верховенство над светскими государями. Потерпел поражение в борьбе с французским королём Филиппом IV. Ввёл в 1300 празднование юбилейных годов.

    * * *

    БОНИФАЦИЙ VIII

    БОНИФА́ЦИЙ VIII (Bonifacius) (в миру Бенедетто Каэтани, Caetani) (ок. 1235, Ананьи — 11 октября 1303, Рим), папа римский (понтификат 1294—1303). Сторонник церковной супрематии, способствовал усилению светской власти церкви, внес вклад в развитие теократической доктрины. Следствием его политики стала резкая конфронтация с французским королевским домом, которая привела к так называемому авиньонскому пленению пап(см. АВИНЬОНСКОЕ ПЛЕНЕНИЕ ПАП), на период которого папство стало орудием политики французских королей и утратило значение самостоятельной силы.

    Будущий папа происходил из древнего и благородного рода, владевшего землями в округе Рима и стремившегося играть большую роль в самом Риме. Изучал церковное право в Болонье и еще совсем молодым занимал важные должности в правительстве Папской области. Будучи кардиналом, Каэтани сумел оказать серьезное влияние на папу Целестина V(см. ЦЕЛЕСТИН V). Именно под влиянием кардинала Каэтани произошло отречение Целестина, мечтавшего вновь обрести покой монаха-отшельника. Однако Каэтани жестоко обманул своего предшественника: Целестин V окончил жизнь узником в местечке Ананьи, являвшемся вотчиной Каэтани. Взойдя на престол под Рождество 1294, Бонифаций VIII — полная противоположность предшественнику — стал бороться за усиление политической роли папства.

    С этой целью Бонифаций начал сложную игру с Анжуйской династией(см. АНЖУЙСКАЯ ДИНАСТИЯ) и Валуа(см. ВАЛУА), пытаясь посеять рознь среди Капетингов(см. КАПЕТИНГИ). В самой Италии Бонифаций прославился своим непотизмом(см. НЕПОТИЗМ). По словам анонимного хрониста, «что ни год, то очередной Каэтани получал важный пост в церкви». Представители рода Каэтани скупали владения не только в округе Рима, но и в самом городе, потеснив несколько древних римских родов (Аннибальди и Колонна(см. КОЛОННА (римский род))). Колонна первоначально поддерживали избрание Бонифация, но сразу после интронизации между бывшими союзниками произошел конфликт, который вылился в настоящую войну. Колонна напали на папский кортеж на пути между Римом и Ананьи и разграбили папскую сокровищницу. В ответ папа взял несколько замков своих врагов, крупнейший из которых, Палестрина, был стерт с лица земли.

    Эта война ослабила позиции папы в Риме, он не мог успешно соперничать в разгоревшемся противоборстве с французским королем Филиппом IV(см. ФИЛИПП IV Красивый). Резкий протест папы вызвали попытки короля обложить поборами французское духовенство и ордена, действовавшие на территории Франции. С момента провозглашения буллы «Clericis laicos» (1296) началась открытая борьба властителя церкви за признание теократического идеала государями христианского мира. В булле («Unam Sanctam», 1302) Бонифаций отстаивал превосходство церкви, единственной главой которой являлся папа, и разрабатывал доктрину «двух мечей» о спиритуальной (духовной) и темпоральной (светской ) власти, в том смысле, что христианские государи владеют мечом светской власти лишь с согласия и по милости римского первосвященника. Все верующие, в том числе и правители, подчиняются папе по причине греха. Духовная власть, воплощаемая папством, является судьей для любой светской власти и правителя, сама же не дает отчет никому, кроме Христа. Как указывалось в заключительной части буллы, для спасения каждого человеческого существа необходимо признание им верховной власти наместника Св. Петра.

    Французский король Филипп IV — один из могущественнейших государей своего времени — резко воспротивился тому, чтобы признать свое право на власть лишь уступкой Церкви. Это право, таким образом, не могло быть неотъемлемым «по причине греха», как указывал в своих разъяснениях папа. Тем самым создавалась предпосылка узурпации светской власти любого правителя со стороны наместника св. Петра, и французский король не мог не почувствовать прямую угрозу в теоретических рассуждениях буллы.

    Филипп IV сумел нанести папе сокрушительный удар, использовав недовольство Бонифацием в Италии. Француз Гийом Ногарэ, неблагородного происхождения, но приближенный к королю вместе с главным врагом папы в Италии Шиара Колонна, силой проникли в папскую резиденцию в Ананьи и, подвергнув оскорблениям, арестовали Бонифация. Жители Ананьи поднялись против дерзких захватчиков и освободили понтифика. Но папа был морально уничтожен случившимся и через месяц после пережитого унижения скончался.

    Бонифацию VIII принадлежит первенство в установлении так называемых «юбилеев» (с 1300), во время которых в Рим стекалось до 300 тысяч паломников, производилось отпущение грехов и канонизация святых. Обладая хорошей юридической подготовкой, папа внес значительный вклад в развитие идей средневековой теократии. В самой церкви проводил взвешенную политику в отношении нищенствующих орденов, ограничивая их свободу.

  5. Источник: Энциклопедический словарь



  6. Советская историческая энциклопедия

    (Bonifacius), в миру - Бенедетто Каэтани (Benedetto Caetani) (ок. 1235-11. Х. 1303), - римский папа с 1294, один из наиболее крупных представителей папской теократии. Для обоснования попыток установления политич. господства над светской властью Б. VIII использовал теорию о "двух мечах" (светском и духовном), якобы вверенных богом папе (булла Б. VIII "Unam sanctam", 1302). Стремился расширить круг гос-в и областей, находившихся в непосредств. зависимости от папы. Реакц. притязания Б. VIII мешали складыванию централизов. гос-в в Европе. В столкновении с франц. королем Филиппом IV Красивым, начавшемся с изд. Б. VIII буллы "Clericis laicos" (1296), Б. VIII потерпел поражение, сыгравшее решающую роль в установлении прямой зависимости папства от франц. королей в период т. н. Авиньонского пленения пап. Ввел празднование юбилейных лет (впервые 1300).

    Источн.: Les Régistres de Boniface VIII, par G. Digard, M. Faucon, A. Thomas et R. Fautier, fasc. 1-16, P., 1884-1936; Quellen und Untersuchungen zur Geschichte der vatikanischen Hof-und Finanzverwaltung unter Bonifatius VIII, Rom, 1939.

    Лит.: Digard G., Pnilippe le Bel et le Saint-Siège de 1285 а 1304, t. 1-2, (Liège), 1936.

    Я. Я. Лернер. Москва.

  7. Источник: Советская историческая энциклопедия



  8. Большой Энциклопедический словарь

  9. Источник: