Словарь Брокгауза и Ефрона

    современное название местности метрополии 6-го верхнеегипетского нома (Аати), Тантарер (Τεντύρα, ρвященное имя — Ан), расположенной на левом берегу Нила, в расстоянии дня пути от Фив. Известна остатками хорошо сохранившегося храма Гатор, основание которого восходит к древнему царству. Пепи Меренра и Тутмес III занимались его реставрацией, но окончательная перестройка принадлежит последним Птолемеям и римским императорам, до Траяна включительно (117 до Р. Х. — 98 по Р. X.). От всех этих государей остались картуши, надписи и изображения на стенах храма, а нижняя часть внешних стен содержит надписи, рассказывающие о построении храма и открытые Дюмихеном в 1875 году. Надписи на стенах и колоннах гипостильной залы — астрономического содержания, равно как и скульптурные украшения на потолке. Здесь находятся породившие огромную литературу знаки Зодиака. Изображения в "зале явления" представляют римского императора в виде египетского фараона, вступающим в храм для молитвы богине. Первая боковая зала налево — лаборатории; надписи ее — рецепты мазей и благовоний. Другие залы, коридоры и лестницы покрыты надписями, большей частью религиозного содержания, и гимнами богине. При храме несколько подземных крипт, служивших ризницами и кладовыми, и 6 зал на крыше, предназначенных для мистерий в честь Озириса; здесь же святилище, игравшее роль во время процессий в день Нового года. Д. храм, уступая в громадности фивским (83 м дл., 48 ш.), превосходит их художественностью, соединяя египетскую серьезность с греческой грацией. Отличительная черта — колонны с капителями в виде голов Гатор. Дендерские надписи изданы Дюмихеном в его "Bauurkunde d. Tempelanlagen v. Dendera" (1865), "Altägypt. Kalendarinschriften" (1866), "Tempelinschriften" (1867); "Histor. Inschr." (1869), "Kesultate" (1869), и Мариеттом в "Denderah, description générale" (1869-75). Позади храма Гатор находится не особенно изящный храм Изиды, начатый при Августе и содержащий надписи времен первых римских императоров.

    Б. Т.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Энциклопедический словарь

    ДЕНДЕРА

    ДЕНДЕРА (древний Иуну, также Тентира, Дандара), столица VI нома Верхнего Египта, располагавшаяся на западном берегу Нила, в 60 км к северу от Луксора(см. ЛУКСОР).

    Древнейший культовый центр богини Хатхор(см. ХАТХОР). Тексты сообщают, что храм, посвященный этой богине, воздвиг здесь фараон Хеопс(см. ХЕОПС) (IV династия).

    Благодаря раскопкам У. Питри(см. ПИТРИ ФЛИНДЕРС Уильям Мэтью) в некрополе Дендеры были найдены многочисленные гробницы времен Старого и Среднего царств. Самая древняя из них восходит к эпохе III династии. Питри также нашел здесь некрополь с мумиями животных и птиц — соколов, газелей, змей, ихневмонов и кошек. Обычай погребения животных существовал в Дендере вплоть до птолемеевской и римской эпох.

    На территории храмового комплекса Ж. Даресси раскопал каменную часовню Ментухотепа I (XI династия), которая восстановлена ныне перед Каирским музеем.

    Если верить одной из надписей, новое святилище Хатхор построил здесь Тутмос III(см. ТУТМОС III) (XVIII династия), при этом был сохранен план древнего сооружения Хеопса. Тутмос IV (XVIII династия), Рамсесы II(см. РАМСЕС II) и III (XIX династия) также украшали храм Хатхор, о чем свидетельствуют их картуши(см. КАРТУШ), найденные в ходе раскопок на разрозненных блоках.

    Храмовый ансамбль, уцелевший до наших дней, относится к гораздо более позднему времени: главный храм и близлежащие святилища были сооружены в эпоху последних Птолемеев(см. ПТОЛЕМЕИ) и Римской империи. Основная часть главного храма Хатхор, план которого, вероятно, соответствовал плану святилища времен Тутмоса III, была создана при Птолемее Сотере II и Птолемее Неосе Дионисе. На одной из стен храма находится рельеф с изображением Клеопатры(см. КЛЕОПАТРА (царица)), Юлия Цезаря(см. ЦЕЗАРЬ Гай Юлий) и их сына Цезариона.

    После заката Птолемеев строительство святилища продолжили римские императоры: на всех внешних стенах храма присутствует имя Августа(см. АВГУСТ (император)), на западной стене есть также имя Нерона(см. НЕРОН). Плафон большого гипостильного зала с изображением астрономических символов (т. н. длинный или прямоугольный зодиак) украшен именем Тиберия(см. ТИБЕРИЙ); в центре этого плафона находится текст Калигулы(см. КАЛИГУЛА). На стенах сохранились имена и изображения Калигулы, Клавдия и Нерона, у входа в храм — имена Домициана(см. ДОМИЦИАН) и Траяна(см. ТРАЯН).

    На крыше храма располагались две часовни. Северо-западная часовня состояла из трех залов, украшенных сценами, связанными с культом Осириса(см. ОСИРИС). Возможно, согласно древней традиции, здесь находилась одна из шести гробниц Осириса. Северо-восточная часовня тоже состояла из трех залов, декорированных аналогичными сценами. Плафон ее центрального зала был украшен изображением зодиака, получившим ныне широкую известность (т. н. круглый зодиак). Этот плафон был варварски выломан в 1820 г. и вывезен во Францию. Ныне он хранится в Лувре, а в храме Дендеры его заменяет гипсовая копия.

    С расшифровкой изображений дендерских зодиаков связано много споров. Следует отметить, что сам по себе зодиак не был египетским изобретением: греко-вавилонский зодиак появился в Египте лишь в эпоху Птолемеев (4–1 вв. до н. э.). На круглом дендерском зодиаке, датируемом 1 в. до н. э., наблюдается смешение египетских и греческих символов: так, знаки для деканов (десятидневных периодов, на которые делился год в Египте), изображенные по периметру круга, являются египетскими, а знаки для созвездий — египетскими и греческими (к последним относится, например, изображение Весов). Зодиак, представляющий собой символическое изображение звездного неба, в принципе должен поддаваться прочтению, поскольку по указанному расположению звезд можно определить дату, «зашифрованную» в данном изображении. Однако задача расшифровки дендерских зодиаков осложняется тем, что при современном состоянии наших знаний нельзя однозначно отождествить все египетские символы дендерского зодиака с конкретными звездами. Неоднозначность отождествлений порождает различные варианты расшифровки, которые варьируются в очень широких пределах. Тем не менее, очевидно, что дендерские зодиаки не могли быть созданы ранее птолемеевской эпохи (поскольку до этого времени зодиака в Египте просто не существовало) и позже римской (поскольку в коптско-византийский период строительство и украшение храмов, подобных дендерскому, навсегда прекратилось).

    В комплексе Дендеры существовали, по-видимому, и отдельные храмы, посвященные божественным детям, рожденным от союза Гора(см. ГОР (бог)) и Хатхор. Вся группа храмов была окружена стеной из сырцового кирпича высотой 10 м. Главные каменные ворота находились на севере и были украшены картушами Домициана, Нервы и Траяна. Восточные ворота относятся ко временам Августа, Тиберия и Нерона; возможно, они служили пропилеями для маленького римского храма, ныне полностью разрушенного. По-видимому, уже в первой половине 8 в. до н. э. Пи(Анхи) (XXV династия) начал здесь строительство маммисия, расположенного перед большим храмом и законченного при Нектанебе I (XXX династия). Он украшался отчасти Птолемеем Эвергетом II и Птолемеем Сотером II. Видимо, это самая древняя из известных в Египте «часовен божественного рождения». Вероятно, древний маммисий времен Нектанеба был посвящен Хорсматауи. Он был частично разрушен в начале римской эпохи в ходе строительства каменной стены, окружавшей храм Хатхор.

    К востоку от комплекса располагались еще два святилища, окруженных кирпичными стенами, к западу от храма находилось большое священное озеро.

    Процветание Дендеры продолжалось в течение всего римского периода. Первые повреждения ей были нанесены христианами, сбившими со стен храмов почти все доступные фигуративные украшения. У северной стены главного храма была сооружена базилика, восходящая, вероятно, к 5 в. н.э.

    Коптские и арабские постройки возводились непосредственно на храмовой территории: во второй половине 19 в., когда О. Мариет(см. МАРИЕТ Огюст Фердинан) приступил здесь к раскопкам, на крыше храма Хатхор располагалась часть арабской деревни.

  3. Источник: Энциклопедический словарь