Словарь Брокгауза и Ефрона

    религиозно-аскетическое общество, возникшее во II в. до Р. Хр. среди александрийских иудеев, быть может, под влиянием иудейско-александрийской религиозной философии. Название θεραπευταί они получили, по Филону, от глаг. θεραπεύω — "или за искусство врачевания, которое исцеляет душу, или за почитание того Существа, которое лучше самого добра". Учение Т. несколько напоминает учение других иудейских сектантов — ессеев (см.); некоторые ученые первых производили от последних или наоборот. Теперь господствует мнение, что это два совершенно самостоятельных явления. Т. — иудеи, не выделявшиеся от прочих и не отвергнутые иудейским обществом, как ессеи; они не отвергали животных жертв, у них не было поклонения солнцу и запрещения клятвы, не было учения об эфирной душе и ее темнице — теле, а было стремление жить в уединении и строгом воздержании, по образцу позднейших христианских аскетов. Т. при самом вступлении на подвиг благочести, раздавали все свое имение, покидали близких им людей и искали одиночества, не из ненависти к людям, но чтобы избежать общения с теми, чей образ жизни отличен от их стремлений. Любимым местом их пребывания была холмистая местность около Мареотидского озера. Там они строили себе дома, лишь для защиты от жара и холода, не сплошным рядом, как в городах, но и не слишком далеко один от другого. Среди них жили и женщины, терапевтиссы, из которых весьма многие оставались девами. Т. молились два раза в день, утром и вечером, а свободное время проводили в чтении св. Писания. Шесть дней недели они проводили уединенно, каждый в своей келье, а на седьмой, почитаемый великим праздником, сходились в общее собрание, садились по старшинству лет; старейший произносил проповедь, по окончании которой начинал похвальную песнь Богу, составленную им самим. Во время пения царила тишина — к поющему все прислушивались; только в конце строф мужчины и женщины выражали свое согласие словами аминь, аллилуйя и др. Таким образом проходило время до ужина, за который все садились в белых одеждах. После ужина все разделялись на два хора, мужской и женский, и пели, чередуясь, в подражание израильтянам по переходе через Чермное море. В этом проходила вся ночь. Считая за основу всех добродетелей воздержание, никто из терапевтов не ел и не пил до захода солнца, считая необходимым свет дня посвящать мудрости и только малую часть ночи отдавать потребностям тела. Пищей их был простой хлеб с солью или иссопом, питьем — ключевая вода; сытость они считали врагом тела и души. Из нравственных качеств Т. особенно старались приобрести скромность, признавая ее источником истины и будучи убеждены, что надменность — источник лжи, а от лжи происходит множество зол, как от истины — все доброе, Божеское и человеческое. С появлением христианства среди Т. явились начатки иудействующего гностицизма, обозначившегося в II в. по Р. Хр. в системе лжеклиментовых бесед и в других еретических произведениях.

    Литература. Bellermann, "Geschichtliche Nachrichten ueber Essäer und Therapeuten" (1821); A. T. Dahne, "Geschichtliche Darstellung der jüdisch-alexandrinischen Religions philosophie" (Галле, 1837); Gfrörer, "Kritische Geschichte der Urchristenshums"; Döllinger, "Heidenthum and Jndenthum" (Регенсб., 1857); Jost, "Geschichte des Jadenthums und seiner Secten" (1857); П. Лебедев, "Ессеи и ферапевты" ("Дух христианина", 1862—63, дек., январь); Lucius, "Die Therapeuten" (1880); Лурье, "Секта ессеев" ("Истор. обозрение", 1892, т. IV).

    В. К—в.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Энциклопедия Кольера

    религиозная секта 1 в. н.э., описанная в труде Филона Александрийского О созерцательной жизни (De vita contemplativa). Будучи строгими аскетами, терапевты жили уединенно, каждый в своей келье, проводя время в молитвах, размышлениях и учении. Питались они скудно и принимали пищу только вечером, после захода солнца. В общину принимались женщины, но только девственницы; они сидели отдельно от мужчин во время трапезы и никак не соприкасались с ними в быту. По субботам члены общины собирались для совместной трапезы и чтения Торы. Особенностью их ритуала являлась торжественная ночная служба, во время которой они распевали религиозные гимны. Неясно, проводилось это богослужение каждые семь недель (в ночь седьмой субботы) или только по основным еврейским праздникам (Песах, Шавуот и Суккот). Терапевты имели много общего с христианским монашеством, и некоторые ученые полагали, что терапевты, возможно, были христианами. Однако большинство считает их чисто еврейской сектой, родственной ессеям, от которых они, возможно, откололись.

  3. Источник: Энциклопедия Кольера



  4. Советская историческая энциклопедия

    (греч. terapeytai, от terapeuo - служу, поклоняюсь) - иудейская религ.-аскетич. секта в греко-римском Египте (центр Т. был в районе Мареотидского оз. близ Александрии). Единственный источник сведений о Т. - трактат "О созерцательной жизни" Филона Александрийского (1 в. н. э.). Членами секты Т. были мужчины и женщины, спасавшие души безбрачием, постом и молитвой. Жили Т. уединенно, питались хлебом, травами. Шесть дней молились в одиночестве. В субботу собирались для совместной трапезы, чтения и толкования Библии, пения псалмов. По своим социальным воззрениям - осуждение рабства, отказ от частной собственности, проповедь равенства и бедности - Т. близки к ессеям.

    Лит.: Елизарова М. М., К вопросу об общине терапевтов, "Уч. зап. Горьковского гос. ун-та им. Лобачевского, сер. ист.", 1965, в. 67, с. 237-50; ее же, Проблема календаря терапевтов, в кн.: Палестинский сборник, в. 15(78), М.-Л., 1966, с. 107-16.

    Н. Н. Пикус. Москва.

  5. Источник: Советская историческая энциклопедия