Словарь Брокгауза и Ефрона

    (Карл Bücher) — политэконом; род. в 1847 г. в Кирберге, в Нассау; с 1878 по 1880 гг. состоял редактором отдела экономической и социальной политики в "Frankfurter Zeitung"; в 1881 г. занял кафедру политической экономии и статистики в Мюнхене; летом 1882 г. назначен ординарным профессором статистики в Дерпте; осенью 1883 г. получил кафедру политической экономии и финансов в Базеле, а осенью 1890 г. сделался профессором народного хозяйства в политехникуме в Карлсруэ. Б. напечатал: "Die Frauenfrage im Mittelalter" (Тюбинген, 1882); "Die Arbeiterfrage im Kaufmannstand" (Берлин, 1883); "Die Bevölkerung von Frankfurt am M. im XIV und XV Jahrhundert" (т. I, Тюбинген, 1886); "Von den Produktionsstätten des Weihnachtsmarktes" (Базель, 1887); "Basels Staatseinnahmen und Steuervertheilung 1878—87" (Базель, 1888); "Die Bevölkerung des Kantons Baselstadt am 1 XII 1888" (Базель, 1890); "Die Wohnungs-Enquete in der Stadt Basel von 1—19 II 1889" (Базель, 1891); "Das russische Gesetz über die in Fabriken und Manufakturen arbeitenden Minderjährigen vom 1 Juni 1882" (в "Jahrb. für Nationalökonomie", новое изд., 8 т.) и др.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (Bücher)

    Карл (16.2.1847, Кирберг, — 12.11.1930, Лейпциг), немецкий экономист, историк народного хозяйства и статистик, представитель новой (молодой) исторической школы (См. Новая историческая школа) в политической экономии. Профессор политэкономии в Лейпцигском университете (1892—1917), основатель (1917) и руководитель Института газетоведения при нём. В главном труде «Возникновение народного хозяйства» (1893, русский перевод 1923) предложил трёхступенчатую схему развития хозяйства («домашнее хозяйство», «городское хозяйство», «народное хозяйство»). Эта схема, в основу которой Б. положил «длину пути» продукта от производителя к потребителю, представляет собой приложение буржуазной меновой концепции к истории хозяйства. Исследуя экономику докапиталистических обществ. Б. правильно подчёркивал (в отличие от ряда буржуазных модернизаторов экономической истории) её натурально-хозяйственную основу, но при этом он приуменьшил роль обмена, торговли в древности и в средние века; его работы по истории средневековых городов содержат ценный материал по численности городского населения, организации ремесла и др. Классификацию Б. капиталистических форм промышленности (смешение мануфактуры с фабрикой и выделение работы на скупщика в особую форму промышленности) подверг критике В. И. Ленин (см. Поли. собр. соч., 5 изд., т. 3, с. 551, прим.).

    Соч.: Восстание рабов, пер. с нем., Л., 1924; Die Bevőlkerung von Frankfurt am Main im XIV. und XV. Jahrhundert, Bd I, Tűbingen, 1886; Die Wirtschaft der Naturvőlker. Dresden, 1897.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Литературная энциклопедия

    Бюхер

    БЮХЕР Карл (Karl Bucher, 1874—) — выдающийся немецкий экономист, автор многочисленных трудов по истории первобытной культуры, народного хозяйства и рабочего движения. В области искусствознания Бюхер известен как автор нашумевшей в свое время книги «Arbeit und Rhythmus» (Leipzig, 1896, 6-е издание — 1924). В этой книге систематизирован и подвергнут анализу звуковой и словесный материал, накопившийся в процессе чисто экономических изысканий, в частности при изучении древнейших форм рабочей ассоциации. Исследуя производительный процесс и технологию труда у диких народов, Б. пришел к тому выводу, что на первых ступенях своего развития работа, музыка и поэзия были органически связаны между собой, причем доминирующим и обусловливающим элементом являлась работа. Ритм «вытекает из внутреннего строения тела и из технических условий исполнения работы, то есть следует сам собою из применения экономического принципа к человеческой деятельности». Корни музыкального и поэтического ритма лежат всецело в рабочем ритме. Вместе с этим Б. дает картину зарождения музыкального звука из соприкосновения орудий труда с предметом обработки и — поэзии — из элементарной рабочей песни. Он доказывает, что возникновение поэзии из рабочего процесса «относится столько же к формальной, сколько и к материальной стороне поэзии». Для установления облегчающего работу ритмического контакта человек прибегает к рабочему крику, постепенно переходящему в рабочую песню. «Исходя из бессмысленных естественных звуков и возгласов, затем переходя к постоянно повторяющимся словам и предложениям, выражающим чувства работающих», рабочие песни «вскоре достигают более богатого и связного содержания, или сопровождая ход работы лирическими отступлениями, или изображая какие-либо события, или награждая соучастников и посторонних шуткой, насмешкой и увещанием». Ритм этой поэтической речи не мог быть заимствован извне, он исходит из рабочих движений, при к-рых сокращение и растяжение мускулов соответствует арсису и тезису в стопе стиха (античного). Но взаимоотношение между рабочим и поэтическим ритмами опосредствованно и осложнено рабочими ударами и шумами, происходящими при соприкосновении ног, рук или искусственных орудий труда с предметом последнего. Так ямб и хорей — размеры топтания; спондей — метр удара обеими руками в такт; дактиль и анапест — метры удара кузнечным молотом и т. д.

    Песня так тесно связана с рабочими движениями и ритмом, что дикарь, желающий воспроизвести ее вне рабочего процесса, вынужден прибегнуть и к искусственному воспроизведению этого последнего посредством мимической пляски. Неизменность рабочего ритма наблюдается вплоть до отдаленного отражения его в поэзии, так как в дальнейшем отпадает и пляска, и функции носителя рабочего ритма переходят к мелодии, а в конце концов, после отпадения последней, рабочий ритм остается зафиксированным в самом строе слов. Поэтому словесный материал, который раньше играл второстепенную роль и в большинстве случаев импровизировался, становится теперь самодовлеющим и постоянным. Б. устанавливает эту схему не только на основе анализа поэзии дикарей, но и таких сложных образований, как античная драма, лирика и эпос, возникновение к-рых последовательно соответствовало указанным стадиям развития поэзии.

    Утверждая, что музыка и поэзия возникли из работы, а не из танца, как то предполагали многие ученые, Б. доказывает, что и сам танец произошел от рабочего процесса. Этим самым Бюхер опровергает высказанный им самим ранее в книге «Die Entstehung der Volkswirtschaft» (Tubingen, 1893, русский перев., СПБ., 1898) взгляд на происхождение искусства, по к-рому «игра старше труда», и окончательно становится на последовательную экономическую точку зрения. Г. В. Плеханов (см.), давший в своих трех «Письмах без адреса» основательную критику взглядов Бюхера, отметил это и еще более уточнил тезис немецкого ученого, поставив его на марксистскую основу.Библиография:

    I. Книга Бюхера — «Работа и ритм. Рабочие песни, их происхождение и экономическое значение» — имеется в русском переводе (СПБ., 1899 и М., 1923).

    II. Плеханов Г. В., «Искусство», сб. статей. Ст. «Искусство у первобытных народов», М., 1922.

  5. Источник: Литературная энциклопедия



  6. Советская историческая энциклопедия

    (Bücher), Карл (16.11.1847 - 12.XI.1930) - нем. экономист, представитель т. н. новой исторической школы в политической экономии. Проф. статистики в Дерпте (с 1882), Базеле (1883), Карлсруэ (1890), проф. политэкономии в Лейпциге (1892-1917), основатель Ин-та газетоведения при Лейпцигском ун-те (1917). В гл. труде "Возникновение нар. х-ва" (1893, рус. пер. 1923) выдвинул схему развития х-ва, в основу к-рой положена "длина пути, к-рый предмет должен пройти от производителя к потребителю". На 1-й ступени - "домашнего х-ва" - предметы потребляются в том же х-ве, где они произведены, на 2-й - "городского х-ва" - предметы переходят непосредственно от производящего их х-ва к потребляющему, на 3-й - "народного х-ва" - предметы переходят от производителя к потребителю через ряд посредствующих промежуточных звеньев. Построенная на ложных методологич. основах, схема Б. противоречит ист. развитию. Так, гранью, отделяющей ступень "домашнего х-ва" от ступени "городского х-ва", Б. считал середину средневековья - тем самым вся история древности оказывалась отнесенной к ступени "домашнего х-ва" (т. е. отвергалось широкое развитие антич. средиземноморской торговли). Концепция Б. подверглась критике бурж. ученых, к-рая велась, однако, с реакц. позиций модернизации ист. прошлого (напр., Э. Мейер, А. Допш). Характеризуя хоз. деятельность первобытного человека, Б. полагал, что в ее основе лежал не труд, а игра, т. к. первобытный человек длит. время существовал, якобы не работая и не нуждаясь в коллективе, был индивидуалистом. В своих популярно написанных работах (в частности, по истории города) Б. использовал богатый фактич., в т. ч. Статистич., материал, обосновав ряд новых выводов. Б. указал на то, что в позднее средневековье количественно преобладали мелкие, связанные с земледелием города, снабжавшие пром. изделиями огранич. р-н. Доказав, что города позднего средневековья насчитывали, как правило, не более 25 т. ж., Б. на примере Франкфурта и др. городов дал картину профессионального состава населения, выявив высокий уд. вес ремесленников, крайнюю дробность их специализации. В то же время, односторонне выводя происхождение ср.-век. города из бурга, Б. преувеличивал замкнутость ср.-век. города, ошибочно декларируя будто работа на заказ господствовала до 14 в., игнорируя рано возникающую связь гор. ремесла с рынком, роль ср.-век. крупных городов как участников оптовой посреднич. торговли. Формальной самостоятельности ср.-век. ремесленника он приписывал реальное значение, отрицая резкое имуществ. неравенство и обнищание ремесл. низов в позднее средневековье. Б. не находил принципиальных различий между мануфактурным и фабричным произ-вом. Б. свойственно стремление затушевать антагонистич. противоречия между трудом и капиталом и вместе с тем выпятить противоречия между рядовыми обладателями капиталистич. собственности и стоящим над ним ссудным капиталом.

    Соч. (кроме указ, в ст.): Beiträge zur Wirtschaftsgeschichte, (Tübingen), 1922; Leben- serinnerungen. 1847-1890, Bd 1, Tübingen, 1919; Die Frauenfrage im Mittelalter, 2 Aufl., (Tübingen), 1910; Die Bevölkerung von Frankfurt am Mam im XIV und XV Jaarnundert, Bd 1, Tübingen, 1886; Die Bevölkerung des Kantons Basel-Stadt am 1 December 1888, Basel, 1890; в рус. пер.- Работа и ритм, (М.), 1923; Восстание рабов, Л., 1924.

    Лит.: Ленин В. И., Развитие капитализма в России, Соч., 4 изд., т. 3, с. 285-90, 483-85, 498; Стоклицкая-Терешкович В. В., Очерки по социальной истории нем. города в XIV-XV вв., М.-Л., 1936; Белов Г. фон, Гор. строй и гор. жизнь ср.-век. Германии, пер. с нем., М., 1912.

    А. Д. Эпштейн. Москва.

  7. Источник: Советская историческая энциклопедия