Большая Советская энциклопедия

    Бюлер (Bühler) Карл (27.5.1879, Меккесхейм, Баден, — 24.10.1963, Лос-Анджелес), немецкий психолог. С 1922 профессор Венского университета. В 1938, после фашистской оккупации Австрии, переехал в США. Будучи учеником О. Кюльпе, в первый период своей научной деятельности примыкал к вюрцбургской школе и считал, что основным методом изучения мышления должно быть самонаблюдение испытуемых, способных при обдумывании задачи фиксировать путь, который приводит к решению. Рассматривая развитие психики, Б. выделяет в нём 3 типа структур: инстинкт, дрессуру (научение) и интеллект, связывая возникновение последнего с появлением актов внезапного понимания (Aha-Erlebnis). В структуре интеллекта Б. различает 3 категории элементов: образы, интеллектуальные чувства и собственно мысли, лишённые чувственно-образного характера и составляющие, по Б., главный предмет психологического исследования. Сыграв важную роль в расширении представлений о содержании мышления, концепция Б., однако, столкнулась с серьёзными трудностями при объяснении развития мышления у детей, поскольку она не выходила за рамки чистого описания интеллектуальных процессов и не показывала конструктивных механизмов мышления и реальных путей их формирования. В этой связи работы Б. подвергались основательной критике в психологической литературе (в частности, советским психологом Л. С. Выготским и швейцарским психологом Ж. Пиаже). Б. принадлежит ряд работ по психологическим аспектам речи и теоретическим основаниям психологии. В частности, в книги «Кризис психологии» (1927) Б. выдвинул идею, что кризис психологии как науки может быть преодолен синтезом трёх разных подходов — субъективно-психологического, объективно-психологического и культурно-исторического.

    Соч.: Handbuch der Psychologie, Jena, 1922; Ausdruckstheorie, Jena, 1933: Sprachtheorie, Jena, 1934; в рус. пер. — Духовное развитие ребенка, [М.], 1924; Очерк духовного развития ребенка, М., 1930.

    Лит.: Ярошевский М. Г., История психологии, М., 1966, гл. 12; Piaget J., La psychologie de l'intelligence. P., 1947, ch. 2.

    М. Г. Ярошевский.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Психологический словарь

    Бюлер Карл (27.05.1879, Баден - 24.10.1963, Калифорния) - немецко - австрийский психолог. Первоначально работал Вюрцбургской психологической школе -, где предложил доказательства безобразности мышления -. После первой мировой войны приступил к разработке проблемы развития психики -, которое трактовал как прохождение трех стадий (инстинкта -, навыка и интеллекта - ). Также работал в области языкознания.

  3. Источник: Психологический словарь



  4. Энциклопедический словарь

    Бю́лер Карл

    (Bühler) (1879—1963), немецкий психолог, представитель вюрцбургской школы. В 1922—38 в Вене, с 1938 в США. Возникновение интеллекта связывал с появлением актов внезапного понимания («ага-переживание»). Труды по развитию детского мышления, по психологическим аспектам речи.

    * * *

    БЮЛЕР Карл

    БЮ́ЛЕР (Buhler) Карл (1879—1963), немецкий психолог, представитель вюрцбургской школы(см. ВЮРЦБУРГСКАЯ ШКОЛА). В 1922—38 в Вене, с 1938 в США. Возникновение интеллекта связывал с появлением актов внезапного понимания («ага-переживание»). Труды по развитию детского мышления, по психологическим аспектам речи.

  5. Источник: Энциклопедический словарь