Словарь Брокгауза и Ефрона

    класс людей в древней Руси. И. упоминаются в 1-й ст. древнейших списков Русской Правды, которая за убийство изгоя назначает ту же плату, что и за убийство свободных людей и низших членов княжеской дружины, каковы гриди и мечники. Церковный устав новгородского князя Всеволода (1125-1136) относит И. к числу лиц, поставленных под особое покровительство церкви, при чем указывает следующие виды И.: "изгои трои: попов сын, грамоте не умеет, холоп, ис холопьства выкупится, купец одолжает; а се и четвертое изгойство и к себе приложим: аще князь осиротеет". Калачов, исходя из того, что Русская Правда назначает плату за убийство только в том случае, когда нет мстителя за убитого, видит в И. людей, вышедших вследствие преступления, удали или по иной причине из рода, и потому лишенных защиты рода. При господстве родовых отношений такой человек стоял вне закона, подобно лицам германского права, лишенным мира. Самое слово изгои Калачов производит от глагола гоить — жить, известного в разных славянских наречиях. Тех же взглядов придерживается и К. Аксаков, заменяя только род общиной. По мнению В. И. Сергеевича и М. Ф. Владимирского-Буданова, понятие об И. не имеет никакого отношения ни к роду, ни к общине. Это люди, вышедшие из своего состояния, лишившиеся обычных своих способов к существованию, вообще люди жалкие, бедные, а потому подпадавшие под опеку церкви. Таков несостоятельный купец, неграмотный попов сын, таков и князь-сирота, предоставленный на волю всем случайностям. В жалком положении оказывался и вольноотпущенник: правовое положение его, правда, улучшалось, но материальное благосостояние его могло ухудшиться, особенно если господа взяли с него большой выкуп за свободу. Изгойством еще в XV в. назывался выкуп (или выход), платимый холопом господину при выходе на свободу. Духовенство требовало, чтобы выкуп этот не превышал той суммы, которую господин сам заплатил за раба ("Русская Историческая Библиотека"", т. VI, стр. 843). Требование же большей суммы, как и барышническая торговля людьми, считалось великим грехом, за который виновному грозили вечные муки. Отсюда древнее представление об изгойстве как о смертном грехе. С этим основным значением И., как выкупившихся холопов, согласуется и этимология этого слова, предложенная Микутским, который сближает его с латышским глаголом izi = иду, izgos = вышедший (из холопства). В древних грамотах (смоленского князя Ростислава 1150 г.) под И. разумеется низший разряд людей, смерды, крестьяне. В московских грамотах XIV в. крестьяне называются не И., а сиротами.

    Ср. В. Сергеевич, "Русские юридические древности" (т. I, СПб., 1890), где указана и литература.

    А. Я.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (от гоить — жить)

    на Руси 11—12 вв. люди, вышедшие («выжитые») в силу каких-либо обстоятельств из своего обычного общественного положения. Первоначальные сведения об И. содержатся уже в Русской правде, в уставной грамоте 1150 смоленского князя Ростислава Мстиславича и в церковном уставе князя Всеволода Гавриила Мстиславича. И. имелись во владениях церковных и светских феодалов. Большинство И. происходило, видимо, из крестьян, порвавших в процессе феодализации связь с общиной, и из выкупившихся или отпущенных на свободу холопов. С развитием феодализма И. слились с массой феодально-зависимого населения.

    Лит.: Греков Б. Д., Крестьяне на Руси с древнейших времен до XVII в., 2 изд., кн. 1, М., 1952; Смирнов И. И., К вопросу об изгоях, в сборнике: Академику Б. Д. Грекову ко дню 70-летия. Сб. ст., М., 1952, с. 105—11.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Большой энциклопедический словарь

    ИЗГОИ - в Древней Руси 11-12 вв. лица, вышедшие из своей социальной категории (крестьяне, ушедшие из общины, вольноотпущенные или выкупившиеся холопы и пр.).

  5. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  6. Энциклопедический словарь

    изго́и

    в Древней Руси XI—XII вв. лица, вышедшие из своей социальной категории (крестьяне, ушедшие из общины, вольноотпущенные или выкупившиеся холопы и пр.).

