Словарь Брокгауза и Ефрона

    (Карл-Фридрих Bahrdt) — богослов т. н. просветительного периода. Родился 25 августа 1741 г. в Бишофсверде, в Саксонии, сын профессора богословия. Получил образование в Лейпциге. В 1762 году назначен катехизатором церкви св. Петра, в 1766 — экстраординарным профессором библейской филологии в Лейпциге. Известен также как проповедник. В 1768 г. назначен профессором библейских древностей в Эрфурге. Здесь он перешел к рационализму и написал "Briefe über systematische Theologie" (2 т., Эйзенах 1770—72), "Wünsche eines stummen Patrioten" (Эрфурт, 1770). В 1773 г. им написано "Neueste Offenbarungen Gottes in Briefen und Erzählungen". Б. был затем пастором в Дуркгейме и, наконец, отрешен от должности, причем ему запрещено было печатать что бы то ни было из своих сочинений. Он бежал в Галле (1779) и читал там лекции по философии и древним языкам и здесь же издал свои "Briefe über die Bibel im Volkston", "System der moralischen Religion" и друг. В 1789 г. он был подвергнут заключению в магдебургской крепости, где и написал "Geschichte meines Lebens, meiner Meinungen und meines Schicksals"; † в 1792 г. Ср. Г. Франк в Раумеровом "Histor. Taschenbuch" (Лейпц., 1866); Leyser, "Karl Frider. Bahrdt" (Нейштадт, 1870).

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Энциклопедия социологии

    Бардт (Bahrdt) Ханс Пауль (03.12.1918, Дрезден) -западно-германский социолог. В 1952 г. закончил Геттингенский университет, с 1958 г.- профессор Ганиоверской высшей технической школы, с 1962 г.- Геттингенского университета. Социологические взгляды Бардта сформировались под влиянием М. Вебера. Бардту принадлежат работы по промышленной социологии и социологии знания, однако главной сферой научных интересов Бардта является город, который он рассматривает как важный источник обществ, прогресса.

    Бардт развивает концепцию крупного современного города как определенного противоречивого единства приватной и публичной сфер жизнедеятельности человека. По Бардту, приватность воплощается в доме, семье, малой социальной общности; публичность - в "улице", политических учреждениях, промышленных и торговых предприятиях и проч. Полярность этих сфер предполагает неполную включенность горожанина в территориальную общность, что обеспечивает ему личную независимость и политическую свободу. Таким образом, городская жизнь организуется по рыночному принципу, который "гарантирует неограниченный выбор контактов каждого с каждым, открытость социальных возможностей для горожанина, во власти которого решать, с кем, когда, каким образом и как долго поддерживать эти контакты" Бардт обосновал идею "гуманного городского строительства", которая характеризует развитие городского самоуправления и некоммерческий подход к решению городских социальных проблем. Концепция Бардта дала импульс для широкой дискуссии по проблемам коммунальной демократии, территориального социального планирования. Она внесла значительный вклад в формирование "этоса большого города" в массовом сознании западно-германского общества, являющегося теоретической основой ряда социологических исследований.

    Соч.: 1) Moderne Grofistadt. Munch., 1961. 2) Humaner Stadtebau. Hamb., 1968.

  3. Источник: Энциклопедия социологии