Словарь Брокгауза и Ефрона

    (Wollstonecraft-Shelley) — английская писательница (1798-1851). Дочь известного английского публициста и писателя Вильяма Годвина и писательницы Мери Годвин, урожденной Волстонекрафт, она 16-ти лет увлеклась поэтом Перси Шелли, последовала за ним в Германию и Италию и в 1816 г., после смерти его первой жены, вышла за него замуж. Обладая блестящими способностями, она без труда выучилась греческому, латинскому, французскому и итальянскому языкам и пользовалась большим уважением друзей своего мужа, особенно Байрона. В 1818 г. она напечатала свой первый роман: "Frankenstein", имевший весьма значительный успех. После смерти мужа она вернулась в Англию. Другие ее романы — "Valperga" (1823), "The last Man" (1826); "Perkin Warbeck" (1830); "Falkner" (1837) и "Lodore" (1835). Последнее произведение представляет собой как бы автобиографию самой писательницы. Кроме целого ряда новелл, ей принадлежат также "Rambles in Germany and Italy" (1844).

    См. Julian Marshall, "Life of Mrs. Shelley "(Лондон, 1889); W. M. Rossetti, "Memoir of Mrs. Shelley" (в "Eminent Women Series").

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Энциклопедия Кольера

    ШЕЛЛИ, МЭРИ УОЛСТОНКРАФТ

    (Shelley, Mary Wollstonecraft)

    (1797-1851), английская писательница. Родилась 30 августа 1797 в Лондоне. Ее мать, Мэри Уолстонкрафт, была одной из зачинательниц движения за женское равноправие, отец, У.Годвин, - философ и писатель, так что она рано познакомилась с радикальными общественно-политическими и духовными течениями. Мать умерла через 11 дней после рождения дочери, оставив ее на руках не очень заботливого отца. В 17 лет Мэри бежала в Европу с П.Б.Шелли; через два года, когда его первая жена покончила с собой, они поженились. У них было четверо детей, но трое умерли в младенчестве. Роман Франкенштейн, или Современный Прометей (Frankenstein, or the Modern Prometheus) Мэри написала, когда ей было 19 лет; он был издан в 1818. После смерти мужа в 1822 она вернулась в Англию, написала еще пять романов, но с Франкенштейном может сравниться только Последний человек (The Last Man, 1826), где описывается гибель человеческого рода в 21 в. от таинственной чумы. Мэри Шелли издала также поэмы своего мужа, писала биографии, рассказы и путевые заметки. Знаменитый роман Шелли повествует об истории студента Виктора Франкенштейна, создавшего живое существо из мертвых человеческих органов. Оживив свое творение, Франкенштейн прогнал его. Изгнание и ненависть толкнули уродливое существо к мести. Существо убивает жену своего создателя и наконец самого Франкенштейна. Умерла Шелли в Лондоне 1 февраля 1851.

    ЛИТЕРАТУРА

    Шелли М. Франкенштейн, или Современный Прометей. М., 1965 Спарк М. Мэри Шелли. - В кн.: Эти загадочные англичанки. М., 1992

  3. Источник: Энциклопедия Кольера



  4. Энциклопедический словарь

    Ше́лли Мэри

    (Shelley) (1797—1851), английская писательница. Жена П. Б. Шелли. Романтическое разочарование в просветительских идеалах выразила в романе «Франкенштейн, или Современный Прометей» (1818).

    * * *

    ШЕЛЛИ Мэри

    ШЕ́ЛЛИ (Shelley) Мэри (урожденная Годвин, Godwin) (30 августа 1791, Сомерстон — 1 февраля 1851, Лондон), английская писательница.

    Биография

    Дочь писателя и политического философа У. Годвина(см. ГОДВИН Уильям) и писательницы и публицистки Мэри Уолстонкрафт, автора знаменитого памфлета «Защита прав женщины» (1792), Мэри Годвин в 1814 стала гражданской женой поэта-романтика П. Б. Шелли(см. ШЕЛЛИ Перси Биш). После того как первая жена Шелли умерла в 1818, он и Мэри узаконили свою связь церковным браком. После трагической гибели поэта в 1822 Мэри посвятила жизнь редактированию и публикации его наследия и воспитанию их сына, единственного из четырех детей, не умершего во младенчестве. Женщина талантливая и образованная, она зарабатывала на жизнь литературным трудом, поскольку свекор выделял на внука весьма скудное содержание. При жизни Мэри Шелли выпустила шесть романов (седьмой был издан только в 1859). Пять из них прочно забыты и принадлежат истории литературы, хотя «Последний человек» (1826) — интересный образец ранней английской антиутопии. Но самый первый, написанный ею в 19 лет, стал поистине классическим произведением — «Франкенштейн, или Современный Прометей» (1818), в тексте которого прихотливо сочетаются элементы готического романа(см. ГОТИЧЕСКИЙ РОМАН), поэтики романтизма и просветительского реализма.

    Франкенштейн

    Это роман о великом свершении и роковой ошибке человеческого гения. Швейцарский ученый Виктор Франкенштейн, изучив труды средневековых алхимиков и кабалистов(см. КАБАЛА (в иудаизме)) , а также достижения современной медицины и естествознания, проникает в тайны жизни. Вознамерившись победить саму Смерть, он создает человекоподобное гигантское существо, непередаваемо уродливое чудовище. Наделенное добрыми задатками, его творение стремится сблизиться с людьми и служить им, но люди ужасаются его виду, гонят прочь и пытаются убить, и оно, отчаявшись, объявляет войну человеческому роду и своему создателю. Франкенштейн преследует сотворенного им «демона», чтобы его уничтожить. Погоня приводит преследователя и преследуемого в полярные широты, где ученый умирает на борту корабля, пробивающегося к Северному полюсу. Терзаемое одиночеством и раскаянием чудовище клянется перед телом своего создателя, что умертвит себя и сожжет, чтобы унести с собой тайну искусственной жизни. Созданию особой атмосферы романа, в котором показан поединок титанических страстей в обстоятельствах исключительно безысходных, способствуют описания экзотических ландшафтов: диких гор Швейцарии, пустошей и морской стихии Оркнейских островов, ледяного безмолвия Арктики.

    Философская идея Мэри Шелли — непостижимость тайн мироздания и опасность вмешательства человека в дела природы и ее законы — со временем была упрощена и опошлена. В бесчисленных драматизациях, экранизациях и примитивных «продолжениях» ее книги на первый план постепенно выдвинулось само чудовище, оттеснив своего творца на второй и даже присвоив себе его имя. В 20 в. монстр Франкенштейн — наряду с вампиром Дракулой из одноименного романа (1897) ирландца Брэма Стокера(см. СТОКЕР Брэм) — стал одной из важнейших фигур-символов в мифологии массового сознания Запада и порожденной ею культуре.

  5. Источник: Энциклопедический словарь