Словарь Брокгауза и Ефрона

    — известный русский композитор; род. в 1844 г. в Тихвине; образование получил в морском кадетском корпусе. Среди первых руководителей Р.-Корсакова на композиторском поприще наиболее видное место принадлежит М. А. Балакиреву. Трехлетнее дальнее плавание дало ему возможность довольно усидчиво заняться композицией. По возвращении из этого путешествия, Р.-Корсаков представил Балакиреву свою первую симфонию; исполненная в зале думы в одном из концертов бесплатной музыкальной школы, она имела большой успех. За ней, в области симфонической музыки, последовали "Садко" — симфоническая музыкальная картина, и сербская фантазия; первая обратила на себя общее внимание самобытностью фантастической музыки, русским пошибом и в особенности оркестровкой, в которой Р.-Корсаков проявил большой талант колориста. Опера Р.-Корсакова "Псковитянка", на текст Мея, поставлена на сцене Мариинского театра в 1873 г.; впоследствии она подверглась со стороны автора разным исправлениям и дополнениям, а в 1898 г. он присоединил к ней пролог, под названием "Боярыня Вера Шелога". Получив в 1871 г. место профессора специального теоретического класса композиции в с.-петербургской консерватории, состоя с 1873 по 1883 гг. инспектором музыкальных хоров морского ведомства, работая в бесплатной музыкальной школе, в которой он был директором с 1874 по 1880 гг., и занимая с 1883 по 1893 гг. место помощника управляющего придворной певческой капеллой, Р.-Корсаков находил время для обширной композиторской деятельности в области оперной, симфонической, камерной, а позднее и церковной музыки. На сцене Мариинского театра в 1880 г. появилась опера Р.-Корсакова "Майская ночь", а в 1882 г. — "Снегурочка", в которой лирический талант автора и истинно-народная его манера в обработке национальных мелодий (интересно, например, превращение известной "Дубинушки" в нечто самостоятельное, в танце Хмеля и Хмелихи) выступили с большим рельефом. Оперы: "Млада" (1892) и "Ночь перед Рождеством" (1895) скоро были сняты с репертуара Мариинской сцены. В 1897 г. Р.-Корсаков окончил фантастическую оперу "Садко", в которую вошли многие элементы симфонической музыкальной картины того же имени. Будучи поставлена в 1897 г. на московской частной русской оперной сцене, опера "Садко" имела несомненный успех, в 1898 г. повторившийся и в Петербурге. Небольшая опера "Моцарт и Сальери", на текст Пушкина, поставлена московской частной оперной труппой в 1898 г. в Москве, в 1899 г. — в СПб. Кроме того, в портфеле композитора находится новая опера: "Царская невеста". Не менее обширна и замечательна деятельность Р.-Корсакова как симфониста. Из его симфонических произведений особенно выделяются "Антар", "Шехерезада", испанское каприччио, воскресная увертюра. Кроме этого он написал струнные квартет и септет, фортепьянный концерт, фантазию для скрипки на русские темы, много романсов и хоров a capella, сборник народных русских песен и несколько небольших духовных произведений. Он переработал и переоркестровал оперу "Борис Годунов" Мусоргского и некоторые другие сочинения, оставшиеся после этого композитора; принимал деятельное участие в окончании оперы "Князь Игорь", Бородина, и в оркестровке "Каменного гостя", Даргомыжского. Ему же принадлежит "Практический учебник гармонии" (1886). Долголетняя педагогическая деятельность Р.-Корсакова сказалась в целом ряде его учеников, приобретших известность: таковы Бернгардт (в настоящее время директор петербургской консерватории), Лядов, Саккетти и многие другие, ставшие преподавателями или профессорами в консерватории. Из частных учеников Р.-Корсакова особенно выделился А. К. Глазунов.

