Словарь Брокгауза и Ефрона

    Людвиг (Börne, прежде Люн-Барух) — знаменитый немецкий писатель, род. 6 мая 1786 года в еврейской семье в Франкфурте-на-М., где отец его, Яков Барух, имел небольшую банкирскую контору. Молодой Б. изучал медицину в Галле и в Берлине, где сблизился с Генриеттой Герц и Шлейермахером, затем в Гейдельберге и Гисене — политические науки. После этого он занял в родном городе место актуария в полиции, но, когда в 1814 г. Франкфурт стал опять вольным городом, Б. был отставлен от должности с сохранением жалованья. Это дало ему возможность посвятить себя целиком литературе и публицистике. Берне предпринимал одно за другим издания: "Staats-Ristretto", затем "Zeitschwingen", но по требованию гессенского правительства должен был их прекратить. В 1817 году Б. принял протестантство и начал издавать журнал "Die Wage, eine Zeitschrift für Bürgerleben, Wissenschaft und Kunst", но в 1822 бросил журнал и с тех пор жил поочередно в Париже, Франкфурте и Гамбурге, пока Июльская революция 1830 г. не привлекла его в Париж, где Б. основал вскоре журнал "Balance", посвященный единению интересов Германии с французскими. Он умер там же 12 февр. 1837 г. Всеобщее внимание обратил на себя Б. преимущественно изданием своих "Gesammelte Schriften" (8 т. Гамб., 1829—34), получивших особое распространение после революции 1830 г. Хотя добродушный юмор и не был чужд Б., как это доказывают некоторые эскизы и мелкие статейки, напр. "Humoreske von der deutschen Postschnecke", "Der Narr im weissen Schwann" и превосходная "Denkrede auf Jean Paul" (Гамб., 1826), но основной тон его произведениям дает все-таки едкое негодование, которое с годами все более и более охватывало Б. Недовольство мелкой узкоэгоистической и реакционной династической политикой многочисленных германских герцогов и князьков проходит через все его сочинения делает его мало-помалу поборником самых крайних идей. Особенно резко проводит он свои убеждения в "Briefen aus Paris" и в "Neuen Briefe aus Paris" (9—14 томы "Gesammelten Schriften"), где его беспощадной критике подвергается все несогласное с его политическими убеждениями. Как бы пополнение всего недосказанного в этих "Briefe aus Paris" составляют его "Nachgelassenen Schriften" (6 т., Манг., 1844). Б. был человек, который никогда не прощал пошлости: он одинаково сильно мог и любить, и ненавидеть. Литературная раздражительность его была следствием особой впечатлительности его натуры, как видно, между прочим, из отношений его к Гейне и из последнего произведения его "Menzel, der Franzosenfresser" (Париж, 1837). Рассерженный Гейне написал о нем одностороннюю и несправедливую книгу: "Heine über B." (Гамбург, 1840). Лучше оценил Б.. Гуцков в "В.-s. Leben" (Гамб., 1840). Новое полное издание произведений Б. "Gesammelte Schriften" в 12-ти томах появилось в 1862 и 1868 г. в Франкфурте-на-М. и Гамбурге. Тогда же впервые напечатаны "Briefe des jungen B. an Henriette Herz" (Лейпциг, 1861), содержащие массу интересных данных о молодости Б. Его "Fragments politiques et literaires" изданы Кормененом (Париж, 1842). — В 1843 г. соотечественниками Б. воздвигнут ему на парижском кладбище Пер-Лашез прекрасный памятник работы скульптора Давида, а в 1877 г. такой же в его родном городе. — Ср. Beurmann, "Ludwig B. als Charakter etc." (2 издание, Франкф., 1841); Gervinus, "Über Börnes Briefe aus Paris" ("Histor. Schriften", 1883); Karpeles, "Ludwig B. Lichtstrahlen aus seinen Werken" (Лейпц., 1870, с биографией). На русском яз. соч. Б. изданы в перев. П. Вейнберга (2 т. СПб., 1869 с ст. о его жизни и литературной деятельности). См. также ст. — П. Вейнберга ("Современник", 1864) и Е. Утина, "Политич. литература в Германии" ("Вестн. Евр.", 1870).

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (Börne)

    Людвиг (6.5.1786, Франкфурт-на-Майне, — 12.2.1837, Париж), немецкий писатель, публицист. Родился в семье банкира-еврея. Изучал медицину и юридические науки. Один из зачинателей жанра политического фельетона-очерка, Б. в статьях 20-х гг. разоблачал немецкую политическую реакцию. Узость взглядов Б., мелкобуржуазного радикала, сказалась в некоторых эстетических оценках (особенно в отношении И. В. Гёте). Но «Письма из Парижа» (1832—34) после Июльской революции 1830 прозвучали как «колокол революционной бури» (Г. Гейне). Публицистика Б. встретила восторженный отклик у писателей «Молодой Германии» (См. Молодая Германия). Особую известность приобрёл памфлет «Менцель-французоед» (1837), разоблачавший реакционного немецкого критика В. Менцеля (См. Менцель). Памфлет получил одобрение Ф. Энгельса. В последние годы жизни Б. — один из глашатаев т. н. христианского социализма.

    Соч.: Gesammelte Schriften, Bd 1—12, W., 1868; Werke, Bdl—2, Weimar, 1959; в рус. пер.— Соч., т. 1—2, СПБ, 1896; Парижские письма. Менцель-французоед, М., 1938.

    Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произведений, М., 1956, с. 318; Menter L., L. Börne. Meister des Worts und Kämpfer für Recht und Freiheit, B., 1954.

    Е. М. Закс.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Литературная энциклопедия

    Бёрне

    БЁРНЕ Людвиг (раньше Иегуда Лейб Барух) (Ludwig Börne, 1786–1837) — известный немецкий писатель. Р. во Франкфурте-на-Майне, сын еврейского банкира Якова Баруха. Получил традиционное еврейское воспитание. Под влиянием Шиллеровского «Die Sendung» Б. довольно скоро освободился от религиозных воззрений. Исполняя желание отца, Б. приступил к занятиям по медицине, единственному виду образования, доступному в то время еврею. Короткое время учился он в Гиссене, а затем (с 1802) в Берлине, где встречался с Шлейермахером, Фихте, Фридрихом Шлегелем (см.). В 1806, в связи с французской войной, права евреев были временно расширены, и Б., воспользовавшись этим, оставил медицину и занялся государствоведением и юриспруденцией. В 1808 Б. получил звание доктора философии. В 1811, по ходатайству отца, получил во Франкфурте место полицейского регистратора, но в 1830 вольный город Франкфурт стал снова самостоятельным, опять вступили в силу старые законы, на основании к-рых евреи не имели права занимать государственных должностей, и Б. был удален со службы.

    Выступая в защиту франкфуртских евреев, Б. написал несколько статей, явившихся началом его публицистической деятельности. В 1818 Б., давно отошедший от иудаизма, принял лютеранство. После непродолжительной работы в редакциях — «Frankfurter Staats Ristratto» и «Zeitschwingen», Б. редактировал с 1818–1821 «Die Wage, Zeitschrift für Bürgerleben, Wissenschaft und Kunst» («Весы» — журн., посвященный общественной жизни, наукам и искусству), где поместил ряд художественно-критических и политических статей. В начале 20-х гг., по предложению издателя Котта, Б. отправился в Париж в качестве корреспондента. Революционная атмосфера Парижа укрепила у Б. либеральные воззрения, к-рые он по возвращении в Германию выразил, вследствие цензурного гнета, в полубеллетристической форме. В своих статьях Б. выступал против политического сервилизма и индифферентизма немцев, клеймил деспотизм, резко нападал на цензурные ограничения. Благодаря отцу, Б. получил от Меттерниха (к-рый желал привлечь на свою сторону столь влиятельного публициста) предложение занять место королевского советника с высоким окладом, но без определенных служебных обязанностей, причем ему гарантировалась свобода от цензуры. Б. с негодованием отклонил это предложение, рассматривая его принятие как измену своим идеям. В 1829 начало выходить собрание сочинений Б., законченное в 1834.

    В начале своей литературой деятельности Б. находился под влиянием Жана-Поля (см.) — последователя космополита Гердера (см.). От этого литературного представителя «просвещенной буржуазии» в Германии Б. перенял критическое (опирающееся на «Декларацию прав человека») отношение к монархическому государству, к князьям и придворным, к ограниченному мещанству («филистерству»), а также сочувственное отношение к «маленьким людям». Под влиянием Жана-Поля сложился и афористический стиль Б. Однако своеобразием творчества он обязан французской литературе и той политической атмосфере, к-рая господствовала в Париже. Б. вплотную подошел к углубленному пониманию социальных причин антисемитизма. Тем, кто ставил ему на вид его происхождение, он отвечал: «Именно потому, что я знал рабство, я понимаю свободу лучше, чем вы». Без всякой сентиментальности высказывался он неоднократно против преследования евреев. В то же время Б. ненавидел еврейских биржевиков и финансистов и часто выступал против них, в особенности против торгового дома Ротшильда, ввиду его реакционного политического значения. Хотя Б. и писал на первых порах интересные жанровые картинки, очерки и т. п., он все же оставался в них, как в художественной критике, по преимуществу политическим писателем. И театральная, и художественная, и литературная критика были для него только средством политического воздействия. Он первый подошел к художественной критике с социально-политической точки зрения, сознательно оставляя на заднем плане чисто эстетическую оценку, хотя мимоходом и высказывал меткие суждения о форме. Так в своих известных критических очерках о Гёте он сознательно не касается эстетического значения его творчества, а исследует лишь его политическую сущность. Страстность выступлений Б. против Гёте объясняется тем, что он не мог простить ему политического индифферентизма, терпимости по отношению к реакции, личных связей с «сильными мира сего». После июльской революции Б. уже осенью 1830 поспешил в Париж. В «Письмах из Парижа» («Briefe aus Paris», 1830–1833) Б. заявляет: «Никакой пощады ни на деле, ни на словах. Если свободу отделяет от нас даже море крови, мы все-таки добудем ее». Эти блестящие, страстные, с полемической стороны исключительно действенные письма поставили Б. во главе тех писателей-эмигрантов, к-рые в своей программе выдвигали требование республиканской демократии. Б. становится важнейшим политическим представителем «Молодой Германии», вождем политического периода «бури и натиска», «колоколом революционной бури», как называл его Гейне. Немецкое либеральное бюргерство, восторженно приветствовавшее Б. на своем съезде в Гамбахе в 1832, признало Б. своим лидером. К этому же времени и в художественно-стилистическом отношении творчество Б. достигает полной зрелости. Отрывистые раньше предложения Б. превращаются в «богатые периоды, строение к-рых прекрасно и совершенно, как в высоком искусстве» (Гейне).

    В этот период своей жизни Б. становится душой революционной пропаганды среди бродячих немецких ремесленников, к-рые массами устремлялись в Париж. На многолюдных собраниях, происходивших в предместьях Парижа, Б. призывал к революции и к политическому объединению Германии. Устная речь Б. была не менее действенна, чем его письма из Парижа. Он горячо выступал за свободу не только Германии, но и других находившихся тогда в угнетении стран, как Польша, Италия, Греция и т. п. Наиболее отчетливое (а вместе с тем и в стилистическом отношении совершенное) выражение космополитические революционные взгляды Бёрне получили в его выступлении против реакционного писателя-доносчика Менцеля (см.) («Менцель — французоед» — Mentzel der Franzosenfresser), где он со всей резкостью клеймит его шовинизм. О впечатлении, произведенном этим выступлением на современников, можно судить по отзыву молодого Энгельса, к-рый назвал работу Б. (в стилистическом отношении) «лучшей книгой современности».

    В последние годы жизни у него можно наблюдать ослабление революционной напряженности, некоторую усталость. Все более и более заметно начинает проявляться увлечение Б. взглядами священника Ламеннэ, к-рый хотел соединить свободу с религией путем «католической демократии» и «христианского братания между народами». Эти свои новые взгляды Б. выразил в статьях, напечатанных в журналах «Balance» (1836) и «Réformateur». Кроме того Б. перевел на немецкий яз. книгу Ламеннэ: «Paroles d’un croyant». После длительных страданий Б. скончался в Париже, окруженный заботами своего друга Жанны Фрейлих, и был похоронен на кладбище «Père Lachaise». Б. — выдержанный идеолог немецкого бюргерства предреволюционного периода. Ненависть к деспотизму и аристократии соединяется у него с враждой к пролетариату. Восстание лионских ткачей заставило Б. почувствовать в рабочем классе будущего «могильщика буржуазии».

    Б. — классик немецкой буржуазно-революционной публицистики и один из вдохновителей буржуазной революции 1848, к-рую предчувствовал, что однако не мешало ему враждебно относиться к социализму.Библиография:

    I. Börnes Werke, Лейпциг, 1866, 1912 (русское изд. П. Вейнберга, СПБ., 1869, изд. 2-е, (2 тт.) СПБ., 1896 и А. Трачевского и М. Филиппова, 3 тт. СПБ., 1900).

    II. Утин Е., Политическая литература в Германии «Вестн. Евр.», 1870, IV, XI, XII; Порозовская М., Л. Б., 1893; Брандес Г., Литературные портреты, СПБ., 1896; Лозинский, «Еврейская Энциклопедия», т. IV, стр. 199–304; Брандес Г., Главные теч. литературы XIX в.; М., 1881 и в «Соч.,» т. VI; Heine Heinrich, L. B., Hamb., 1840; Alberti, L. B., 1886; Gerwinus, Ueber B.’s Briefe aus Paris, 1886; Holtzmann, L. B., Berl., 1888; Proelss, Das junge Deutschland, Stutt., 1892; Brandes G., L. B. und Heinrich Heine, Lpz., 1898; Brandes G., Das junge Deutschland, 1904; Gutzkow, B.’s Leben.

  5. Источник: Литературная энциклопедия



  6. Сводная энциклопедия афоризмов

    Берне

    (Borne)Бёрне (Borne) Карл Людвиг (1786 - 1837)

    Немецкий писатель, публицист, остроумный и язвительный полемист. Родился 6 мая 1786 во Франкфурт-на-Майне, в семье банкира-еврея. Изучал медицину и юридические науки. Один из зачинателей жанра политического фельетона-очерка. В последние годы жизни стал сторонником христианского социализма. Умер 12 февраля 1837 в Париже. Являлся предвестником демократической эпохи.Афоризмы, цитаты -
    • Легко скрывать ненависть, труднее - любовь, а всего труднее - равнодушие.
    • Быть свободным - это ничто; стать свободным - это все.
    • На сцене человек должен быть на ступеньку выше, чем в жизни.
    • Древнее искусство воплощало духовное, новое - одухотворяет телесное.
    • Каждый человек имеет право быть дураком, но и правом надо пользоваться с некоторой умеренностью.
    • Философы - не более чем кузнецы, кующие плуги. После них многое еще должно быть сделано, чтобы получился хлеб.
    • Если бы природа имела столько законов, сколько имеет государство, сам Господь не в состоянии был бы управлять ею.
    • Многие ученые похожи на кассира в банкирском доме: на руках у него много денег, но деньги принадлежат не ему.
    • Ревность делает мужчину глупым, смешным и подрывает любовь и уважение к нему женщины, женщину же делает умнее, милее и разжигает чувства к ней мужчины.
    • Можно помешать народам учиться, но заставить их разучиться нельзя.
    • Горе тем народам, которые повинуются времени, вместо того чтобы повелевать им.
    • Умный человек не только никогда не скажет ничего глупого, но даже никогда и не услышит ничего глупого.Немецкий писатель, публицист.
    • Рабство делает человека только несчастным, но не лишает его достоинства, лакейство же унижает.
    • Истинное мужество есть не только воздушный шар подъема, но и парашют падения.
    • Краткость - достоинство, которое ограждает плохое произведение от строгих упреков, а читателя скучной книги - от скуки.
    • Существуют тысячи болезней, но здоровье бывает только одно.
    • Чтобы написать хорошую книгу, нужно только взять перо, обмакнуть его в чернила и выложить свою душу на бумагу.
    • Нельзя служить своему народу, будучи несправедливым по отношению к другому народу. Разве эгоизм государства не такой же порок, как эгоизм отдельного человека? Разве справедливость перестает быть добродетелью, если ее применить к другому народу?

  7. Источник: Сводная энциклопедия афоризмов