Большая Советская энциклопедия

    I

    Бе́нтам (Bentham)

    Джордж (22.9.1800, Сток близ Плимута, — 10.9.1884, Лондон), английский ботаник. Написал совместно с Дж. Гукером капитальное сочинение «Роды цветковых растений» (т. 1—3, 1862—83), в котором дано описание всех родов этих растений. Составил также описание флор Австралии (совместно с Ф. Мюллером), Индии, окрестностей Сянгана (Гонконга) и др.

    II

    Бе́нтам (Bentham)

    Иеремия (15.2.1748, Лондон, — 6.6.1832, там же), английский социолог, юрист, родоначальник одного из направлений в английской философии — утилитаризма. Родился в семье адвоката. Будучи идеологом буржуазии эпохи промышленного переворота в Англии, восхвалял «трезвый» буржуазный рассудок и считал естественным и идеальным общественным строем капиталистический строй Англии, а «разумным» человеком — английского буржуа. Этика Б., изложенная в произведении «Деонтология, или наука о морали» (т. 1—2, 1834), метафизична. В её основе лежит «принцип пользы», согласно которому действия людей, их отношения должны получать моральную оценку по приносимой ими пользе. В определении пользы принимались во внимание частные интересы человека. Учение просветителей в трактовке Б. потеряло своё революционное содержание: идея разумного гармонического сочетания личных и общественных интересов превратилась у него в принцип «наибольшего счастья наибольшего числа индивидуумов», в призыв к достижению личного преуспеяния, будто бы механически увеличивающего общую сумму счастья. Б. резко критиковал теорию общественного договора Руссо как возбуждающую дух восстания, однако защищал требования реформы английского парламента на основе расширения избирательного права. Б. отстаивал идею свободной торговли и ничем не стеснённой конкуренции, что, по его мнению, должно обеспечить спокойствие общества, справедливость, равенство. К. Маркс именовал Б. «...гением буржуазной глупости» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 624, прим.). Классики марксизма-ленинизма считали взгляды Б. типичным выражением вульгарных предрассудков относительно «свободы» и «равенства» при капитализме.

    Соч.: The works of J. Bentham, published by J. Bowring, v. 1—2, Edinburgh, 1838—43; The correspondence of J. Bentham, v. I—2, L., 1968; в рус. пер.— Избр. соч., т. 1, СПБ, 1867.

    Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2—4, 23, 27 (см. Указатель имён); Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 38, с. 346, 376; т. 39, с. 132—33; История политических учений, М., 1955, с. 374—80; Atkinson Ch. M., J. Bentham, his life and work, L., 1905; Manning D. J., The mind of Jeremy Bentham, [L., 1968].

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Современная энциклопедия

    БЕНТАМ (Bentham) Иеремия (1748 - 1832), английский философ и юрист, родоначальник утилитаризма, аналитической школы права, идеологического либерализма. В сочинении "Деонтология, или Наука о морали" (тома 1-2, 1834) сформулировал нравственный идеал ("наибольшее счастье наибольшего числа людей") и критерий морали ("достижение пользы, выгоды, удовольствия, добра и счастья").

  3. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  4. Научно-технический энциклопедический словарь

    БЕНТАМ (Bentham) Джордж (1800-64), английский ботаник. Созданная им классификация голосеменных растений стала основой для современной системы. Вместе с Уильямом Хукером (1785-1865) написал многотомное сочинение «Genera Plantarum» (Виды растений), которое стало основополагающим трудом своего времени. Бентам создал «Справочник по флоре Британии» (1858).

  5. Источник: Научно-технический энциклопедический словарь



  6. История Философии: Энциклопедия

    БЕНТАМ

    (Bentham) Иеремия (1748—1832) — британский философ, социолог, юрист, виднейший представитель утилитаризма. Изучал право в Оксфорде (1760—1763), где получил степень магистра, в дальнейшем занимался преимущественно научной и публицистической деятельностью. Основные сочинения: ‘Труды Иеремии Бентама’ (тт. 1—11, 1838—1843). В 1785—1788 предпринял путешествие в Россию (через Италию и Турцию), где служил его брат. Некоторое время проживал в Беларуси, в Кричеве, где им было написано несколько писем, впоследствии опубликованных под названием ‘В защиту ростовщичества’. В 1789 был опубликован его главный труд ‘Введение в принципы морали и законодательства’. Б. характеризовал примененный им метод как попытку привнести в изучение социальных наук методы, применявшиеся в экспериментальной физике. По его мнению, каждый человек стремится увеличить получаемое им от жизни удовольствие и, соответственно, уменьшить страдания. При этом каждый отдельный человек лучше чем кто-либо другой может оценить источники удовольствий и страданий, выпавшие на его долю. Целью законодательства должно быть ‘возможно большее счастье для возможно большего количества людей’. Этого можно достичь политическими и правовыми реформами либерального характера. Свою последующую деятельность Б. посвятил разработке проектов реформ и их пропаганде. Он состоял в переписке со многими видными общественными и политическими деятелями. Учение Б. имело многочисленных приверженцев в различных странах. В 1792 он стал почетным гражданином Франции. Его труды были популярны и в России, особенно в период царствования Александра I. К числу его приверженцев причисляли себя Д.Рикардо, Дж.С.Милль, Спенсер.

  7. Источник: История Философии: Энциклопедия



  8. Энциклопедия юриста

    (Bentham)

    Иеремия (1748- 1832) - английский философ, занимавшийся вопросами этики, политической экономии, государства, права и пени-тенциарии. Получил юридическое образование, но предпочел деятельность публициста, выступающего по чрезвычайно широкому кругу вопросов. Несмотря на популярность его идей, многие сочинения Б. так и остались неопубликованными. В течение всей своей жизни проявлял поразительную активность: обращался с письмами ко многим государственным деятелям Европы и Америки, составлял законопроекты, в том числе по конституционному, гражданскому и уголовному праву, и предлагал их не только английскому парламенту, но и монархам и законодательным органам других стран. Мечтал стать "кодификатором" и Соединенных Штатов, и России, и Франции, и Испании.

    В основе его юридических предложений лежали разработанные им общие философские и этические представления. Согласно Б., каждому человеку надлежит заботиться только о самом себе, но это должно в конечном счете принести пользу "наибольшему числу людей". Это была своеобразная философия "утилитаризма" - полезности,основателями которой были Гельвеций и другие французские просветители XVIII в. Б. приспособил ее к потребностям обычного, "разумного" английского буржуа, интересы которого трактовались Б. как общечеловеческие ценности.

    Б. выступал как критик феодального устройства общества, но вместе с тем был противником теорий "естественного права", идей французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г. и других демократических концепций. Будучи первоначально сторонником конституционной монархии, со временем стал проповедовать идеи парламентской демократии, всеобщего и равного избирательного права. Важнейшими общественными институтами провозглашал частную собственность и конкуренцию, защите которых должны служить правовые нормы. Вместе с тем Б. был противником какого-либо вмешательства государства в частную жизнь граждан.

    В области уголовной политики Б. придавал известное значение превенции преступлений, но не посредством серьезных социальных преобразований, а путем филантропии - воспитания сирот, детей преступников и т.п. Б. призывал к проведению "экономной" уголовной репрессии, которая не требовала бы больших расходов со стороны государства. Для этого желательно свести зло, причиняемое преступлениями, к имущественному вреду, которое может быть "излечено" денежным вознаграждением, выплачиваемым либо преступником, либо, если это невозможно, обществом. В целях предупреждения наиболее тяжких преступлений Б. предлагал сохранить такие средневековые наказания, как каторгу и клеймение преступников. Б. предлагал реформировать пенитенциарную политику, с тем чтобы с минимальными расходами добиться "устрашения" и даже "исправления" преступников - для этого он разработал проект "образцовой" тюрьмы - паноптикума, где один стражник мог наблюдать сразу за многими заключенными в камерах, расположенных вокруг его "рабочего места".

    В целом Б. оказал влияние не столько на развитие законодательства, сколько на общие представления о праве. Вместе с тем принято считать, что такой важнейший документ в истории уголовного законодательства, как Уголовный кодекс Франции 1810г., в известной мере вдохновлялся идеями Б. Со взглядами Б. были хорошо знакомы юристы дореволюционной России, в частности на них ссылался выдающийся реформатор российского законодательства М.М.Сперанский.

    Соч.:Бентам И.Избр.соч.Т. 1.СП6., 1867.

    Лит.: Решетников Ф.М. "Классическая" школа и антрополого-социологичес-кое направление. М.,1985.

    Решетников Ф.М.

  9. Источник: Энциклопедия юриста



  10. Философская энциклопедия

    БЕНТАМ

    (Bentham) Иеремия (Джереми) (1748-1832) -англ. правовед, философ, экономист и общественный деятель. Его главное филос. произведение — «Введение в принципы нравственности и законодательства» — было написано в 1780, но впервые опубликовано лишь в 1789 по просьбе друзей автора. В первоначальном варианте текста, который назывался «Введение в уголовный кодекс», Б. нашел ряд недостатков, которые устранял в течение нескольких лет. В 1823 вышло расширенное и дополненное издание произведения, содержащее 17 глав. Оно вошло в первый том одиннадцатитомного собр. соч. Б., издававшегося в Эдинбурге с 1838 по 1843. Первое рус. издание вышло в 1867. Исправленное и дополненное переиздание данного перевода осуществлено в 1998. Б. рассматривал «Введение» как подготовительный текст и в известной мере как развернутый план для написания целой серии трактатов по вопросам юриспруденции и моральной философии. «Введение» явилось основополагающим текстом для нескольких поколений философов-моралистов, а также юристов. Как этическое произведение оно содержит первое и наиболее полное изложение доктрины утилитаризма. В основе позиции Б. лежит «принцип полезности», согласно которому любые действия следует поощрять или порицать в зависимости от их тенденции усиливать или ослаблять пользу для отдельного индивида или группы лиц. Этот принцип не доказуем на основе к.-л. др. принципа, ибо имеет абсолютно фундаментальный характер. Впоследствии Б. стал называть данный принцип «принципом наибольшего счастья», имея в виду, что все законы и общественные ин-ты следует оценивать с т.зр. того, насколько они способствуют наибольшему счастью наибольшего числа людей. Правда, при этом он считал совершенное счастье нереальным и говорил о необходимости стремиться лишь к возможному счастью.

    Б. никогда не претендовал на приоритет в открытии рассматриваемого принципа, называя в качестве своих непосредственных предшественников Ф. Хатчесона, Ч. Беккария, Д. Пристли и К. Гельвеция. Он также подчеркивал то влияние, которое на него оказала третья книга («О морали») работы Д. Юма «Трактат о человеческой природе». Однако никто до Б. столь последовательно не опирался на сам «принцип полезности», выводя из него все конкретное содержание этической и юридической теории. «Принцип» действует в четырех сферах: физической, политической, моральной и религиозной. В последней его действие наименее постоянно. Б. считал, что христианская мораль слишком опирается на альтруизм, а это опасно для общества, ибо способно нарушить его единство. Наиболее же постоянно действие «принципа» в первой сфере («физическая санкция» присутствует во всех перечисленных сферах, включая религиозную, в той мере, в какой та имеет отношение к посюсторонней жизни). Этический утилитаризм является «консеквенционализмом»: при моральной оценке человеческих действий принимаются во внимание только последствия действий. Иметь хорошие намерения и мотивы — еще не значит быть нравственным человеком. В этом утилитаризм противостоит основным принципам кантианской этики.

    Англ. мыслитель отнюдь не предполагал, что все люди именно с помощью «принципа полезности» будут регулировать свое поведение, ибо каждый, как он подчеркивал, стремится максимизировать свое личное счастье, а не действует на основе одного лишь чувства долга. Поэтому «принцип» был прежде всего адресован законодателям и политическим деятелям, способным вносить изменения в общество (сам Б., как известно, был лидером партии реформаторов-радикалов). Законодатели должны использовать силу поощрений и наказаний (последние важнее) для того, чтобы преследование личного счастья индивидом соответствовало возрастанию счастья других. Т.о., в трактовке «принципа» содержится нормативный момент. У Б. есть рассуждения и о «личной этике» (в поздних произведениях — «личной деонтологии»), которая призвана инструктировать индивида, как увеличить свое собственное счастье, являющееся элементом счастья всего сообщества. Образование должно помочь индивиду осознать, что, преследуя общие интересы, он действует и в свою пользу. Трактуя максимализацию счастья как критерий правильности действий, Б., однако, ничего не говорил о справедливости в распределении счастья.

    Причиной любых действий он называл удовольствия (как чувственные, так и интеллектуальные) и страдания, рассматривая человека как стремящееся к удовольствиям и избегающее страданий существо. Величина удовольствия отдельной личности зависит от его интенсивности, длительности, определенности (или неопределенности), близости (или удаленности) источника удовольствия. Если же речь идет о группе личностей, то добавляются еще и такие факторы, как плодотворность, чистота и широта распространения (т.е. зависимость от числа людей, на которых оно распространяется). Критики Б. не без основания отмечали, что он переоценивал сходство людей в отношении удовольствий и страданий.

    В утилитаристской концепции Б. причиной того или иного действия является, собственно, не удовольствие или страдание, испытываемое в момент совершения действия, а их идея, фиксирующая вероятный баланс удовольствия, достигаемого в результате действия. Правильные действия людей увеличивают сумму удовольствий, а неправильные — уменьшают. Наказания также приносят людям страдания и ухудшают их баланс удовольствий. Поэтому правителям и законодателям важно точно определять минимально необходимое наказание за тот или иной проступок. Б. стремился сделать мораль и право столь же строгими и точными, как и физические науки, предвосхищая будущую разработку Дж.С. Миллем «логики нравственных наук». Он говорил, что «логика воли» важнее «логики разумения» (логики Аристотеля), которой занимались многие поколения метафизиков. В связи с этим Б. строил «гедонистическое исчисление», которое, по его замыслу, должно было математически точно определять соотношение удовольствий и страданий, получающееся в результате действий. Б. дал исчерпывающую, как он предполагал, классификацию главных удовольствий (14 видов) и страданий (12 видов). Образцом для него служили классификации болезней и лекарств в медицине, а также классификации биологических видов.

    Согласно Б., все моральные теории, отвергавшие «принцип полезности», сводились кдвум главным: аскетическим теориям и теориям, основанным на принципе симпатии — антипатии. Принцип аскетизма, по его мнению, основывается на извращенной идее пользы, отдавая предпочтение страданию. Теории симпатии (или врожденного морального чувства в целом) основывались на чисто субъективных переживаниях и, как правило, сами зависели от «принципа полезности». Оба подхода лишены той «объективности», которая присуща этике пользы.

    Для методологии этического и юридического исследования Б. характерны пристальное внимание к деталям, апелляция к фактам и борьба с терминологическими фикциями. Все существительные, отмечал он, делятся на имена фиктивных и реальных сущностей. Имена фиктивных сущностей должны быть элиминированы из языка науки. Он, в частности, был противником абстрактных моральных принципов, требуя их редуктивного анализа (напр., сводил утверждения об общем благе к утверждениям об индивидуальном благе и т.п.). Б. критиковал такие понятия, как «общий интерес», считал риторическими метафорами популярные среди просветителей понятия «общественного договора», «естественного права», «естественного закона», «человеческой природы», а также понятие неотчуждаемых «прав человека». Одновременно он ввел в научный оборот ряд новых слов, которые закрепились в языке моральной и правовой теории (напр., «интернациональный», «кодификация», «максимализация», «минимизация» и некоторые др.). Во «Введении» осуществляется тонкий концептуальный анализ понятий: «удовольствие», «страдание», «мотив», «предрасположенность», «эмоция», «страсть», «стремление», «добродетель», «зло», «чувствительность», «намерения», «сознательность». В этом отношении подход Б. предвосхищает подходы аналитической метаэтики и лингвистической философии в 20 в. Утилитаристская этика, основные положения которой были заложены «Введением в принципы нравственности законодательства», оказывает значительное влияние и на современную моральную философию (в основном англо-амер.), представляя собой главную альтернативу кантианской антиэвдемонистической традиции в этике.

  11. Источник: Философская энциклопедия



  12. Новейший философский словарь

    БЕНТАМ (Bentham) Иеремия (1748-1832) - британский философ, социолог, юрист, виднейший представитель утилитаризма. Изучал право в Оксфорде (1760-1763), где получил степень магистра, в дальнейшем занимался преимущественно научной и публицистической деятельностью. Основные соч.: «Труды Иеремии Бентама» (Тт. 1-11, 1838-1843). В 1785-1788 предпринял путешествие в Россию (через Италию и Турцию), где служил его брат. Некоторое время проживал в Беларуси, в Кричеве, где им было написано несколько писем, впоследствии опубликованных под названием «В защиту ростовщичества». В 1789 был опубликован его главный труд «Введение в принципы морали и законодательства». Б. характеризовал примененный им метод как попытку привнести в изучение социальных наук методы, применявшиеся в экспериментальной физике. По его мнению, каждый человек стремится увеличить получаемое им от жизни удовольствие и, соответственно, уменьшить страдания. При этом каждый отдельный человек лучше чем кто-либо другой может оценить источники удовольствий и страданий, выпавшие на его долю. Целью законодательства должно быть «возможно большее счастье для возможно большего количества людей». Этого можно достичь политическими и правовыми реформами либерального характера. Свою последующую деятельность Б. посвятил разработке проектов реформ и их пропаганде. Он состоял в переписке со многими видными общественными и политическими деятелями. Учение Б. имело многочисленных приверженцев в различных странах. В 1792 он стал почетным гражданином Франции. Его труды были популярны и в России, особенно в период царствования Александра I. К числу его приверженцев причисляли себя Д. Ри-кардо, Милль, Спенсер.

  13. Источник: Новейший философский словарь



  14. Советская историческая энциклопедия

    (Bentham), Иеремия (15.11.1748 - 6.VI.1832) - англ. социолог, философ и юрист, родоначальник одного из направлений в англ. философии - утилитаризма. В 1776 опубликовал (анонимно) свою первую работу - "Отрывок об управлении" ("Fragment on government"). В 1834 было опубликовано важнейшее произв. Б. "Деонтология, или наука о морали" ("Deonthology or the science of morality", v. 1-2).

    Б. стал идеологом преуспевающих англ. "средних классов" - буржуазии. Представитель трезвенного, огранич. бурж. рассудка, Б. считал идеальным обществ строем капиталистич. строй Англии, а "разумным" человеком - англ. буржуа. Обращаясь к идеям просветителей (особенно Локка и Гельвеция), Б. излагал их таким образом, что они теряли революц. содержание. Идея просветителей о разумном, гармонич. сочетании личного и обществ. интереса превратилась у Б. в принцип "наибольшего счастья наибольшего числа индивидуумов", в призыв к достижению личного преуспевания, будто бы механически увеличивающего общую сумму счастья. Б. целиком воспринял и усугубил антиисторизм просветителей, рассматривая все прошлое как время невежества и заблуждений, господствовавших пока человечество не обрело "естественный" бурж. порядок. Б. резко критиковал Руссо, особенно его теорию обществ. договора, как возбуждающую "дух восстания", защищая, однако, требование реформ англ. парламента на основе расширения избират. права. К. Маркс именовал Б. "...гением буржуазной глупости" ("Капитал", т. 1, 1955, с. 615) и считал его взгляды типичным выражением вульгарных предрассудков относительно торжества "свободы" и "равенства" при капитализме.

    Соч.: The works, v. 1-11, Edin. - L., 1838-43.

    Лит.: Покровский П., Бентам и его время. P., 1916; Stephen L., The English utilitarians, v. 1, N. Y., 1950; Baumsandt D., Bentham and the ethics of today Princeton, 1952.

    E. Б. Черняк. Москва.

  15. Источник: Советская историческая энциклопедия



  16. Сводная энциклопедия афоризмов

    Бентам

    (Bentham)Бентам (Bentham) Иеремия (1748 - 1832)

    Английский философ, социолог, юрист. Родился 15 февраля 1748 в Лондоне, в семье адвоката. Умер 6 июня 1832. Родоначальник идеологического либерализма, философии утилитаризма, утилитаризма, утверждающего в качестве основания этики и оценки всех явлений принцип полезности. Нравственный идеал - "наибольшее счастье наибольшего числа людей".Афоризмы, цитаты
    • Война - это несчастье в увеличенном масштабе.
    • Правоведы - единственная категория людей, которым незнание законов ничем не грозит.
    • Наилучшая конституция для народа есть та, к которой он привык.

  17. Источник: Сводная энциклопедия афоризмов



  18. Энциклопедия социологии

    Бентам (Bentham) Иеремия (15.02.1748, Лондон-06.06.1832, там же) - английский правовед и моралист, теоретический основоположник утилитаризма, идеолог буржуазии периода промышленного переворота в Англии. Закончил Оксфордский университет. Учение Бентама о "разумном человеке" является вызовом левому крылу французского Просвещения, в частности учению о естественном праве.

    Вместо исследования вечной и неизменной сущности человека, проходящей в своем развитии целый ряд исторических стадий, как это было у просветителей, Бентам фактически свел сущность человека к сущности буржуа. Маркс связывал появление теории Бентама с победой капиталистического общества, в котором идея социальной эволюции из средства осуждения феодализма становится средством оправдания уже победившего капитализма.

    Условия этого общества предполагают, по Бентаму, полное подчинение всех обществ, отношений "принципу полезности" - фетишистскому превращению экономического принципа.

    В соответствии с этим Бентам в своем главном труде "Деонтология, или наука о морали" разработал систему буржуазной этики, в которой проповедовалась тождественность интересов индивидов и общества в целом, сведенного им к сумме интересов индивидов. Стремление каждого заботиться только о себе, по мнению Бентама, приводит к "наибольшему счастью наибольшего числа людей". Выступая против теории обществ, договора Руссо, которая "возбуждает дух восстания", Бентам признавал право государства на подавление народных восстаний. В то же время, будучи идеологом либерализма, он выступал за свободную торговлю и расширение избирательного права.

    Соч.: 1) Избранные сочинения Иеремии Бентама. СПб., 1867.

  19. Источник: Энциклопедия социологии