Большая Советская энциклопедия

    Шапорин Юрий Александрович [27.10(8. 11).1887, г. Глухов, ныне Сумской области, ‒ 9.12.1966, Москва], советский композитор, педагог, музыкально-общественный деятель, народный артист СССР (1954). Родился в семье художника. Окончил юридический факультет Петербургского университета (1913), в 1918 ‒ Петроградскую консерваторию по классу композиции у Н. А. Соколова (проходил инструментовку у М. О. Штейнберга и чтение партитур у Н. Н. Черепнина). Важную роль в творческом формировании Ш. сыграли встречи с А. А. Блоком, к поэзии которого композитор часто обращался в своём творчестве. Был заведующим музыкальной частью и композитором ленинградских театров (1919‒1934). С 1936 жил в Москве. С 1939 преподавал в Московской консерватории (с 1940 профессор). Среди учеников ‒ Г. А. Жубанова, Е. Ф. Светланов, А. Г. Флярковский, Р. К. Щедрин, Р. М. Яхин. Секретарь Союза композиторов СССР (с 1952). В своих лучших произведениях Ш. развивал традиции русской музыкальной классики. Значительные события исторического прошлого и современности нашли отражение в его крупных сочинениях, отличающихся широким эпическим размахом, ‒ опере «Декабристы» (1953), симфонии-кантате «На поле Куликовом» (1939, слова А. А. Блока, с дополнениями М. Л. Лозинского, Государственная премия СССР, 1941), ораториях «Сказание о битве за русскую землю» (1944, слова разных авторов, Государственная премия СССР, 1946), «Доколе коршуну кружить» (1963). Эти произведения отмечены высоким патриотическим пафосом, масштабностью художественных решений, реалистическим подходом к интерпретации литературных первоисточников. С революционными событиями связан образно-тематический материал симфонии (1932); в основу сюиты «Блоха» (1926) легла музыка композитора к пьесе по повести Н. С. Лескова «Левша». Ш. ‒ мастер вокального письма, последовательно развивавший линию романсового творчества П. И. Чайковского, С. И. Танеева, С. В. Рахманинова ‒ циклы на стихи А. С. Пушкина (1937), Блока («Далёкая юность», 1939), Ф. И. Тютчева («Память сердца», 1958) и др. Особенную известность завоевали романсы «Заклинание», «Под небом голубым», «Осенний праздник», «Под вечер примолкла война», обработки народных песен «Ничто в полюшке не колышется», «Бурлацкая песня» (Государственная премия СССР, 1952). В числе сочинений Ш. также вокально-симфонические баллады на слова И. А. Бунина, Блока, М. В. Исаковского, К. М. Симонова, 2 сонаты для фортепьяно, хоры, музыка к драматическим спектаклям и фильмам. Автор статей о музыке. Награжден орденом Ленина, 2 др. орденами, а также медалями.

    Лит.: Грошева Е., Юрий Шапорин, М., 1957; Левит С., Ю. А. Шапорин, М., 1964; Мартынов И., Ю. Шапорин, М., 1966.

    М. М. Яковлев.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    ШАПОРИН Юрий (Георгий) Александрович (1887-1966) - российский композитор, народный артист СССР (1954). Опера "Декабристы" (1953), оратория "Сказание о битве за русскую землю" (1944), симфония-кантата "На поле Куликовом" (1939). Профессор Московской консерватории (с 1939). Государственная премия СССР (1941, 1946, 1952).

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Энциклопедический словарь

    ШАПОРИН Юрий Александрович

    ШАПО́РИН Юрий (Георгий) Александрович (1887—1966), российский композитор, народный артист СССР (1954). Опера «Декабристы» (1953), оратория «Сказание о битве за русскую землю» (1944), симфония-кантата «На поле Куликовом» (1939). Профессор Московской консерватории (с 1939). Государственная премия СССР (1941, 1946, 1952).

  5. Источник: Энциклопедический словарь



  6. Музыкальный словарь

    ( 8 XI 1887, Глухов, ныне Сумской обл. - 9 XII 1966, Москва)

    Творчество и личность Ю. Шапорина - явление значительное в советском музыкальном искусстве. Носитель и продолжатель культурных традиций подлинной русской интеллигенции, человек с разносторонним университетским образованием, впитавший с детства все многообразие русского искусства, глубоко знающий и чувствующий русскую историю, литературу, поэзию, живопись, архитектуру - Шапорин принял и приветствовал перемены, принесенные Великой Октябрьской социалистической революцией и сразу активно включился в строительство новой культуры.

    Он родился в семье русских интеллигентов. Отец был одаренным художником, мать - выпускницей Московской консерватории, ученицей Н. Рубинштейна и Н. Зверева. Искусство в различных его проявлениях окружало будущего композитора буквально с колыбели. Связь с русской культурой выразилась и в таком небезынтересном факте: брат деда композитора с материнской стороны поэт В. Туманский был приятелем А. Пушкина, о нем Пушкин упоминает на страницах "Евгения Онегина". Интересно, что даже география жизни Юрия Александровича выявляет его связи с истоками русской истории, культуры, музыки: это Глухов - обладатель ценных архитектурных памятников, Киев (там Шапорин учился на историко-филологическом факультете университета), Петербург-Ленинград (где будущий композитор учился на юридическом факультете университета, в консерватории и жил в 1921-34 гг.), Детское село, Клин (с 1934) и, наконец, Москва. Всю жизнь композитора сопровождало общение с крупнейшими представителями современной русской и советской культуры - композиторами А. Глазуновым, С. Танеевым, А. Лядовым, Н. Лысенко, Н. Черепниным, М. Штейнбергом, поэтами и писателями М. Горьким, А. Толстым, А. Блоком, Вс. Рождественским, художниками А. Бенуа, М. Добужинским, Б. Кустодиевым, режиссером Н. Акимовым и др.

    Любительская музыкальная деятельность Шапорина, начавшись еще в Глухове, продолжалась в Киеве и Петрограде. Будущий композитор любил петь в ансамбле, в хоре, пробовал силы в сочинении. В 1912 г. по совету А. Глазунова и С. Танеева он поступил в класс композиции Петербургской консерватории, которую он в связи с призывом на военную службу закончил лишь в 1918 г. Это были годы, когда начинало формироваться советское искусство. В это время Шапорин начинает работать на одном из важнейших его участков - деятельность композитора долгие годы связана с зарождением и формированием молодого советского театра. Он работал в Большом драматическом театре Петрограда, в драматическом театре Петрозаводска, в Ленинградоком театре драмы, позднее ему пришлось сотрудничать с театрами Москвы (им. Е. Вахтангова, Центральный детский, МХАТ, Малый). Ему приходилось заведовать музыкальной частью, дирижировать и, конечно, писать музыку к спектаклям (20), в числе которых были "Король Лир, Много шума из ничего" и "Комедия ошибок" В. Шекспира, "Разбойники" Ф. Шиллера, "Женитьба Фигаро" П. Бомарше, "Тартюф" Ж. Б. Мольера, "Борис Годунов" Пушкина, "Аристократы" Н. Погодина и др. Впоследствии опыт работы этих лет пригодился Шапорину при создании музыки к кинофильмам ("Три песни о Ленине, Минин и Пожарский, Суворов, Кутузов" и др.). Из музыки к пьесе "Блоха" (по Н. Лескову) в 1928 г. была создана "Шутейная сюита" для необычного исполнительского состава (духовые, домры, баяны, рояль и ударные инструменты) - "стилизация так называемого народного лубка", по словам самого композитора.

    В 20-х гг. Шапорин сочиняет также 2 сонаты для фортепиано, Симфонию для оркестра и хора, романсы на стихи Ф. Тютчева, произведения для голоса с оркестром, хоры для армейского ансамбля. Показательна тематика музыкальный материал Симфонии. Это масштабное, монументальное полотно, посвященное теме революции, позиции художника в эпоху исторических катаклизмов. Сочетая песенные темы современности ("Яблочко, Марш Буденного") с музыкальным языком, близким по стилю русской классике, Шапорин в первом своем крупном произведении ставит проблему соотношения и преемственности идей, образов, музыкального языка.

    Плодотворными для композитора оказались 30-е гг., когда были написаны его лучшие романсы, начата работа над оперой "Декабристы". Высокое мастерство, свойственное Шапорину слияние эпического и лирического начал проявились в одном из лучших его произведений - симфонии-кантате "На поле Куликовом" (на ст. А. Блока, 1939). Композитор избирает темой своего сочинения поворотный момент русской истории, его героическое прошлое и предпосылает кантате 2 эпиграфа из трудов историка В. Ключевского: "Русские, остановив нашествие монголов, спасли европейскую цивилизацию. Русское государство родилось не в скопидомном сундуке Ивана Калиты, а на Куликовом поле". Музыка кантаты насыщена жизнью, движением, разнообразием запечатленных человеческих чувств. Симфонические принципы сочетаются здесь с принципами оперной драматургии.

    Историко-революционной теме посвящена и единственная опера композитора "Декабристы" (либр. Вс. Рождественского по мотивам А. Н. Толстого, 1953) - произведение крупного масштаба, широкого дыхания, драм эпически яркое. Первые сцены будущей оперы появились уже в 1925 г., - тогда Шапорин представлял себе оперу как произведение лирическое, посвященное судьбе декабриста Анненкова и его возлюбленной Полины Гебль. В результате длительной и напряженной работы над либретто, неоднократных обсуждений его историками и музыкантами лирическая тема была отодвинута на второй план, и основными стали героико-драматические и народно-патриотические мотивы.

    На протяжении всего творчества Шапорин писал камерно-вокальную музыку. Его романсы входят в золотой фонд советской музыки. Непосредственность лирического высказывания, красота большого человеческого чувства, подлинный драматизм, своеобразие и естественность ритмического прочтения стиха, пластичность мелодии, разнообразие и богатство фортепианной фактуры, законченность и цельность формы отличают лучшие романсы композитора, среди которых романсы на стихи Ф. Тютчева ("О чем ты воешь, ветр ночной, Поэзия", цикл "Память сердца"), Восемь элегий на стихи русских поэтов, Пять романсов на стихи А. Пушкина (в их числе самый популярный романс композитора "Заклинание"), цикл "Далекая юность" на стихи А. Блока.

    В продолжение всей жизни Шапорин много занимался общественной работой, музыкально-просветительской деятельностью; выступал в печати как критик. С 1939 г. и до последних дней жизни он вел класс композиции и инструментовки в Москозской консерватории. Великолепное мастерство, мудрость и тактичность педагога позволили ему воспитать столь разных композиторов, как Р. Щедрин, Е. Светланов, Н. Сидельников, А. Флярковский. Г. Жубанова, Я. Яхин и др.

    Искусство Шапорина, художника истинно русского, всегда этически значимо и эстетически полноценно. Он сумел в XX в., в сложный период развития музыкального искусства, когда рушились старые традиции, создавались бесчисленные модернистские течения, сказать о новых социальных сдвигах на языке понятном и общезначимом. Он явился носителем богатых и жизнеспособных традиций русского музыкального искусства и сумел найти свою собственную интонацию, свою, "шапоринскую ноту", которая делает его музыку узнаваемой и любимой слушателями.

  7. Источник: Музыкальный словарь



  8. Энциклопедия кино

    ШАПОРИН Юрий Александрович (Георгий) (08.11.1887, город Глухов, Украина — 09.12.1966, Москва), композитор.

    Лауреат Государственных премий СССР (1941, 1946, 1952); Лауреат Государственной премии РСФСР (1966); Народный артист СССР (1954).

    Учился в Киевском университете (1906—1908), окончил Петербургский университет (1912), затем — Петроградскую консерваторию (1918, класс композиции Н.А.Соколова, класс инструментовки М.О.Штейнберга).

    Автор опер, симфонических кантат, ораторий, романсов, музыки к кинофильмам. С 1939 — педагог Московской консерватории, профессор (1940). В кино — с 1933 года («Дезертир»).

    1933 ДЕЗЕРТИР («Теплоход «Пятилетка») (см. ДЕЗЕРТИР (1930))

    1936 ЗАКЛЮЧЕННЫЕ

    1939 МИНИН И ПОЖАРСКИЙ

    1940 СУВОРОВ

    1943 КУТУЗОВ

  9. Источник: Энциклопедия кино



  10. Лермонтовская энциклопедия

    ШАП́́ОРИН Юрий Александрович (1887—1966), сов. композитор, педагог и муз. деятель. Автор романсов на стихи Л.: «Элегия» («Дробись, дробись, волна ночная») (М., 1946), «Нет, не тебя так пылко я люблю» (изд. в его сб.: Романсы и песни, М., 1962). Им написан также хор «Как по вольной волюшке» на слова песни из «Тамани» (опубл. в сб.: Городцов А., Народно-певческие хоры. Муз. хрестоматия, вып. 3, Сочинения и переложения Архангельского, Бородина, Глинки и др. Выходных данных нет, с. 88—90).Лит.: Левит С., Юрий Александрович Шапорин, М., 1964, с. 89, 300, 377; Мартынов И., Ю. Шапорин, М., 1966, с. 109—11, 162—63.

  11. Источник: Лермонтовская энциклопедия



  12. Большой Энциклопедический словарь

    ШАПОРИН Юрий Александрович
    ШАПОРИН Юрий (Георгий) Александрович (1887-1966) - российский композитор, народный артист СССР (1954). Опера "Декабристы" (1953), оратория "Сказание о битве за русскую землю" (1944), симфония-кантата "На поле Куликовом" (1939). Профессор Московской консерватории (с 1939). Государственная премия СССР (1941, 1946, 1952).

    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  13. Источник: