Большая Советская энциклопедия

    Фейдер (Feyder) Жак (настоящая фамилия Фредерике, Frederix) (21.7.1888, Иксель, близ Брюсселя, √ 25.5.1948, Пранжен, Швейцария), французский кинорежиссёр. С 1908 актёр театра, затем кино. Как режиссёр дебютировал в 1916 √ «Господин Пенсон, полицейский». В 1921 поставил яркую, экзотическую картину «Атлантида», имевшую большой коммерческий успех. Лучшие немые фильмы Ф. √ «Кренкебиль» (1922, по А. Франсу), «Грибиш» (1925), «Тереза Ракен» (1928, по Э. Золя) √ противостояли экранным стандартам, утверждали национальное своеобразие и реализм французского киноискусства. В сатирическом кинопамфлете «Новые господа» (1928) разоблачались буржуазным парламентаризм, карьеризм и беспринципность политиканов. В 1929√33 Ф. работал в США. Трагическое одиночество человека в буржуазном мире, мотивы тоски, неустроенности, иллюзорности окружающего составляют основное содержание крупнейших работ Ф. «Большая игра» (1934) и «Пансион «Мимоза»» (1935). В исторической комедии «Героическая кермесса» (1935) блестяще передан колорит эпохи, реставрированы быт и нравы Фландрии 18 в. После оккупации Франции немецкими фашистами Ф. эмигрировал в Швейцарию, возвратился на родину в 1945. Последняя работа √ «Макадам» (1946). В ряде фильмов Ф. ведущие роли исполнила его жена Ф. Розе. Автор книги «Кино √ наша профессия» (1944, совместно с Ф. Розе).

    Лит.: Божович В., Творчество Жака Фейдера, М., 1965.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Энциклопедический словарь

    Фейде́р Жак

    (Feyder), настоящая фамилия Фредерикс (Frédérix) (1888—1948), французский кинорежиссёр. Был близок движению Народного фронта (с середины 30-х гг.). Фильмы: «Новые господа» (1928), «Большая игра» (1934), «Пансион “Мимоза”» (1935), «Героическая кермесса» (1935) и др.

    * * *

    ФЕЙДЕР Жак

    ФЕЙДЕ́Р (Feyder) Жак (1888—1948), французский кинорежиссер. Был близок движению Народного фронта (с сер. 30-х гг.). Фильмы: «Новые господа» (1928), «Большая игра» (1934), «Пансион «Мимоза» (1935), «Героическая кермесса» (1935) и др.

  3. Источник: Энциклопедический словарь



  4. Энциклопедический словарь псевдонимов

    (наст. фам. Фредерикс; 1888–1948) – франц. кинорежиссер. Был близок движению Нар. фронта (с сер. 30-х гг.). Пост. ф.: «Новые господа» (1928), «Большая игра» (1934), «Пансион „Мимоза“ (1935), „Героическая кермесса“ (1935) и др.

  5. Источник: Энциклопедический словарь псевдонимов



  6. Энциклопедия кино

    ФЕЙДЕР (Feyder) Жак (21. 07. 1888 — 25. 05. 1948), французский режиссер бельгийского происхождения.

    В Париже с 1911. Выступал в небольших ролях на сцене и в кино, с 1914 ассистент режиссера Г. Равеля, через два года начал ставить самостоятельно.

    После Первой мировой войны становится одной из ключевых фигур французского кино, сочетая новаторские поиски кинематографических средств выражения (композиция кадра, ракурс, освещение, монтаж, ритм и использование метафор) с доступностью для широкой публики. Успех постановочного фильма «Атлантида» (L"atlantide, 1921, по роману П. Бенуа) позволял Фейдеру диктовать условия и выбирать материал. «Кренкебиль» (Crainquebille, 1923, по А. Франсу) отличался остротой анализа социальных противоречий, глубиной проникновения в психологию героев, своеобразием киноязыка и симпатией к слабым и обездоленным. Ряд своих картин Фейдеру приходилось снимать за рубежом, например, «Детские лица» (Visages D"enfants, 1925, Швейцария); «Образ» (L"image, 1925, Австрия); «Тереза Ракен» (Thercse Raquin/Du Sollst Nicht Ehe Brechen, 1928, Германия), но он оставался верен своим пристрастиям, стремясь к реализму характеров, правде человеческих отношений и образной деформации изображения, позволяющей выражать авторское видение. Наиболее зрелое произведение Фейдера в 20-е годы, политическая комедия «Новые господа» (Les Nouveaux Messieurs, 1928), подверглась цензурному запрету. Проведя несколько лет в США, Фейдер вернулся во Францию. Его фильмы «Большая игра» (Le Grand Jeu, 1934) и «Пансион Мимоза» (Pension Mimosas, 1935), характеризующиеся глубоким проникновением в психологию героев, ощущением бессилия перед лицом безжалостного рока и погружением в романтическую атмосферу, оказали решающее влияние на творчество М. Карне, Ж. Дювивье и других мастеров кино Франции конца 30-х годов. В исторической стилизации «Героическая кермесса» (1935, премия МКФ в Венеции) Фейдер показывает 16 век через призму пародийно осмысленного искусства той эпохи, осмеивая трусость и фанфаронство молодой буржуазии и проводя неприглядные параллели с современностью. Споры вокруг картины заставляют его снимать за границей фильм «Рыцарь без доспехов» (Knight Without Armour, Великобритания, 1937). В годы Второй мировой войны Фейдер вынужден бежать в Швейцарию. В 1946 осуществляет художественное руководство постановкой фильма «Макадам» (Back Streets Of Paris/Macadam).

    Владимир Утилов

    1916 L"HOMME DE COMPAGNIE режиссер

    1916 L"INSTINCT EST MAITRE режиссер

    1916 LE BLUFF режиссер, сценарист

    1916 LE FRCRE DE LAIT режиссер, сценарист

    1916 LE PIED QUI ETREINT режиссер

    1916 M. PINSON—POLICIER сорежиссер

    1916 TETES DE FEMMES—FEMMES DE TETE режиссер

    1916 TIENS VOUS ETES R POITIERS? режиссер

    1916 UN CONSEIL D"AMI режиссер, сценарист

    1917 ABREGEONS LES FORMALITES! режиссер, сценарист

    1917 LA TROUVAILLE DE BUCHU режиссер, сценарист

    1917 LE BILLARD CASSE режиссер, сценарист

    1917 LE PARDESSUS DE DEMI-SAISON режиссер

    1917 LE RAVIN SANS FOND сорежиссер

    1917 LES VIEILLES FEMMES DE L"HOSPICE режиссер

    1919 LA FAUTE D"ORTHOGRAPHE режиссер, сценарист

    1921 L"ATLANTIDE режиссер, сценарист

    1923 CRAINQUEBILLE режиссер, сценарист, художник-постановщик

    1925 VISAGES D"ENFANTS режиссер, сценарист, художник-постановщик

    1925 GRIBICHE режиссер, сценарист

    1925 L"IMAGE режиссер, сценарист

    1926 CARMEN режиссер, сценарист

    1927 AU PAYS DU ROI LEPREUX режиссер, сценарист

    1928 НОВЫЕ ГОСПОДА / LES NOUVEAUX MESSIEURS режиссер

    1928 THERCSE RAQUIN/DU SOLLST NICHT EHE BRECHEN режиссер, экранизация

    1929 GARDIENS DE PHARE сценарист, художник-постановщик

    1929 THE KISS режиссер, сценарист

    1930 ANNA CHRISTIE режиссер

    THE UNHOLY NIGHT director— French version of Lionel Barrymore"s THE UNHOLY NIGHT

    HIS GLORIOUS NIGHT director— French and German versions of Lionel Barrymore"s HIS GLORIOUS NIGHT

    1930 SI L"EMPEREUR SAVAIT CA режиссер

    1931 DAYBREAK режиссер

    1931 SON OF INDIA режиссер

    1934 БОЛЬШАЯ ИГРА / LE GRAND JEU режиссер

    1935 ПАНСИОН МИМОЗА / PENSION MIMOSAS режиссер

    KLUGER FRAUER director— plus German version KLUGER FRAUER, соавтор сценария

    1937 KNIGHT WITHOUT ARMOUR режиссер

    1938 FAHRENDES VOLK режиссер

    1942 LA LOI DU NORD режиссер, соавтор сценария

    1942 UNE FEMME DISPARAIT режиссер, сценарист

    1943 MATURAREISE руководитель по производству

    1946 МАКАДАМ / BACK STREETS OF PARIS/MACADAM

  7. Источник: Энциклопедия кино