    * * *

    ИЗГОИ

    ИЗГО́И (от гоить — жить), в Древней Руси 11—12 века лица вышедшие («выжитые») в силу обстоятельств из своего обычного общественного положения. Первые сведения об изгоях содержатся в Русской правде(см. РУССКАЯ ПРАВДА (свод права)), в уставной грамоте 1150 года смоленского князя Ростислава Мстиславича и в церковном уставе князя Всеволода Мстиславича. Большинство изгоев происходило, видимо, из крестьян, порвавших связь с общиной, из выкупившихся или отпущенных на свободу холопов.

  7. Источник: Энциклопедический словарь



  8. Советская историческая энциклопедия

    (от "гоить" - жить) - на Руси 11-12 вв. люди, вышедшие ("выжитые") в силу к.-л. обстоятельств из своего обычного обществ. положения. Церк. устав кн. Всеволода Гавриил Мстиславича (12 в., по нек-рым предположениям 14 в.) перечисляет среди людей, находившихся под покровительством церкви: "изгои трои: попов сын грамоте не умеет, холоп из холопства выкупится, купец одолжает, а се и четвертое изгойство и себе приложим, - аще князь осиротеет". Упоминание о "четвертом изгойстве" имеет, возможно, иронич. характер в связи с междукняж. борьбой. По мнению Б. Д. Грекова, И. имелись также во владениях светских феодалов. И. упоминает Русская правда. Большинство И. происходило, видимо, из крестьян, порвавших в процессе феодализации связь с общиной, и из выкупившихся или отпущенных на свободу холопов. С развитием феодализма И. слились с массой феодально зависимого населения.

    Лит.: Греков Б. Д., Крестьяне на Руси, кн. 1, М., 1952; ПРП, в. 2, М., 1953, с. 164.

  9. Источник: Советская историческая энциклопедия



  10. Энциклопедия кино

    «ИЗГОИ» (The Outsiders) США, 1983, 91 мин.

    Молодежная драма.

    Потерпев финансовый крах на дорогостоящей картине «От всего сердца», Фрэнсис Коппола как опытный игрок сделал ставку на малобюджетные ленты «Изгои» и «Бойцовая рыбка». Экранизировав два популярных романа С. Э. Хинтон («Изгои», например, разошелся тиражом в 4 млн экземпляров), он компенсировал прежнюю неудачу.

    С художественной точки зрения фильм «Изгои» уступает картине «Бойцовая рыбка». Тем более рассказ о подростках из небогатых семей, проводящих время на городских задворках в штате Оклахома в середине 60-х годов, трудно сопоставить с этапной лентой «Бунтовщик без причины» Николаса Рея. Коппола не пытается раскрыть суть бессознательного бунтарства молодых людей, которые несколькими годами позже выйдут на улицы городов Америки, протестуя против общества, системы власти. Он всего лишь следует моде на фильмы о подростках и для подростков. Даже примитивный пафос картины («Бей богатых, потому что беден») рассчитан на самое простейшее сознание юных, страждущих немедленного осуществления своих грез о внезапном обогащении и процветании. Фильм интересен только тем, что в нем снялась целая плеяда молодых актеров, ставших популярными во второй половине 80-х годов, а Том Круз позднее вообще превратится в суперзвезду.

    Сергей Кудрявцев

    В ролях: К. Томас Хауэлл, Мэтт Диллон (см. ДИЛЛОН Мэтт), Ралф Маккио, Эмилио Эстевес (см. ЭСТЕВЕС Эмилио), Том Круз (см. КРУЗ Том), Пэтрик Суэйзи (см. СУЭЙЗИ Патрик), Дайэн Лейн (см. ЛЕЙН Дайана), Роб Лоу, Том Уэйтс (см. УЭЙТС Том).

    Режиссер Фрэнсис Форд Коппола (см. КОППОЛА Фрэнсис Форд).

  11. Источник: Энциклопедия кино



  12. Большой Энциклопедический словарь

  13. Источник: