Словарь Брокгауза и Ефрона

    общепринятое название известного даосского философа Чжуан-чжоу, жившего в IV в. до Р. Х. Он отказался от службы, считая ее несовместимой с занятиями философией, и всецело посвятил себя развитие доктрин основателя даосизма Лао-цзы. Сочинения Чжуан-цзы высоко ценятся последователями этой религии, особенно со времен танского императора Сюань-цзун.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (около 369 — 286 до н. э.)

    автор древнекитайского классического даосского трактата «Чжуан-цзы» (около 300 до н. э.). О жизни Ч.-ц. известно мало; установлено, что он принципиально не занимал никаких чиновничьих должностей. Трактат написан в виде притч, коротких новелл и диалогов, полемически направленных против конфуцианства (См. Конфуцианство) и учения Мо-цзы и проповедующих слияние с Дао— некоей невыразимой цельностью вселенской жизни. Природа, в которой воплощено дао, противопоставляется Ч.-ц. человеку и созданному им миру — основанным на насилии государству, культуре, нравственности. См. Даосизм.

    Соч.: Чжуан-цзы цзи ши, в кн.: Чжу-цзы цзи-чэн (Собрание произведений древних мыслителей), т. 3, Пекин, 19д7; в рус. пер. — Атеисты, материалисты, диалектики Древнего Китая, вступ. ст., пер. и коммент. Л. Д. Позднеевой, М., 1967.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Большой энциклопедический словарь

    ЧЖУАН-ЦЗЫ (ок. 369-286 до н. э.) - древнекитайский философ, один из основателей даосизма. Трактат "Чжуан-цзы" написан в форме притч, новелл и диалогов и направлен против учений Конфуция и Мо-цзы. Природа, в которой воплощается дао, противопоставляется человеку с его построенным на насилии государством, культурой, нравственностью.

  5. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  6. Современная энциклопедия

    ЧЖУАН-ЦЗЫ (около 369 - 286 до нашей эры, древнекитайский философ, один из основателей даосизма. Трактат "Чжуан-цзы" написан в форме притч, новелл и диалогов и направлен против учений Конфуция и Мо-цзы. Природа, в которой воплощается дао, противопоставляется человеку с его построенным на насилии государством, культурой, нравственностью.

  7. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  8. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  9. Источник: Энциклопедия Брокгауза и Ефрона



  10. Философская энциклопедия

    ЧЖУАН-ЦЗЫ

    — кит. филос. трактат, назван по имени одного из главных представителей даосизма Чжуан Чжоу (ок. 369 — 286 до н.э.). «Ч.-ц.» состоит из трех частей: «внутренней» (первые семь глав), предположительно написанной самим Чжуан-цзы, «внешней» (следующие 15 глав) и «смешанной» (остальные 11 глав), написанных учениками и последователями.

    Наряду с «Ле-цзы» отличается художественностью стилистики в передаче филос. идей, превращая мифологический образ в понятие и обыденную сценку в филос. притчу.

    «Ч.-ц.» завершает второй этап эволюции даоской философии: первый — «Хуан-Лао чжи сюэ» («Учение Хуан(ди) и Лао(-цзы)») отражает процесс становления, второй — «Лао-Чжуан чжи сюэ» («Учение Лао (-цзы) и Чжуан(-цзы)») показывает степень ее развития. «Ч.-ц.» детализирует и совершенствует философию дао—дэ «Дао дэ цзина». Несомненным достоинством трактата является раскрытие мифологосной модели даоского филос. мышления, спроецированной на космос и воспроизводящей в одном из вариантов объемную спираль архетипа у син. Эта модель состоит из «диалектического» небесного круга и «формальнологического» земного квадрата, соединенных мировой осью дао. Пять категорий в ранге великих и неизрекаемых в отношении тождества располагаются на небесном круге и пять их аналогов в отношении нетождества — на земном квадрате. Совершенномудрый человек располагается в центре оси дао и в порядке протекания космических циклов осуществляет операцию тождества нетождества и тождества небесных и земных категорий. При этом, находясь в пределах стран света, совершенномудрый человек «не выносит суждения» о противоположностях, а находясь вне стран света, «не рассуждает» и отдает предпочтение «невидимому (тождеству)».

    В заключительной главе «Ч.-ц.» дает развернутую критику филос. положений конфуцианства, моизма и школы имен (мин цзя), проявляя одним из первых зрелость историко-философского сознания даосистов.

  11. Источник: Философская энциклопедия



  12. Энциклопедический словарь

    Чжуа́н-цзы

    (около 369 — 286 до н. э.), древнекитайский философ, один из основателей даосизма. Трактат «Чжуан-цзы» написан в форме притч, новелл и диалогов и направлен против учений Конфуция и Мо-цзы. Природа, в которой воплощается дао, противопоставляется человеку с его построенным на насилии государством, культурой, нравственностью.

    * * *

    ЧЖУАН-ЦЗЫ

    ЧЖУА́Н-ЦЗЫ (ок. 369—286 до н. э.), древнекитайский философ, один из основателей даосизма(см. ДАОСИЗМ). Трактат «Чжуан-цзы» написан в форме притч, новелл и диалогов и направлен против учений Конфуция(см. КОНФУЦИЙ) и Мо-цзы(см. МО-ЦЗЫ). Природа, в которой воплощается дао(см. ДАО), противопоставляется человеку с его построенным на насилии государством, культурой, нравственностью.

  13. Источник: Энциклопедический словарь



  14. Сводная энциклопедия афоризмов

    Чжуан-цзы

    Чжуан-цзы (Чжуан-чжоу) (ок. 369 - 286 до н.э.)

    Китайский философ, один из основателей даосизма. Отказался от службы, считая ее несовместимой с занятиями философией, и посвятил себя развитию доктрин основателя даосизма Лао-цзы. Автор классического даосского трактата "Чжуан-цзы" (около 300 до н. э.), написанного в виде притч, коротких новелл и диалогов, направленных против учений Конфуция и Мо-цзы. В трактате Природа, в которой воплощается дао, противопоставляется человеку с его культурой, нравственностью, государством, построенном на насилии.Афоризмы, цитаты
    • Того, кто крадет крючок с пояса, казнят, а тот, кто крадет царство, становится правителем.
    • Высшее человеколюбие не принимает во внимание родственных связей.
    • Мудрец закрытым держит рот, он знает, что и свеча от языка сгорает.

  15. Источник: Сводная энциклопедия афоризмов



  16. Китайская философия. Энциклопедический словарь.

    Филос. трактат, назв. по имени автора, одного из основоположников философии даосизма (полное имя Чжуан Чжоу, 4 - 3 вв. до н.э.). С 8 в. именуется также "Наньхуа чжэнь цзин" ("Истинная канонич. книга (философа из) Наньхуа). Один из важнейших текстов даос. философии.

    "Ч.-ц." состоит из трех частей: "внутр." (нэй пянь, первые семь глав), "внеш." (вай пянь, 15 глав) и "смешанной" (цза пянь, заключительные 11 глав). Видимо, самому Чжуан Чжоу принадлежит авторство только на "внутр." главы, а остальные написаны его учениками и последователями. Нек-рые главы, напр. гл. 33 "Тянь ся" ("Поднебесная"), вероятно, написаны уже на р-же н.э. На неоднородность текста указывают и назв. глав: значимые во "внутр." части и обозначенные по первым двум-трем иероглифам текста в последующих частях. Совр. текст "Ч.ц.", вероятно, отличается от древнего. Так, согласно "Хань шу" (1 в.), "Ч.-ц." состоит из 50 глав, тогда как в совр. тексте их только 33. Трактат неоднократно комментировался кит. мыслителями разных эпох. Наиболее авторитетным является коммент. философа 3 - 4 вв. Го Сяна.

    "Ч.-ц." не представляет собой текста, систематически излагающего филос. взгляды автора. Его отличает яркий метафорич. язык, широкое использование притч, поговорок, мифологич. образов, преобладание диалогов: речь часто идет от лица историч. и вымышленных персонажей. Это обусловило влияние "Ч.-ц." не только на философию, но и и на кит. лит-ру, часто использовавшую его образы и сюжеты.

    В центре учения "Ч.-ц." - представление о дао как первоначале всего сущего и принципе его существования. В "Ч.-ц." более тесно, чем в "Дао дэ цзине", дао сближается с "отсутствием/небытием" (у (1), см. Ю - у), высшей формой к-рого является "отсутствие самого отсутствия" (у у). Отсюда знаменитое положение "Ч.-ц." о том, что дао "овеществляет вещи, но не является вещью" (у у эр фэй у), тогда как в "Дао да цзине" ( § 25) дао обозначено, в части., как целостная "вещь-хаос" (у хунь, см. Хунь дунь). Усиливается в "Ч.-ц." также тезис о вездесущности дао, пронизывающем все сущее, образующем Вселенную "пространства-времени" (юй чжоу), одухотворяющем демонов (гуй) и "господа" (ди (1)). Дао неопределимо. Его нельзя познать при помощи какой-либо односторонней системы взглядов. Отсюда концепция "уравнивания сущего" (ци у), отрицающая существование абс. самодовлеющих сущностей и рассматривающая мир как единое нечленимое целое, каждая часть к-рого не имеет самост. бытия и существует только относительно др. элементов универсума.

    Истинная реальность "хаотична" (хунь дунь), не в смысле беспорядочного смешения, а в смысле абсолютной простоты и целостности. Это мир, где все имманентно всему, где субъект (это) уже заключен в объекте (то) и наоборот; субъект и объект не растворены друг в друге, не уничтожены, но и не противопоставлены. Слова Чжуан-цзы о том, что человек после смерти станет лапкой насекомого или печенью мыши, констатируют эмпирия, факт, метафизич. основа к-рого - нерасчлененная реальность. В ней каждое - во всем и все - в каждом; следовательно, человек уже при жизни неким образом является и лапкой насекомого, и печенью мыши. Истинно сущее - это наш мир, но существующий вне и помимо абстрагирующего рассудка. В гл. 2 "Об уравнении вещей" ("Ци у лунь") мир опыта уподобляется сну, иллюзии. Однако эта иллюзорность носит не онтологии., а гносеология, характер. Истинная реальность не знает противопоставления субъекта и объекта, "того" и "этого" (би - ши). Заблуждающееся человеч. сознание разделяет неразложимую реальность на обособленные самосущие единичности, противостоящие друг другу. Т.к. в языке каждая вещь имеет свое название, то по аналогии рождается ошибочная мысль о том, что разным названиям ("именам" - мин (2)) соответствуют разные сущности ("реалии" - ши (2)). Декларируя противоречивость и односторонность концептуального познания дао, мудрец противопоставляет ему свободное интуитивное переживание единства мира. "Ч.-ц." утверждает относительность жизни и смерти, сна и бодрствования и т.п. Из знаменитой притчи о Чжуан-цзы и бабочке ("неизвестно, Чжуан Чжоу снилось, что он бабочка, или же бабочке снилось, что она Чжуан Чжоу", гл. 2) следует, что для спящего реальность сон, тогда как для бодрствующего реально его состояние (и наоборот); то же справедливо и для дихотомии "жизнь - смерть". Своеобразный аксиологич. релятивизм проявляется в отрицании абс. ценности идеалов, провозглашаемых др. филос. школами, добра и зла, красоты и безобразия и т.п. Однако релятивизм Чжуан Чжоу ограничен его установкой на даос, принципы у вэй (1) ("недеяние", см. Вэй (1)) и цзы жань ("естественность", "спонтанность"), реализуемые через непосредственное переживание дао и внерефлективное следование ему.

    В "Ч.-ц." ощутимо также присутствие учения, характерного для последующего даосизма: о "питании жизни" во имя долголетия и даже сверхъестеств. способностей и бессмертия. Вместе с тем в трактате зачастую выражается скепсис относительно обретения долголетия натуралистич. способами и наиболее ярко представлена спиритуализованная концепция бессмертия как приобщения к вечному дао (см. Сянь сюэ).

    В обл. социальной мысли "Ч.-ц." развивает традиции даос, утопии, описывая идеальное об-во людей, живущих в единстве с природой, вне извращающих естеств. порядок норм цивилизации. Отсюда резкая критика конф. этики и социально-политич. доктрины, появление к-рых рассматривается как свидетельство утраты дао и деградации миропорядка. "Ч.-ц." призывает к уничтожению совр. ему цивилизации и форм государственности как продукта деятельности "больших разбойников" и возвращению к безыскусности и простоте естеств. жизни "золотого века" древности.

    "Ч.-ц." содержит обширный материал, связанный с критикой различных филос. направлений (конфуцианство, мо цзя, мин цзя). В этом отношении заключительная гл. "Ч.-ц." может рассматриваться как первый историко-филос. текст в Китае. Материалы "Ч.-ц." также представляют интерес для реконструкции древнекит. религиозно-мифологич. представлений. Трактат неоднократно переводился на европ. языки.

    *Ч.-ц. цзи ши (Ч.-ц. со сводным коммент.) // ЧЦЦЧ. Т. 3. Шанхай, 1954; Чэнь Гунн. Ч.-ц. цзинь чжу цзинь и (Ч.-ц. с коммент. и пер. на совр. кит. яз.). Пекин, 1983; Позднеева Л.Д. (пер., коммент., вступ. ст.). Атеисты, материалисты, диалектики древнего Китая. М., 1969; Древнекит. философия. Т. 1. М., 1972. С. 248 - 94; The Writings of Kwang-zse // The Sacred Books of the East. Vol. 39 - 40. Oxf., 1891 (Vol. 39. P. 164 - 392; Vol. 40. P. 1 - 232); Chuang Chou (Dzchuang Dsi). Aus dem Chinesischen Verdentscht von R. Wilhelm. Dussel-dorf-Koln, 1951;

    **Малявин В.В. Ч.-ц. М., 1985; Лао Чжуан чжэсюэ (Философия Лао-цзы и Ч.-ц.). Тайбэй, 1962; Ч.-ц. чжэсюэ таолунь цзи (Сб. статей о философии Ч.-ц.). Сянган, 1972; Цао Чуцзи. Ч.-ц. цянь чжу (Коммент. к Ч.-ц.). Пекин, 1982; Янь Чжэньи. Ч.-ц. Пекин, 1985; Forks A. Geschichte deralien chinesischen Philosophic. Hamb., 1927; Fung Yu-lan. A History of Chinese Philosophy. Vol. I. Princ., 1952; Creel H.G. Chinese Thought from Confucius to Mao Tze-tung. L., 1962.

    E.A. Торчинов

  17. Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь.



  18. Большой Энциклопедический словарь

    ЧЖУАН-ЦЗЫ
    ЧЖУАН-ЦЗЫ (ок. 369-286 до н. э.) - древнекитайский философ, один из основателей даосизма. Трактат "Чжуан-цзы" написан в форме притч, новелл и диалогов и направлен против учений Конфуция и Мо-цзы. Природа, в которой воплощается дао, противопоставляется человеку с его построенным на насилии государством, культурой, нравственностью.

    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  19. Источник: