Словарь Брокгауза и Ефрона

    (Arendt) — известный химик-педагог, родился в 1828 г. С 1853 по 1857 г. изучал математику и естественные науки в Лейпциге, а затем был ассистентом при Сельскохозяйственной испытательной станции в Мöкерне. С 1861 г. А. состоял преподавателем Коммерческого училища в Лейпциге, а в 1880 году получил звание профессора. Ему принадлежат след. печатные труды: "О преподавании химии в низших и высших школах" (1867); "Organisation Technik und Apparat des Unterrichts in der Chemie" (1868); "Lehrbuch der anorganischen Chemie" (1868); "Der Anschauungsunterricht in der Naturlehre" (1869); "Grundriss der anorganischen Chemie" (1881); "Technik der Experimentalchemie" (1881—1891); "Leitfaden für den Unterricht m der Chemie" (1886); "Materialen fur den Anschauungsunterricht in der Naturlehre" (1886); "Methodischer Lehrgang der Chemie" (1887). С 1862 г. А. ведет журнал "Chem. Centralblatt".

    В. Д.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Философская энциклопедия

    АРЕНДТ

    (Arendt) Ханна (1906-1975) — нем. философ. Последовательница Э. Гуссерля и К. Ясперса. Большую часть жизни работала в Нью-Йоркском ун-те. Известна своими работами по классической философии, еврейской истории, политике и философии труда. Ей принадлежит одна из первых попыток в европейской философии проанализировать феномен тоталитаризма. Она определяла его как систему массового террора, который обеспечивает в той или иной стране атмосферу всеобщего страха. В кн. «Истоки тоталитаризма» (1951, рус. изд. 1966) исследованы условия формирования и принципы тоталитарного общества. Подчеркивая негативную роль масс в 20 в., А. фактически продолжает развивать традицию критики «массового общества», сложившуюся в творчестве позднего Ф. Ницше и подхваченную, с одной стороны, X. Ортегой-и-Гасетом, а с другой — К. Ясперсом. По мнению А., победа тоталитаризма может привести к разрушению человечества. Где бы ни сложился этот феномен, распадается сама сущность человека.

    В работах А. исследован мир «империализма», способный порождать тоталитаризм. Значительное внимание уделено антисемитизму. Она подробно рассмотрела «дело Дрейфуса» как образец дремлющего антисемитизма. В теории пропаганды А. считала распространенной ошибкой представление о всесилии идеологического воздействия на человека. Ей принадлежит весьма тонкий анализ расового образа мыслей, существовавшего еще до явных проявлений расизма. Она пыталась также воссоздать трагическое самосознание женщины, которая разрывается между своей идентичностью и ассимиляцией.

    Каждый том ее переписки с крупнейшими философами или модными литераторами — от Ясперса до Мэри Мак-Карти — оказывался бестселлером. Сборник статей А. «Человек в смутные времена» состоит из портретов людей, творческую деятельность которых она могла наблюдать.

  3. Источник: Философская энциклопедия