    Н. С.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    Римский-Корсаков Николай Андреевич [6(18).3.1844, Тихвин, ‒ 8(21).6.1908, усадьба Любенск, близ Луги, ныне Ленинградской области], русский композитор, педагог, дирижёр, общественный деятель, музыкальный писатель. Из дворян. Получил образование в петербургском Морском корпусе, по окончании которого (1862) участвовал в плавании на клипере «Алмаз» (Европа, Северная и Южная Америка). В 1859‒60 брал уроки у пианиста Ф. А. Канилле. В 1861 стал членом музыкально-творческого содружества «Могучая кучка». Под руководством М. А. Балакирева, оказавшего на Р.-К. большое творческое влияние, создал 1-ю симфонию (1862‒65; 2-я редакция 1874). В 60-х гг. написал ряд романсов (около 20), симфонических произведений, в том числе музыкальную картину «Садко» (1867, окончательная редакция 1892), 2-ю симфонию «Антар» (1868, позже названную сюитой, окончательная редакция 1897); оперу «Псковитянка» (по драме Л. А. Мея, 1872, окончательная редакция 1894). С 70-х гг. музыкальная деятельность Р.-К. значительно расширилась: был профессором Петербургской консерватории (с 1871), инспектором духовых оркестров военно-морского ведомства (1873‒84), директором Бесплатной музыкальной школы (1874‒81), помощником управляющего Придворной певческой капеллы (1883‒94), возглавлял Беляевский кружок (с 1882), выступал в качестве дирижёра оперных спектаклей и симфонических концертов. Направление творчества Р.-К. тех лет во многом определялось его глубокой связью с прогрессивными идейно-художественными течениями 60-х гг. Отсюда живой интерес композитора к русскому фольклору (особенно древнейшим его пластам). Он составил сборник «100 русских народных песен» (1876, изд. 1877, гармонизовал русские песни, собранные Т. И. Филипповым («40 песен», изд. 1882). Увлечение красотой и поэзией народных обрядов отразилось в операх «Майская ночь» (по Н. В. Гоголю, 1878) и особенно в «Снегурочке» (по А. Н. Островскому, 1881) ‒ одном из наиболее вдохновенных и поэтических сочинений Р.-К., а также в написанных позднее операх «Млада» (1890), «Ночь перед рождеством» (по Гоголю, 1895). В 80-е гг. создано большинство симфонических произведений, в том числе «Сказка» (1880), «Симфониетта на русские темы» (1885), «Испанское каприччио» (1887), сюита «Шехеразада» (1888), увертюра «Светлый праздник» (1888). Во 2-й половине 90-х гг. творчество Р.-К. приобрело исключительную интенсивность и разнообразие. После оперы-былины «Садко» (1896), с её красочным контрастом эпических картин новгородского быта и фантастических «подводных» сцен, Р.-К. сосредоточивает внимание на внутреннем мире человека. Стремление к углублённой лирической выразительности проявляется в романсах (1897‒98), операх «Моцарт и Сальери» (на текст А. С. Пушкина, 1897), «Боярыня Вера Шелога» (пролог к опере «Псковитянка», 1898) и наиболее полно раскрывается в опере «Царская невеста» (по Мею, 1898) ‒ напряженно-экспрессивной драме на историко-бытовой основе. Опера «Сказка о царе Салтане» (по Пушкину, 1900), с её подчёркнуто условной театральностью и элементами стилизации народного лубка, близка новым тенденциям в искусстве 20 в. Дыхание времени своеобразно проявилось и в величественной, патриотической опере-легенде «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (1904), поднимающей высокие нравственно-философские проблемы. Остросовременной социально-политической направленностью отмечены две оперы-сказки: «Кащей бессмертный» (1901), с её идеей освобождения от деспотического гнёта, и «Золотой петушок» (по Пушкину, 1907) ‒ беспощадная сатира на царское самодержавие.

