Словарь Брокгауза и Ефрона

    Iучрежден в 1861 г., по мысли кн. Горчакова, для рассмотрения дел, которые требуют не только Высочайшего утверждения, но и личного присутствия Государя при обсуждении их. Учреждение С. министров вызвано было усилением значения личных докладов министров, приведшим к нарушению единства в управлении. С. министров является особой формою коллективного доклада, имея тот же характер, какой, по учреждению министерств 1802 г., должен был иметь комитет министров (см. соотв. статью). Это отражается как на составе, так и на компетенции С. министров. С. министров составляется под личным председательством Государя Императора из всех министров и главноуправляющих, пользующихся правами министров, а также других лиц, по непосредственному Высоч. назначению. При всех заседаниях С. присутствует государственный секретарь, для представления по законодательным вопросам сведений из дел государственного совета. Компетенция С. носит совершенно факультативный характер. Все дела вносятся в него не иначе, как по особому каждый раз Высоч. разрешению. Заведование делами С. министров возложено на управляющего делами комитета министров, к которому все дела, назначенные Государем к обсуждению в С. министров, препровождаются за три дня до заседания. Заседания С. не имеют определенных сроков; они назначаются каждый раз по Высоч. усмотрению. Дела докладываются в С. самими министрами и только в случае невозможности — заведующим делами С. Резолюция может быть постановлена немедленно по окончании прений: в таком случае она излагается или министром, на его докладе, или, при многосложности дела и резолюции, заведующим делами, по соглашению с министром. Дела, особо важные и сложные, могут быть обращаемы Государем к новому рассмотрению вне Высоч. присутствия; рассмотрение это поручается особой комиссии, из членов С. и др. лиц. Результаты совещания представляются Государю в виде краткой мемории через заведующего делами С. Высоч. резолюция по делу, рассмотренному в С. министров, имеет силу Высоч. повеления, состоявшегося по личному докладу министра. Дела законодательные, по предварительном рассмотрении их в С. министров, обязательно вносятся в государственный совет. Об исторических мотивах к образованию С. министров см. "Пособие к изучению русского госуд. права", А. В. Романовича-Словатинского, вып. 2-й.

    II (дополнение к статье)Высочайшим указом 19 октября 1905 г. старый С. министров упразднен и заменен новым, образуемым по образцу соответственных учреждений в конституционных государствах. Министры перестали быть отдельными чиновниками, ответственными перед верховной властью каждый лишь за свои действия и распоряжения. Установлено, как общее правило, что "все министерства и главные управления составляют единое управление и ни одно из них не может отделяться от других ни ввиду управления, ни в общей его цели". Для общего "управления и объединения действий главных начальников ведомств по предметам как законодательства, так и высшего государственного управления" и был учрежден обновленный С. министров. Он состоит из министров и главноуправляющих отдельными частями, равноправных министрам, под председательством либо одного из министров, либо особого лица. Председатель С. министров назначается Государем Императором. В исключительных случаях в С. министров председательствует Государь Император. Никакая, имеющая общее значение, мера управления не может быть принята отдельными министрами помимо С. министров. Все министры обязательно и безотлагательно доставляют председателю С. сведения о всех выдающихся событиях государственной жизни и вызванных ими мерах и распоряжениях. Точно так же министры обязательно сообщают председателю С. свои всеподданнейшие доклады ранее, чем вносят их на Высочайшее благоусмотрение. Из ведения С. министров выделены дела, относящиеся к ведомству Имп. двора, государственной обороны и внешней политики, вносимые на обсуждение С. министров только по Высочайшему повелению или по желанию подлежащих министров, или когда эти дела касаются и других ведомств. Через С. министров проходит и назначение на все главные должности высшего и местного управления за исключением должностей по ведомству двора, армии, флота и дипломатических. Расширение функций Государственного С., к которому перешли все важнейшие функции бывшего комитета министров, свело значение последнего к минимуму. Высочайшим указом 23 апреля 1906 г. комитет министров был упразднен; часть остававшихся еще в его ведении функций передана Государственному Совету и Государственной Думе, как органам законодательным, часть — департаментам Государ. С. Канцелярия комитета министров передана в ведение С. министров. В новой редакции Основных Законов 23 апреля 1903 г. указано, что направление и объединение действий министров возлагается на С. министров на основании, определенном в законе (ст. 120 Осн. Зак., Св. Зак., т. I, ч. 1, изд. 1906 г.). Определенно установлен принцип, что как С. министров, так и отдельные министры отвечают перед Государем Императором не только за свои личные действия и распоряжения, но и за общий ход государственного управления (ст. 123). Сам указ 19 окт., являющийся тем законом о С. министров, о котором говорит ст. 120 Основных Законов, не включен ни в основные законы, ни в Учреждения Государственные (Св. Зак., т. I, ч. II, издание 1906 г.). Первым председателем С. министров после его обновления был гр. Витте, вторым, сменившим его перед созывом Гос. Думы в 1906 г. — И. Л. Горемыкин, третьим, сменившим последнего после роспуска первой Гос. Думы — П. А. Столыпин, сохраняющий этот пост до настоящего времени (февраль 1907 г.). На практике конституционный характер совета министров ни в чем не сказался. Широко пользуясь 87-й ст. Основных Законов, С. министров, в промежуток времени с роспуска первой Государственной Думы до созыва второй, присвоил себе функции законодательной власти в полном противоречии с истинным и точным смыслом Основных Законов и с практикой конституционных правительств в других странах.

    В. В—в.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    в дореволюционной России, высший правительственный орган. Учрежден 12 ноября 1861 для обсуждения дел общегосударственного характера, материалов и годовых отчётов о деятельности министерств и ведомств. Через С. м. прошли проекты большинства буржуазных реформ, многих важнейших мероприятий по борьбе с революционным движением. Председателем С. м. был царь, которому принадлежало право вынесения на рассмотрение С. м. всех вопросов. Состав С. м.: министры, главноуправляющие, пользовавшиеся правами министров, председатель Государственного совета и Комитета министров (См. Комитет министров), высшие чиновники, персонально назначенные царём. Заседания С. м. были нерегулярны: с конца 1882 до января 1905 С. м. не собирался. В июне — июле 1905 С. м. обсуждал проект создания нового законосовещательного учреждения, т. н. Булыгинской думы (См. Булыгинская дума).

    По закону 19 октября 1905 С. м. был преобразован. На него было возложено, кроме объединения действий министров и главноуправляющих по вопросам законодательства и высшего государственного управления, предварительное рассмотрение проектов законоположений перед внесением их в Государственную думу (См. Государственная дума) и Государственный совет; обсуждение предложений по общему устройству министерств, замене главных должностных лиц в государстве; утверждение уставов акционерных обществ. Председатель С. м. назначался царём. Заседания Совета стали проводиться регулярно 2—3 раза в неделю.

    После упразднения Комитета министров (24 апреля 1906) к С. м. перешла большая часть его дел. Компетенция С. м. расширилась: в случае прекращения заседаний Государственного совета и Государственной думы С. м. получил право обсуждать законопроекты и передавать их на утверждение императору как «высочайшие указы», которые т. о. вступали в силу без рассмотрения их в высших государственных органах, как предусматривалось законом. Только между 1-й и 2-й Государственными думами (июль 1906 — февраля 1907) через С. м. прошло 59 чрезвычайных «указов» (в т. ч. об учреждении военно-полевых судов, главной целью которых была борьба с революционным движением). Для рассмотрения мелких дел в сентябре 1909 был создан т. н. Малый совет министров, состоявший из товарищей (заместителей) министров.

    Отражая определённый этап в развитии самодержавия в сторону буржуазной монархии, С. м. царской России отличался от западноевропейских кабинетов, ответственных перед представительскими органами. Председатель С. м. и министры были ответственны только перед царём, а не перед Государственной думой. После Февральской буржуазно-демократической революции 1917 Временное правительство 8(21) марта 1917 официально объявило себя преемником С. м.

    Председателями С. м. были: С. Ю. Витте (19.10.1905—22.4.1906), И. Л. Горемыкин (22.4.1906—8.7.1906), П. А. Столыпин (8.7.1906—1.9.1911), В. Н. Коковцов (11.9.1911—30.1.1914), И. Л. Горемыкин (30.1.1914—20.1.1916), Б. В. Штюрмер (20.1.1916—10.11. 1916), А. Ф. Трепов (10.11.1916—27. 12.1916), Н. Д. Голицын (27.12.1916—27.2.1917).

    Лит.: Законодательные акты переходного времени... [1904-1908 гг.], 3 изд., СПБ. 1909; Витте С. Ю., Воспоминания, т. 2—3, М., 1960; Ерошкин Н. П., История государственных учреждений дореволюционной России, 2 изд., М., 1968; Центральный государственный исторический архив СССР в Ленинграде. Путеводитель, Л., 1956.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Большой энциклопедический словарь

    СОВЕТ МИНИСТРОВ -1) название правительства во многих государствах. В СССР в 1946-90 СМ СССР - высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти (правительство) Союза ССР, формировался ВС СССР.2) В Российской Федерации до 1993 - название правительства.3) В России в 1857-82 совещательный орган по общегосударственным делам под председательством царя; в 1905-17 высший государственный орган, объединял и направлял деятельность различных ведомств, во главе - председатель (назначался царем).

  5. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  6. Современная энциклопедия

    СОВЕТ МИНИСТРОВ, 1) название правительства во многих государствах. 2) В России в 1857 - 82 совещательный орган по общегосударственным делам под председательством императора; в 1905 - 17 высший государственный орган, объединял и направлял деятельность различных ведомств, во главе председатель (назначался императором). 3) В СССР в 1946 - 91 высший исполнительный орган государственной власти (до 1946 Совнарком). 4) В Российской Федерации с 1993 Совет Министров - правительство Российской Федерации.

  7. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  8. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    Council of Ministers

  9. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  10. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    cabinet council

  11. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  12. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    Council of Ministers

  13. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  14. Русско-китайский словарь: пресса, интернет, радио, телевидение

    部长理事会

  15. Источник: Русско-китайский словарь: пресса, интернет, радио, телевидение



  16. Энциклопедический словарь экономики и права

    - название правительства в Болгарии, Венгрии, Греции, Италии, Перу, Польше, Португалии, Турции и ряде других государств. Во Франции правительство именуется "См.", когда оно заседает под председательством Президента Франции.

  17. Источник: Энциклопедический словарь экономики и права



  18. Энциклопедический словарь

    Сове́т мини́стров

    1) название правительства во многих государствах. В СССР в 1946—90 СМ СССР — высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти (правительство) Союза ССР, формировался ВС СССР.2) В Российской Федерации до 1993 — название правительства.3) В России в 1857—82 — совещательный орган по общегосударственным делам под председательством царя; в 1905—17 — высший государственный орган, объединял и направлял деятельность различных ведомств, во главе — председатель (назначался царём).

    * * *

    СОВЕТ МИНИСТРОВ

    СОВЕ́Т МИНИ́СТРОВ,

    1) название правительства во многих государствах. В СССР в 1946—90 СМ СССР — высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти (правительство) Союза ССР, формировался ВС СССР.

    2) В Российской Федерации до 1993 — название правительства.

    3) В России в 1857—82 совещательный орган по общегосударственным делам под председательством царя; в 1905—17 высший государственный орган, объединял и направлял деятельность различных ведомств, во главе — председатель (назначался царем).

  19. Источник: Энциклопедический словарь



  20. Советская историческая энциклопедия

    в царской России - высший правительственный орган. Создан в период подготовки и проведения бурж. реформ 60-х гг. 19 в. Первоначально (окт. 1857) С. м. был учрежден неофициально. С 12 нояб. 1861 он существовал официально, наряду с Государственным советом и Комитетом министров. В состав С. м. входили министры и приравненные к ним главноуправляющие ведомств, пред. Гос. совета и пред. К-та министров, а также - по особому назначению царя - др. высшие чиновники. Пред. С. м. был царь, ему же принадлежала инициатива вынесения на рассмотрение С. м. всех вопросов. С. м. обсуждал дела общегос. характера, материалы и годовые отчеты о деятельности ведомств, доклады министров с предложением преобразований и реформ и др. Через С. м. прошли проекты большинства бурж. реформ, мероприятий по борьбе с революц. движением.

    Большинство заседаний С. м. проходило в 1858-64. Затем, по мере проведения бурж. реформ и укрепления позиций самодержавия и его бюрократич. аппарата, значение совета стало падать. В 70-х гг. его заседания проводились редко, а с 11 дек. 1882 прекратились вообще. На предпоследнем заседании С. м. (8 марта 1881) были отвергнуты проекты М. Т. Лорис-Меликова. Работа С. м. возобновилась только в янв. 1905. В июне - июле 1905 С. м. обсуждал подготовленные комиссией А. Г. Булыгина проекты нового законосовещат. учреждения, к-рое именно в совете получило название Государственной думы.

    19 окт. 1905 С. м. был утвержден подготовленный пред. К-та министров С. Ю. Витте проект закона "О мерах к укреплению единства в деятельности Министерств и Главных управлений". По этому закону С. м. был преобразован, и на него было возложено "...направление и объединение действий Гл. начальников ведомств по предметам как законодательства, так и высшего государственного управления". С. м., кроме того, рассматривал предварит. предложения начальников ведомств, совещаний и комиссий по вопросам законодательства перед внесением их в Гос. думу и Гос. совет; "всеподданнейшие" доклады министров; обсуждал распоряжения начальников ведомств, имевшие общегос. значение, предложения начальников ведомств по общему устройству министерств и замене гл. должностных лиц; утверждал уставы акционерных обществ.

    В состав С. м. входили министры, главноуправляющие, гос. контролер, обер-прокурор Синода, а также пред. Гос. совета и наместник Кавказа. Пред. С. м. назначался царем из высших чиновников, пользующихся особым его доверием. Делопроизводство С. м. велось постоянной канцелярией С. м. (в 19 в. делопроизводство С. м. вела канцелярия К-та министров) во главе с управляющим делами С. м. Пред. С. м. получил огромные права первого чиновника в гос-ве, ближайшего сотрудника царя. Относительно самостоятельными были в С. м. министры: военный, морской, двора и гос. контролер, имевшие право выносить на рассмотрение С. м. лишь те меры, к-рые находили нужными обсудить совместно. Заседания С. м. проводились регулярно 2-3 раза в неделю и фиксировались в спец. журналах. В период революции 1905-07 С. м. координировал меры различных ведомств по борьбе с революц. движением. С 1906 компетенция С. м. расширилась. По ст. 87 "Основных законов Российской империи" от 23 апр. 1906 в случае прекращения заседаний Гос. совета и Гос. думы С. м. обсуждал законопроекты и через председателя передавал их на утверждение царя как "высочайшие указы", к-рые вступали в действие без рассмотрения их в законодательном порядке. Это обеспечивало самодержавию принятие любого закона без обсуждения в Гос. думе и Гос. совете. Только между 1-й и 2-й Гос. думами (июль 1906 - февр. 1907) через С. м. было проведено 59 чрезвычайных "указов" по ст. 87, гл. обр. карательных, в т. ч. указ об образовании воен.-полевых судов; по ст. 87 был проведен первый столыпинский аграрный закон 9 нояб. 1906. После упразднения К-та министров 24 апр. 1906 большая часть его адм. функций (введение, продление и прекращение положений об усиленной и чрезвычайной охране, назначение местностей для водворения ссыльных, усиление личного состава жандармерии, полиции, надзор за земским и гор. самоуправлением, учреждение капиталистич. компаний и др. - всего в 1909 42 категории дел) была передана в С. м.

    Для рассмотрения этих, унаследованных от К-та министров дел, перегружавших заседания С. м., 22 сент. 1909 был создан т. н. Малый совет министров, состоявший из товарищей министров.

    Отражая определенный этап в развитии самодержавия в России в сторону бурж. монархии, С. м. царской России не являлся, однако, кабинетом, характерным для западноевропейских бурж. монархий, где кабинет был ответствен перед представит. органом (парламентом). Пред. С. м. и министры в России назначались царем и были ответственны только перед ним, а не перед Думой (ст. 3 закона от 19 окт. 1905).

    С. м. был ликвидирован Февр. бурж.-демократич. революцией 1917. 28 февр. 1917 большинство членов царского С. м. были арестованы и впоследствии предстали перед Чрезвычайной следственной комиссией Врем. пр-ва. Провозгласив "преемственность" власти, Врем. пр-во указом 8 марта 1917 официально "переименовало" С. м. во Врем. пр-во, а канцелярию С. м. в канцелярию Врем. пр-ва.

    Председателями С. м. были: С. Ю. Витте (19.X.1905 - 22.IV.1906), И. Л. Горемыкин (22.IV.1906 - 8.VII.1906), П. А. Столыпин (8.VII.1906 - 1.IX.1911), В. Н. Коковцов (11.IX.1911 - 30.I.1914), И. Л. Горемыкин (30.I.1914 - 20.I.1916). Б. В. Штюрмер (20.I.1916 - 10.XI.1916), А. Ф. Трепов (10.XI.1916 - 27.XII.1916), Н. Д. Голицын (27.XII.1916 - 27.II.1917).

    Лит.: ЗПСЗ, т. 25, СПБ, 1908, No 26820; Витте С. Ю., Воспоминания, т. 2-3, М., 1960; Падение царского режима, т. 1-7, М.-Л., 1924-27; Мироненко К. Н., Совет министров по указу 19 окт. 1905 г., "Уч. зап. ЛГУ", серия юридич., 1948, в. 1, No 106; Ерошкин Н. П., История гос. учреждений дореволюц. России, 2 изд., М., 1968.

    Н. П. Ерошкин. Москва.

  21. Источник: Советская историческая энциклопедия



  22. Большой Энциклопедический словарь

    СОВЕТ МИНИСТРОВ
    СОВЕТ МИНИСТРОВ -1) название правительства во многих государствах. В СССР в 1946-90 СМ СССР - высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти (правительство) Союза ССР, формировался ВС СССР.2) В Российской Федерации до 1993 - название правительства.3) В России в 1857-82 совещательный орган по общегосударственным делам под председательством царя; в 1905-17 высший государственный орган, объединял и направлял деятельность различных ведомств, во главе - председатель (назначался царем).

    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  23. Источник: