Словарь Брокгауза и Ефрона

    Федор Васильевич (1745-1812) — сын петербургского купца; учился в Париже; преподавал французский язык в Троицкой лаврской семинарии, был архитекторским помощником в ведомстве Кремлевской экспедиции. С 1773 до 1788 г. странствовал по Европе и Америке; в конце жизни был переводчиком в коллегии иностранных дел. Приверженец идеи XVIII в., К. по своему всестороннему образованию был один из передовых людей своего времени. После него остались в рукописях перев. с франц.: "Жизнь славного французского разбойника Картуша" и "Сравнение древней архитектуры с новой". Напечатаны: "Ахухамукхама Талым Набы, или книга богословии Магометовой в увеселение меланхоликов" (с франц., М., 1783); "Сокращенный Витрувий, или совершенный архитектор" (с франц., М., 1789); "Description d'un poux vu en microscope" (на франц. и русск. яз., 1789); "Описание хода купеческих и других караванов в степной Аравии" (с англ., СПб., 1790); "Письмо к жене от мужа, идущего на приступ к городу" (соч. Бухарского, перев. на франц., СПб., 1790); "Краткое известие о достопамятных приключениях капитана д'Сивиля" (с франц., М., 3791); "Remarques sur la langue russienne et sur son alphabet" (СПб., 1791); "Вожак, показывающий путь к лучшему выговору букв и речений французских" (СПб., 1794); "Новоявленный ведун, поведающий гадание духов" (СПб., 1795); "Фокус-покус" (СПб., 1795); "Открытие, описание и содержание г. Геркулана" (СПб., 1795); "Собрание любопытства достойных предметов для юношества и любителей естественной истории" (СПб., 1796); "Dialogues français, russes et allemands à l'usage des commençans" (СПб., 1804, 1818, 1832, 1837). Ср. Смирнов, "Истории Троицко-лаврской семинарии" ("Сборник" II отд. Акад. наук, т. IX); "Русская старина", т. XII.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Философская энциклопедия

    КАРЖА́ВИН

    Федор Васильевич (20 янв. 1745 – 1812) – рус. писатель-просветитель. Род. в Петербурге в купеч. семье. В сер. 1750-х гг. учился в Сорбоннском ун-те. Был преподавателем духовной семинарии Троице-Сергиевой лавры (1767–69). С 1773 продолжал образование за границей. В 1776 – переводчик на о-ве Мартиника, в 1777 уехал в Сев. Америку. В 1782–84 – на Кубе. В 1788 вернулся в Россию.

    Лит. деятельность К. начал в 1770-х гг., сотрудничая в журн. "Живописец" Н. Новикова. Из Америки К. присылал статьи об этой стране (напечатаны в 1784 в "Прибавлениях к „Московским ведомостям“"). По возвращении на родину К. изложил свои свободолюбивые взгляды во многих предисловиях и пространных примечаниях, к-рыми снабжал предприни-мавшиеся им издания. Гневно осуждая невольничество, он возмущался амер. "градомудрием", к-рым установлено, чтобы "...всегда черные покорялись и были подвластны господствующим белым" ("Описание хода купеческих и других караванов в степной Аравии", СПБ, 1790, с. 134). К. бичевал колонизаторов, к-рые "с мечом в одной руке и с крестом в другой, сопровождаемые псами, изрубили, растерзали, сожгли двадцать миллионов душ..." в Америке. И все это совершено "... для мнимого прославления бога, и для приведения прочих американцев к познанию некроволитныя веры Христовой..." (там же, с. 146–47). К. критиковал расовые предрассудки, служившие основой колониализма и безудержной эксплуатации цветных народов; он писал, что во время странствий нигде не видел "диких" людей, а всюду только "человека".

    К. было присуще определенное свободомыслие и в вопросах религии. Он иронизировал над религ. ханжами, к-рые "... везде видят чудеса; и ни в чем не доискиваясь естественных или жизнемудрственных причин, питаются обманом..." (там же, с. 2–3), подвергал сомнению мн. библейские легенды и церк. обряды.

    Лит.: Дуров Н. П., Ф. В. Каржавин: его жизнь и похождения в Старом и Новом свете. 1745–1812, "Русская старина", 1875, т. 12, февраль.

    Л. Светлов. Москва.

  3. Источник: Философская энциклопедия