    Творчество Р.-К. глубоко самобытно и вместе с тем развивает классические традиции. Гармоничность мировосприятия, тонкий артистизм, совершенное мастерство и прочная опора на народную основу роднят его с М. И. Глинкой. Наиболее характерные черты творческого облика Р.-К. выявляются в произведениях, связанных с миром сказочности, народной фантастики, с поэзией русской природы, красочными картинами народного быта. Здесь раскрываются его замечательный живописно-изобразительный дар, свежесть и особая чистота лирики, искренней, тёплой и несколько созерцательной. Стиль Р.-К. ярко национален. Композитор использует в своих произведениях подлинные народные темы и органично претворяет песенные интонации в собственных мелодиях. Много нового вносит он в гармонию и инструментовку, значительно расширяя и обогащая их колористические возможности. Его ладо-гармоническая и оркестрово-тембровая палитра отличается богатством оттенков, красочностью и блеском.

    Основная область творчества Р.-К. ‒ опера. 15 его опер представляют необычайное разнообразие жанровых, драматургических, композиционных и стилистических решений. Преобладает эпическая тенденция, связанная с обращением автора к жанрам народного искусства. Былина, сказка, легенда питают творчество Р.-К. не только сюжетами, но и идеями, помогая композитору понять и передать мировоззрение и идеалы народа, его веру в торжество добра и справедливости. Основой оперной выразительности Р.-К. считал пение. Тем не менее оркестру в операх отведена огромная роль: он выступает как важный, а иногда и главный носитель сквозного музыкально-драматургического развития. Нередко ему поручаются самостоятельные симфонические картины: например вступление «Океан-море синее» к опере «Садко», антракты «Три чуда» и «Сеча при Керженце» в операх-сказках «Сказка о царе Салтане» и «Сказание о невидимом граде Китеже».

    Симфоническое творчество Р.-К. представлено жанровыми произведениями, продолжающими традиции Глинки и связанными с разработкой народных тем («Сербская фантазия», «Испанское каприччио» и др.), а также характерными для «кучкистов» программными сочинениями преимущественно живописно-картинного или сказочного содержания («Садко», «Антар»). Большинство симфонических произведений основано на принципе контрастного сопоставления внутренне законченных образов. Отсюда преобладание таких музыкальных форм, как увертюра и сюита.

    Творчество Р.-К. ‒ ярчайшая страница в истории русской культуры. Его воздействие на русскую и зарубежную музыку не исчерпывается созданными композитором произведениями. Огромную роль сыграла самоотверженная редакторская работа Р.-К., благодаря которой увидели свет и были исполнены многие шедевры русского искусства («Каменный гость» Даргомыжского, «Князь Игорь» Бородина, «Борис Годунов» и «Хованщина» Мусоргского; он также подготовил к изданию совместно с М. А. Балакиревым и А. К. Лядовым оперные партитуры Глинки). Исключительное значение имела педагогическая деятельность Р.-К. Он был главой крупной школы, воспитал свыше 200 учеников, среди которых ‒ А. К. Глазунов, А. К. Лядов, М. М. Ипполитов-Иванов, А. С. Аренский, И. Я. Мясковский, Н. В. Лысенко. А. А. Спендиаров, М. А. Баланчивадзе, Я. Витол и др. Некоторые из них сыграли затем важную роль в формировании профессиональной музыки народов СССР. Частичным обобщением педагогического труда Р.-К. явились его учебники гармонии и оркестровки. Автобиографическая книга «Летопись моей музыкальной жизни» (1909), освещающая важнейший период становления русской музыки, ‒ ценный исторический документ.

    В г. Тихвине в 1944 в доме, где родился композитор, открыт музей (Дом-музей Р.-К.).

    Соч.: Полное собрание соч., т. 1‒50, М. ‒ Л., 1946‒70 (издание продолжается).

    Лит.: Римский-Корсаков А. Н., Н. А. Римский-Корсаков. Жизнь и творчество, в. 1‒5, М., 1933‒46: Асафьев Б. (Игорь Глебов), Н. А. Римский-Корсаков (1844‒1944), М. ‒ Л., 1944; его же, Симфонические этюды, Л., 1970; Янковский М., Римский-Корсаков и революция 1905 года, М. ‒ Л., 1950; Римский-Корсаков. Исследования. Материалы. Письма, т. 1‒2, М., 1953‒54 (Музыкальное наследство); Гнесин М. Ф., Мысли и воспоминания о Н. А. Римском-Корсакове, М., 1956; Ястребцев В. В., Н. А. Римский-Корсаков. Воспоминания, т. 1‒2, Л., 1959‒60; Данилевич Л. В., Последние оперы Н. А. Римского-Корсакова, М., 1961; Соловцов А., Жизнь и творчество Н. А. Римского-Корсакова, 2 изд., М., 1969; Кунин И., Н. А. Римский-Корсаков. Жизнь и творчество в воспоминаниях, письмах и критических отзывах, Л., 1974.

    О. Б. Степанов.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Большой энциклопедический словарь

    РИМСКИЙ-КОРСАКОВ Николай Андреевич (1844-1908) - российский композитор, дирижер, музыкально-общественный деятель. Член "Могучей кучки". Живописно-изобразительный характер музыки, особой чистоты лирика присущи произведениям, связанным с миром сказки, с поэзией русской природы, картинами народного быта; немаловажна роль и образов Востока. Римский-Корсаков - мастер инструментовки, новатор гармонии. 15 опер (эпические, сказочные, историко-бытовые и др.), в т. ч. "Псковитянка" (1872), "Майская ночь" (1879), "Снегурочка" (1881), "Садко" (1896), "Царская невеста" (1898), "Кащей бессмертный" (1902), "Сказание о невидимом граде Китеже..." (1904), "Золотой петушок" (1907); "Испанское каприччио" (1887), "Шехеразада" (1888) и другие сочинения для оркестра, романсы, обработки русских народных песен и др. Завершил ряд произведений М. П. Мусоргского, А. П. Бородина, А. С. Даргомыжского. Профессор Петербургской консерватории (с 1871), директор Бесплатной музыкальной школы, руководитель Беляевского кружка. Глава композиторской школы.

  5. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  6. Энциклопедия Кольера

    НИКОЛАЙ АНДРЕЕВИЧ РИМСКИЙ-КОРСАКОВ

    НИКОЛАЙ АНДРЕЕВИЧ РИМСКИЙ-КОРСАКОВ

    (1844-1908), русский композитор. Родился 18 марта 1844 в Тихвине Новгородской губернии. Его родители были большими любителями музыки и с шести лет обучали своего сына игре на фортепиано; в восемь лет он уже проявил композиторские способности. Однако для него была избрана профессия моряка, поскольку в семье Римских-Корсаковых из поколения в поколение мужчины служили на флоте. Мальчика отдали в петербургский Морской кадетский корпус, где он оставался до 18-летнего возраста. Учился он неплохо, но много времени уделял музыкальным занятиям, которые смог продолжить благодаря помощи своего старшего брата, адмирала В.А.Римского-Корсакова, весьма просвещенного и одаренного человека. Римский-Корсаков начал брать уроки у серьезного музыканта Ф.А.Канилле, а тот познакомил юношу с Балакиревым, впоследствии главой группы русских композиторов - "Пятерки", или "Могучей кучки". По настоянию Балакирева 17-летний юноша, знакомый лишь с азами музыкальной теории, принялся за сочинение симфонии, которая стала первой симфонией, созданной русским композитором. (Строго говоря, первой симфонией, написанной в России, является симфония Океан А.Г.Рубинштейна, но по стилю ее вряд ли можно отнести к русской школе.) В следующем году связи Римского-Корсакова с петербургской музыкальной жизнью были прерваны, поскольку он, в качестве выпускника Морского корпуса, должен был отправиться в трехгодичное кругосветное плавание. По возвращении в Петербург он возобновил дружбу с Балакиревым и отдавал музыке все время, свободное от службы. Он быстро приобретал знания и опыт, и вскоре его репутация как музыканта стала столь высокой, что в возрасте 27 лет он был приглашен профессором композиции и оркестрового письма в Санкт-Петербургскую консерваторию. По собственному признанию, в первые годы, занимаясь со студентами, он одновременно сам изучал основные консерваторские дисциплины; однако еще до этого он сумел закончить Первую симфонию, создать оперу Псковитянка (премьера ее прошла с успехом в Мариинском театре), ряд симфонических произведений, романсов. В 1872 Римский-Корсаков женился на Надежде Пургольд, талантливой пианистке, которая стала его преданной помощницей. Он обладал организаторским талантом, который вскоре нашел применение: в 29 лет он стал инспектором военных оркестров Морского ведомства, после этого - руководителем Бесплатной музыкальной школы, а потом помощником управляющего Придворной певческой капеллой. Римский-Корсаков создал 15 опер, в их числе - Снегурочка (1880), Садко (1895), Сказка о царе Салтане (1900), Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии (1905), Золотой петушок (1907). Очень популярен ряд фрагментов из этих опер - например, "Песня индийского гостя" из Садко или оркестровый "Полет шмеля" из Салтана. Римский-Корсаков - автор красочных симфонических произведений; среди них наибольшую известность во всем мире приобрела сюита Шехеразада (1888). Часто исполняются также Вторая симфония - Антар (1868), Испанское каприччио (1887) и праздничная Воскресная увертюра (Светлый праздник, 1888) на темы из Обихода (сборника православных песновений). Умер Римский-Корсаков в Любенске близ Луги (Петербургская губерния) 21 июня 1908.

    ЛИТЕРАТУРА

    Римский-Корсаков Н.А. Летопись моей музыкальной жизни. М., 1982 Кунин И.Ф. Н.А. Римский-Корсаков. М., 1988

  7. Источник: Энциклопедия Кольера



  8. Энциклопедический словарь

    Ри́мский-Ко́рсаков Николай Андреевич

    (1844—1908), композитор, педагог, дирижёр. Классик русской музыки, создатель композиторской школы. Член «Могучей кучки», руководитель Беляевского кружка. В произведениях, связанных с миром сказки, народного быта, картинами природы, — мастерское владение оркестровыми и гармоническими средствами. В операх начала XX в. акцентирована нравственно-философская и социальная проблематика. 15 опер, в том числе, «Псковитянка» (1872), «Майская ночь» (1879), «Снегурочка» (1881), «Ночь перед Рождеством» (1894), «Садко» (1896), «Моцарт и Сальери» (на текст А. С. Пушкина), «Царская невеста» (1898), «Сказка о царе Салтане» (1900), «Кащей Бессмертный» (1902), «Сказание о невидимом граде Китеже...» (1904), «Золотой петушок» (1907); для оркестра — «Испанское каприччио» (1887), «Шехеразада» (1888); романсы, обработки народных песен (в том числе, сборник «100 русских народных песен», 1877). Завершил и отредактировал ряд произведений М. П. Мусоргского, А. П. Бородина, А. С. Даргомыжского. Профессор Петербургской консерватории (с 1871). Среди учеников — А. К. Глазунов, А. К. Лядов, И. Ф. Стравинский. Автобиографическая книга «Летопись моей музыкальной жизни» (1906).Н. А. Римский-Корсаков.

    * * *

    РИМСКИЙ-КОРСАКОВ Николай Андреевич

    РИ́МСКИЙ-КО́РСАКОВ Николай Андреевич (1844—1908), русский композитор, дирижер, музыкально-общественный деятель. Член «Могучей кучки»(см. МОГУЧАЯ КУЧКА). Живописно-изобразительный характер музыки, особой чистоты лирика присущи произведениям, связанным с миром сказки, с поэзией русской природы, картинами народного быта; немаловажна роль и образов Востока. Римский-Корсаков — мастер инструментовки, новатор гармонии. 15 опер (эпические, сказочные, историко-бытовые), в том числе «Псковитянка» (1872), «Майская ночь» (1879), «Снегурочка» (1881), «Садко» (1896), «Царская невеста» (1898), «Кащей бессмертный» (1902), «Сказание о невидимом граде Китеже...» (1904), «Золотой петушок» (1907); «Испанское каприччио» (1887), «Шехеразада» (1888) и другие сочинения для оркестра, романсы, обработки русских народных песен. Завершил ряд произведений М. П. Мусоргского, А. П. Бородина, А. С. Даргомыжского. Профессор Петербургской консерватории (с 1871), директор Бесплатной музыкальной школы, руководитель Беляевского кружка. Глава композиторской школы.

  9. Источник: Энциклопедический словарь



  10. Музыкальный словарь

    ( 18 III 1844, Тихвин - 21 VI 1908, Любенск под Петербургом, ныне Псковская обл.)

    Ни его талант, ни его энергия, ни беспредельное доброжелательство к ученикам и товарищам никогда не слабели. Славная жизнь и глубоко национальная деятельность такого человека должны составлять нашу гордость и радость....много ли можно указать во всей истории музыки таких высоких натур, таких великих художников и таких необычайных людей, как Римский-Корсаков?

    В. Стасов

    Почти через 10 лет после открытия первой русской консерватории в Петербурге, осенью 1871 г. в ее стенах появился новый профессор по классу композиции и оркестровки. Несмотря на молодость - ему шел двадцать восьмой год - он уже приобрел известность как автор оригинальных сочинений для оркестра: Увертюры на русские темы, Фантазии на темы сербских народных песен, симфонической картины по русской былине "Садко" и сюиты на сюжет восточной сказки "Антар". Кроме этого написано немало романсов и в разгаре находилась работа над исторической оперой "Псковитянка". Никому в голову не могло прийти (и меньше всего директору консерватории, пригласившему Н. Римского-Корсакова), что он стал композитором, почти не имея музыкальной подготовки. Римский-Корсаков родился в семье, далекой от художественных интересов. Родители, по семейной традиции, готовили мальчика к службе на флоте (моряками были дядя и старший брат). Хотя музыкальные способности выявились очень рано, серьезно заниматься в маленьком провинциальном городке было не у кого. Уроки фортепианной игры давала соседка, потом знакомая гувернантка и ученица этой гувернантки. Музыкальные впечатления дополняли народные песни в любительском исполнении матери и дяди и культовое пение в Тихвинском мужском монастыре.

    В Петербурге, куда Римский-Корсаков приехал поступать в Морской корпус, он бывает в оперном театре и на концертах, узнает "Ивана Сусанина" и "Руслана и Людмилу" Глинки, симфонии Бетховена. В Петербурге же у него появляется наконец настоящий учитель - отличный пианист и образованный музыкант Ф. Канилле. Он посоветовал одаренному ученику самому сочинять музыку, познакомил его с М. Балакиревым, вокруг которого группировались молодые композиторы - М. Мусоргский, Ц. Кюи, позднее к ним присоединился А. Бородин (балакиревский кружок вошел в историю под названием "Могучая кучка"). Ни один из "кучкистов" не прошел курса специальной музыкальной подготовки. Система, по которой Балакирев готовил их к самостоятельной творческой деятельности, заключалась в следующем: сразу же он предлагал ответственную тему, а дальше под его руководством, в совместных обсуждениях, параллельно с изучением произведений крупнейших композиторов решались все возникавшие в процессе сочинения сложности. Семнадцатилетнему Римскому-Корсакову Балакирев посоветовал начать с симфонии. Между тем молодой композитор, закончивший Морской корпус, должен был отправиться в кругосветное плавание. К музыке и друзьям по искусству он вернулся лишь через 3 года. Гениальная одаренность помогала Римскому-Корсакову быстро овладеть и музыкальной формой, и яркой колоритной оркестровкой, и приемами сочинения, минуя школьные основы. Создавший сложные симфонические партитуры, работающий над оперой, композитор не знал самых азов музыкальной науки и не был знаком с необходимой терминологией. И вдруг предложение преподавать в консерватории!.. "Если б я хоть капельку поучился, если б я хоть на капельку знал более, нем знал в действительности, то для меня было бы ясно, что я не могу и не имею права взяться за предложенное мне дело, что пойти в профессора было бы с моей стороны и глупо, и недобросовестно", - вспоминал Римский-Корсаков. Но не недобросовестность, а высочайшую ответственность проявил он, начав учиться тем самым основам, которые должен был преподавать. Эстетические взгляды и мировоззрение Римского-Корсакова сформировались в 1860-е гг. под влиянием "Могучей кучки" и ее идеолога В. Стасова. Тогда же определились национальная основа, демократическая направленность, основные темы и образы его творчества. В следующее десятилетие деятельность Римского- Корсакова многогранна: он преподает в консерватории, занимается совершенствованием собственной композиторской техники (пишет каноны, фуги), занимает должность инспектора духовых оркестров Морского ведомства (1873-84) и дирижирует симфоническими концертами, заменяет на посту директора Бесплатной музыкальной школы Балакирева и готовит к изданию (совместно с Балакиревым и Лядовым) партитуры обеих опер Глинки, записывает и гармонизует народные песни (первый сборник вышел в 1876 г., второй - в 1882). Обращение к русскому музыкальному фольклору, так же как и подробное изучение оперных партитур Глинки в процессе подготовки их к изданию, помогло композитору преодолеть умозрительность некоторых его сочинений, возникшую в результате усиленных занятий техникой композиции. В двух написанных после "Псковитянки" (1872) операх - "Майская ночь" (1879) и "Снегурочка" (1881) - получили воплощение любовь Римского-Корсакова к народным обрядам и народной песне и его пантеистическое мировоззрение. Творчество композитора 80-х гг. в основном представлено симфоническими произведениями: "Сказка" (1880), Симфониетта (1885) и Фортепианный концерт (1883), а также знаменитые "Испанское каприччио" (1887) и "Шехеразада" (1888). В то же время Римекий-Кореаков работает в Придворной певческой капелле. Но больше всего времени и сил он отдает работе по подготовке к исполнению и изданию опер своих покойных друзей - "Хованщины" Мусоргского и "Князя Игоря" Бородина. Вероятно, эта напряженная работа над оперными партитурами обусловила то, что собственное творчество Римского-Корсакова развертывается в эти годы в сфере симфонической.

    К опере композитор возвращается лишь в 1889 г., создав феерическую "Младу" (1889-90). С середины 90-х гг. одна за другой следуют "Ночь перед рождеством" (1895), "Садко" (1896), пролог к "Псковитянке" - одноактная "Боярыня Вера Шелога" и "Царская невеста" (обе - 1898). В 1900-е гг. создаются "Сказка о царе Салтане" (1900), "Сервилия" (1901), "Пан воевода" (1903), "Сказание о невидимом граде Китеже" (1904) и "Золотой петушок" (1907).

    На протяжении всей творческой жизни композитор обращался и к вокальной лирике. В 79 его романсах представлена поэзия А. Пушкина, М. Лермонтова, А. К. Толстого, Л. Мея, А. Фета, а из зарубежных авторов Дж. Байрона и Г. Гейне. Содержание творчества Римского-Корсакова многообразно: оно раскрыло и народно-историческую тему ("Псковитянка, Сказание о невидимом граде Китеже"), сферу лирики ("Царская невеста, Сервилия") и бытовой драмы ("Пан воевода"), отразило образы Востока ("Антар, Шехеразада"), воплотило особенности других музыкальных культур ("Сербская фантазия", "Испанское каприччио" и др.). Но более характерны для Римского-Корсакова фантастика, сказочность, многообразные связи с народным творчеством. Композитор создал целую галерею неповторимых в своем обаянии, чистых, нежно-лирических женских образов - как реальных, так и фантастических (Панночка в "Майской ночи", Снегурочка, Марфа в "Царской невесте", Феврония в "Сказании о невидимом граде Китеже"), образы народных певцов (Лель в "Снегурочке", Нежата в "Садко").

    Сформировавшийся в 1860-е гг. композитор всю жизнь оставался верен передовым общественным идеалам. В преддверии первой русской революции 1905 г. и в последовавший за ней период реакции Римский-Корсаков пишет оперы "Кащей бессмертный" (1902) и "Золотой петушок", которые воспринимались как обличение царившего в России политического застоя.

    Более 40 лет длился творческий путь композитора. Вступив на него как продолжатель традиций Глинки, он и в XX в. достойно представляет -русское искусство в мировой музыкальной культуре. Творческая и музыкально-общественная деятельность Римского-Корсакова многогранна: композитор и дирижер, автор теоретических трудов и рецензий, редактор сочинений Даргомыжского, Мусоргского и Бородина, он оказал сильнейшее воздействие на развитие русской музыки. За 37 лет педагогической работы в консерватории у него училось более 200 композиторов: А. Глазунов, А. Лядов, А. Аренский, М. Ипполитов-Иванов, И. Стравинский, Н. Черепнин, А. Гречанинов, Н. Мясковский, С. Прокофьев и др. Разработка Римским-Корсаковым ориентальной тематики ("Антар, Шехеразада, Золотой петушок") имела неоценимое значение для развития национальных музыкальных культур Закавказья и Средней Азии, а многообразные морские пейзажи ("Садко, Шехеразада, Сказка о царе Салтане", цикл романсов "У моря" и др.) многое определили в пленерной звукописи француза К. Дебюсси и итальянца О. Респиги.

  11. Источник: Музыкальный словарь



  12. Лермонтовская энциклопедия

    Р́́ИМСКИЙ-Ќ́ОРСАКОВ Николай Андреевич (1844—1908), рус. композитор. Романсы на стихи Л. занимают заметное место в вокальном творчестве Р.-К., к-рого привлекали элегические, проникнутые лирич. созерцательностью и умиротворенностью произведения. Индивидуальности композитора особенно близка филос. глубина лирики Л., воссозданные в ней картины природы, напевность стиха. Романсы на лермонт. тексты: «Утес» («Ночевала тучка золотая») (Лейпциг, 1866), «Как небеса твой взор блистает» (СПБ, 1867), «Тучи» (СПБ, 1875), «На севере диком» (СПБ, 1876), «Песня Селима» из поэмы «Измаил-Бей» (СПБ, 1876), «Отчего» (Лейпциг, 1897), «Ангел» (Лейпциг, 1897). Романс «Когда волнуется желтеющая нива» вошел в сб. Р.-К.: Четыре романса с сопровождением фп. (Лейпциг, 1897).Лит.: Гловацкий, с. 44.

  13. Источник: Лермонтовская энциклопедия



  14. Большой Энциклопедический словарь

    РИМСКИЙ-КОРСАКОВ Николай Андреевич
    РИМСКИЙ-КОРСАКОВ Николай Андреевич (1844-1908) - российский композитор, дирижер, музыкально-общественный деятель. Член "Могучей кучки". Живописно-изобразительный характер музыки, особой чистоты лирика присущи произведениям, связанным с миром сказки, с поэзией русской природы, картинами народного быта; немаловажна роль и образов Востока. Римский-Корсаков - мастер инструментовки, новатор гармонии. 15 опер (эпические, сказочные, историко-бытовые и др.), в т. ч. "Псковитянка" (1872), "Майская ночь" (1879), "Снегурочка" (1881), "Садко" (1896), "Царская невеста" (1898), "Кащей бессмертный" (1902), "Сказание о невидимом граде Китеже..." (1904), "Золотой петушок" (1907); "Испанское каприччио" (1887), "Шехеразада" (1888) и другие сочинения для оркестра, романсы, обработки русских народных песен и др. Завершил ряд произведений М. П. Мусоргского, А. П. Бородина, А. С. Даргомыжского. Профессор Петербургской консерватории (с 1871), директор Бесплатной музыкальной школы, руководитель Беляевского кружка. Глава композиторской школы.

    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  15. Источник: