Большая Советская энциклопедия

    сельскохозяйственными продуктами в СССР, разновидность колхозной торговли. Экономической основой её является общественное производство колхозов, а также личное подсобное хозяйство колхозников. Осуществляется потребительской кооперацией, которая принимает сельскохозяйственные продукты на комиссию от колхозов по ценам согласно договорённости (причём им выплачивается сразу 100% договорной цены), а у колхозников закупает их по ценам местных рынков. Договорные цены, как правило, ниже цен местных рынков. За сбыт продукции с колхозов взимаются комиссионные сборы. К. т. введена в 1953, в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 23 октября 1953 «О мерах дальнейшего развития советской торговли». Центросоюзу вменялось в обязанность организовать прием свободных товарных ресурсов от колхозов и колхозников для продажи их на колхозных рынках. Данные, характеризующие динамику объема розничного товарооборота потребительской кооперации по продаже сельскохозяйственных продуктов, закупленных и принятых на комиссию, и объёма продажи сельскохозяйственных продуктов на колхозном рынке (без оборота потребительской кооперации), приведены в следующей таблице.

    --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

    |      | 1960   | 1965   | 1971   |

    |------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

    | Объём розничного товарооборота комиссионной торговли*.................   | 0,75          | 1,1     | 1,5     |

    |------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

    | Объём продажи сельскохозяйственной продукции на колхозном    | 3,7     | 3,6     | 4,1     |

    | внедеревенском рынке*.............................................................................   |   |   |   |

    |------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

    | Доля комиссионной торговли в обороте внедеревенского рынка, %....    | 20,3          | 30,6          | 36,6    |

    --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

    * В млрд. рублей, в ценах соответствующих лет.

    Колхозы после выполнения обязательств по продаже сельскохозяйственной продукции государству могут в плановом порядке путём заключения договоров с организациями потребительской кооперации сбывать свободные товарные ресурсы сельскохозяйственных продуктов. Закупка организациями потребительской кооперации излишков сельскохозяйственных продуктов у населения представляет собой более организованный вид торговли по сравнению с продажей товаров колхозниками на колхозном рынке. Преимущества этой формы торговли состоят в том, что колхозы и особенно колхозники освобождаются от затрат труда и времени, связанных с перевозкой и продажей продуктов на рынке; расширяется радиус доставки продукции; на реализуемые товары сохраняются более устойчивые цены, чем на колхозном рынке. К. т. способствует ослаблению сезонности в торговле, снижению издержек обращения, повышению культуры торгового обслуживания, улучшению ассортимента товаров.

    В других социалистических странах К. т. сельскохозяйственными продуктами развита в Венгрии, Болгарии, Польше, Чехословакии, Румынии и Монголии, но имеет свои особенности.

    Б. Я. Пономаренко.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    КОМИССИОННАЯ ТОРГОВЛЯ - форма торговли, в основе которой лежит договор комиссии, заключаемый между торговыми предприятиями и отдельными гражданами или предприятиями (организациями). Объектами комиссионной торговли являются продукты питания и продукция производственно-технического назначения. За продажу товаров предприятия комиссионной торговли взимают комиссионный сбор.

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Русско-китайский словарь: пресса, интернет, радио, телевидение

    经纪贸易, 代售贸易

  5. Источник: Русско-китайский словарь: пресса, интернет, радио, телевидение



  6. Энциклопедический словарь

    комиссио́нная торго́вля

    форма торговли, в основе которой лежит договор комиссии, заключаемый между торговыми предприятиями и отдельными гражданами или предприятиями (организациями). Объекты комиссионной торговли: продукты питания, непродовольственные товары и продукция производственно-технического назначения. За продажу товаров предприятия комиссионной торговли взимают комиссионный сбор.

    * * *

    КОМИССИОННАЯ ТОРГОВЛЯ

    КОМИССИО́ННАЯ ТОРГО́ВЛЯ, форма торговли, в основе которой лежит договор комиссии, заключаемый между торговыми предприятиями и отдельными гражданами или предприятиями (организациями). Объектами комиссионной торговли являются продукты питания и продукция производственно-технического назначения. За продажу товаров предприятия комиссионной торговли взимают комиссионный сбор.

  7. Источник: Энциклопедический словарь



  8. Словарь бизнес-терминов

  9. Источник:



  10. Большой Энциклопедический словарь

  11. Источник: