Большая Советская энциклопедия

    Зайцев Борис Константинович [29.1(10.2).1881, Орёл, —22.1.1972, Париж], русский писатель, белоэмигрант. Начал печататься в 1901. Рассказы З., вошедшие в сборник 1906, повести «Аграфена» (1908), «Голубая звезда» (1918) и др. написаны в импрессионистской манере, сохранившейся и в более поздних его произведениях. Не приняв и не поняв Октябрьскую революцию, в 1922 З. эмигрировал; с 1924 жил в Париже. В романах «Золотой узор» (1926) и «Дом в Пасси» (1935), посвящённые революции и Гражданской войне 1918—20 в России, отразились реакционные взгляды писателя. З. принадлежат: автобиографическая тетралогия — «Путешествие Глеба» (1937), «Тишина» (1948), «Юность» (1950), «Древо жизни» (1953); сборники повестей: «Путники» (1921), «Реки времён» (1968, Нью-Йорк) и др.; художественные биографии: «Жизнь Тургенева» (1932), «Жуковский» (1951), «Чехов» (1954); несколько пьес; перевод на русский язык «Ада» Данте. Для произведений З., тонкого стилиста, характерны этическая проблематика, психологизм, печать религиозно-мистического мироощущения.

    Соч.: [Собр. соч.], т. 1—3, 5—7, Берлин — П. — М., 1922—23.

    Лит.: Русская литература XX века. 1893—1910, Под ред. С. А. Венгерова, т. 3, кн. 8, М., 1916. с. 65—80 (Автобиография Зайцева: Статья Е. А. Колтоновской); История русской литературы конца XIX — начала XX века. Библиографический указатель, М. — Л., 1963.

    И. И. Подольская.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    ЗАЙЦЕВ Борис Константинович (1881-1972) - русский писатель. Чувство мистического единения человеческого и природного миров в рассказах и повестях, отмеченных импрессионистичностью ("Аграфена", 1908; "Голубая звезда", 1918); в романе "Дальний край" (1913) искания интеллигенции на фоне Революции 1905-07. С 1922 в эмиграции. Книга воспоминаний "Москва" (1939), художественные биографии русских писателей, "житийные портреты" (в т. ч. "Преподобный Сергий Радонежский", 1925).

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Энциклопедический словарь

    За́йцев Борис Константинович

    (1881—1972), русский писатель. Чувство мистического единения человеческого и природного миров в рассказах и повестях, отмеченных импрессионистичностью («Аграфена», 1908; «Голубая звезда», 1918); в романе «Дальний край» (1913) искания интеллигенции на фоне Революции 1905—07. С 1922 в эмиграции. Книга воспоминаний «Москва» (1939), художественные биографии русских писателей «житийные портреты».

    * * *

    ЗАЙЦЕВ Борис Константинович

    ЗА́ЙЦЕВ Борис Константинович (1881—1972), русский писатель. Чувство мистического единения человеческого и природного миров в рассказах и повестях, отмеченных импрессионистичностью («Аграфена», 1908; «Голубая звезда», 1918); в романе «Дальний край» (1913) искания интеллигенции на фоне Революции 1905—07. С 1922 в эмиграции. Книга воспоминаний «Москва» (1939), художественные биографии(см. БИОГРАФИЯ) русских писателей, «житийные портреты» (в т. ч. «Преподобный Сергий Радонежский», 1925).

  5. Источник: Энциклопедический словарь



  6. Лермонтовская энциклопедия

    З́́АЙЦЕВ Борис Константинович (1881—1972), рус. писатель. С 1922 в эмиграции. К 125-летию со дня рождения Л. (1939) написал статью о его творчсстве. Анализируя поэмы «Демон» и «Мцыри», З. писал, что обе эти поэмы «при явной романтической юности замыслов их остаются на огромной высоте, в своем роде, единственными в поэзии нашей. По силе вдохновения и звучания — просто перлы. Кавказ же дал приподнятому героизму их живую одежду». Говоря о «Герое...», З. отметил, что Л. «учился, конечно, у Пушкина, но не только научился, а и дальше двинул этот род литературы». Сопоставляя описание Военно-Грузинской дороги из «Путешествия в Арзрум» с ее изображением в «Бэле», З. отдавал предпочтение Л.: здесь «начало спокойной реки (русского романа), с описаниями, красками, — тем, без чего роман обойтись не может». Высокую оценку получил «Герой...» и в письме З. к исследователю лермонт. творчества В. А. Мануйлову от 23 июня 1962: «Это корень русской прозы — она более русская, чем быстролетная с французским (чуть-чуть) оттенком, у Пушкина. Жаль, что байронизм влез все-таки в «Героя....» и оставляет этого Печорина холодным, а «Максим Максимыч», «Тамань» — прелесть». По мнению З., в Л. «есть особая таинственность, зерно глубины необычной».Соч. О Лермонтове, газ. «Возрождение», Париж, 1939, 24 ноября, № 4211.

  7. Источник: Лермонтовская энциклопедия



  8. Москва (энциклопедия)

  9. Источник:



  10. Большой Энциклопедический словарь

  11. Источник: