Большая Советская энциклопедия

    Горский Александр Алексеевич [6(18).8.1871, около Петербурга, — 20.10.1924, Москва], советский артист балета, балетмейстер, педагог, заслуженный артист императорских (позднее государственных академических) театров (1915). По окончании Петербургского театрального училища в 1889—1900 артист Мариинского театра. В 1900 режиссёр балета, в 1902—24 балетмейстер Большого театра. Возглавив московскую балетную труппу, Г. стал осуществлять реформу балета, опираясь в большой степени на опыт драматических театров (МХТ и др.). Стремился преодолеть многие условности академического балета 19 в. (каноническую структуру, раздельное существование танца и пантомимы). Начав с обновления старого спектакля («Дон Кихот» Минкуса, 1900), Г. переработал многие балеты классического наследия, пытаясь пересмотреть их драматургию, заменяя отвлечённые кордебалетные ансамбли танцами, оправданными действием, добиваясь исторической достоверности оформления: «Лебединое озеро» Чайковского, «Конёк-Горбунок» Пуньи, «Жизель» и «Корсар» Адана, «Баядерка» Минкуса и др. Свои творческие устремления Г. полностью осуществил в самостоятельных работах: «Дочь Гудулы» Симона (1902), «Саламбо» Ареидса (1910), «Любовь быстра» на музыку Грига (1913), «Эвника и Петроний» на музыку Шопена (1915), «Щелкунчик» Чайковского (1919) и др. К 1-й годовщине Октябрьской революции Г. поставил балет «Стенька Разин» на музыку А. К. Глазунова, к 5-й годовщине — детский спектакль на современную тему «Вечно живые цветы» на музыку Б. В. Асафьева (с отдельными номерами др. композиторов). Г. преподавал в Петербурге (1896—1900), с 1902 — в Москве. Среди его учеников: А. М. Мессерер, М. М. Габович, А. И. Абрамова, Л. М. Банк и др.

    Лит.: Бахрушин Ю., Александр Алексеевич Горский, 1871—1924, М. — Л. 1946.

    Е. Я. Суриц.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    ГОРСКИЙ Александр Алексеевич (1871-1924) - российский артист балета, балетмейстер, заслуженный артист императорских (позднее - государственных академических) театров (1915). В 1901-24 работал в Большом театре. Реформатор балетного театра, в спектаклях добивался последовательности развития драматического действия, исторической достоверности, стилевого единства.

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Энциклопедический словарь

    Го́рский Александр Алексеевич

    (1871—1924), артист балета, балетмейстер, заслуженный артист императорского (1915; позднее государственного академического) театров. В 1901—24 работал в Большом театре. Поставил балеты: «Дон Кихот» Л. Ф. Минкуса (1900), «Дочь Гудулы» А. Ю. Симона (1902), «Саламбо» А. Ф. Арендса (1910), «Лебединое озеро» (1912), «Щелкунчик» (1919, оба — П. И. Чайковского) и др. Реформатор балетного театра, в спектаклях добивался последовательности развития драматического действия, исторической достоверности, стилевого единства.

    * * *

    ГОРСКИЙ Александр Алексеевич

    ГО́РСКИЙ Александр Алексеевич (1871—1924), российский артист балета, балетмейстер, заслуженный артист императорских (позднее — государственных академических) театров (1915). В 1901—24 работал в Большом театре. Реформатор балетного театра, в спектаклях добивался последовательности развития драматического действия, исторической достоверности, стилевого единства.

  5. Источник: Энциклопедический словарь



  6. Москва (энциклопедия)

  7. Источник:



  8. Большой Энциклопедический словарь

  9. Источник: