Словарь Брокгауза и Ефрона

    (Царство Христово, Царство небесное) — изображается Евангелием, в противоположность иудейским представлениям о царстве Мессии, как Ц. внутреннее, духовно-нравственное, для вступления в которое требуются и условия чисто нравственные — покаяние и вера. По учению Христа, оно принадлежит только тем, кто алчет и жаждет правды, кто готов терпеть гонение за правду, принадлежит нищим духом, т. е. сознающим свою нравственную беспомощность (Матф. V, 3—12). "Если кто не родится свыше, — сказал Господь Никодиму, — не может увидеть царствия Божия" (Иоан. III, 3). На вопрос фарисеев: "когда прийдет царствие Божие", Спаситель отвечал: "царствие Божие не прийдет приметным образом; и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там, ибо царствие Божие внутрь вас есть" (Лук. XVII, 20—21). Этого-то внутреннего царствия Божия Господь внушает искать прежде всего и более всего (Матф. VI, 33; Луки XII, 31). Ц. Божие приблизилось к людям с явлением в мир Иисуса Христа, но чтобы войти в него, овладеть им и усвоить его себе, потребны труды и усилия со стороны человека. "От дней Иоанна Крестителя Ц. небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его" (Матф. XI, 12). Внутренняя природа Ц. Божия яснее всего изображена в Нагорной беседе, главная тема которой выражена в словах: "если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Ц. небесное" (Матф. V, 20). Кроме нагорной беседы, И. Христос разъясняет идею Ц. Божия, которое Он пришел основать на земле, многими притчами — о сеятеле (Матф. XIII, 4—8; 18—23), о плевелах (Матф. 24—30; 36—43). о горчичном семени (Матф. XIII, 31—32). Уподобляя Ц. Божие семени и горчичному зерну, которые вырастают медленно, И. Христос опровергал то ложное мнение иудеев, будто Ц. Мессии явится вдруг в законченном и совершенном виде: по учению Спасителя, ему предстоит продолжительный процесс развития, который закончится лишь тогда, когда "евангелие царствия Божия будет проповедано по всей вселенной" (Матф. XXIV, 14). Опровергая ложные мнения книжников и фарисеев, которые "затворяли Ц. небесное человекам, ни сами в него не входили, ни хотящих войти не допускали (Матф. XXIII, 13), Спаситель нередко должен был исправлять ошибочные мнения о царствии Божием и своих приближенных учеников. Ожидая скорого открытия Ц. Божия и представляя его подобным земным Ц., они заводили споры о том, кто из них займет первые, почетнейшие места в этом Ц. Вразумляя их, Господь говорил: "вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою, и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих" (Матф. XX, 25—28). В другой раз ученики приступили к Иисусу и сказали: "кто из них больше в Ц. небесном"? Иисус призвал дитя, поставил его посреди их и сказал: "истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Ц. небесное" (Матф. XVIII, 1—4). Ср. Вл. С. Соловьев, "Ц. Божие и церковь в откровении Нового Завета" ("Правосл. обозрение", 1885, т. III, стр. 23—49)· M. Богословский, "Идея Ц. Божия в Ветхом и Новом Завете" ("Правосл. собеседник", 1887, ноябрь, стр. 246—266).

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Библейская энциклопедия Брокгауза

    I. ПОНЯТИЕ

    Слова, используемые в Библии для передачи понятия "царство" (евр. малхут; греч. басилейа), означают: "царская власть", "царское владычество". Слово "царство" имеет два значения: "правление царя" и "территория, подвластная царю" (ср. Пс 144:13; Мф 25:34). В Ев. от Матфея чаще употребляется другое словосочетание - "Царство Небесное" (32 раза; "Царство Божие" - только в Мф 6:33; 12:28; 19:24; 21:31, 43), но эти выражения синонимичны. Ц.Б. означает прежде всего неогранич. власть Господа над миром - над царством природы и Духа (Пс 102:19). Но помимо этого, подразумевается и нечто другое, а именно: господство Бога, Которому мы себя подчиняем и Которому добровольно и с радостью служим. Иисус учит молиться о пришествии этого Царства, этой цар. власти Бога (Мф 6:10). Ц.Б. одноврем. пребывает в настоящем и в будущем. Природу его нельзя назвать ни чисто земной, ни чисто неземной, ни чисто духовной (1Пар 29:11); односторонняя трактовка привела бы к сужению этого библ. понятия.

    II. БИБЛИЯ О ЦАРСТВЕ БОЖИЕМ

    Ц.Б., отчасти проявляющееся в настоящем, во всей своей полноте придет в будущем. В ВЗ сообщается о зарождении Ц.Б., о том, что противостоит ему на земле, излагаются пророч. обетования, касающиеся этого Царства и его будущего. НЗ показывает Того, в Ком "Царство Божие" на земле проявляется воочию: Иисуса Христа. Где находится Христос, там и наступает Ц.Б. Но только со Вторым пришествием Иисуса в славе Ц.Б. обретет свое совершенство на земле:

    1) ВЕТХОЗАВЕТНОЕ ВОЗВЕЩЕНИЕ ЦАРСТВА БОЖИЕГО И ЕГО ОЖИДАНИЕ.

    Говоря о ветхозаветной истории Ц.Б., прежде всего следует иметь в виду миссию см. Израиль (см. Пятикнижие Моисея, I,Б). Чтобы установить Свое Царство на земле, Бог избрал народ, к-рым стал особым образом руководить, чтобы через него всем остальным народам открылась Божья сущность (Исх 19:5,6). Чтобы вооружить Израиль для исполнения высокого поручения, Бог посылал ему Своих см. Пророков, устами к-рых Он давал народу указания (Иер 7:25). Но народ Израиля сопротивлялся водит-ву Бога и препятствовал осуществлению Ц.Б. на земле (см. Неем 9:6-37). С резкими обличениями израильтян выступали пророки, возвещая суд над избранным Божьим народом. И наказание пришло. Палестина была завоевана врагами, а народ уведен в см. Плен. Но Бог не отказался от Своего замысла. Предсказания пророков о грядущем Царстве, в к-ром свершатся Божьи замыслы, должны были исполниться. От Израиля исповедание Бога должно распространиться на все народы мира. Оружие, предназнач. для войн, будет перековано в орудия труда (Ис 2:2-4; Мих 4:1-5). Израиль станет благословением "посреди земли" (Ис 19:24). Это царство на земле установит Царь из рода Давида. Он будет "производить суд и правду на земле" (Ис 11:1,2; Иер 33:15). В то время как для земных царств характерно звериное начало (см. Дан 7), грядущее Ц.Б. исполнено человеч. черт. Его представляет "как-бы Сын человеческий" (Дан 7:13). Оно сменит все предшествующие земные царства и заступит на их место (Дан 2:44). В грядущем Ц.Б. жизнь будет подчинена новым установлениям, соотв. Божьей воле (Иер 31:33; Иез 36:25 и след.);

    2) ЦАРСТВО БОЖИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ.

    Иоанн Креститель и Иисус объявляли, что Царство Божие "приблизилось" (Мф 3:2; 4:17). Иоанн говорил, что это Царство установит Тот, Кто идет за ним. Вся проповедь Иисуса наполнена напряженным ожиданием: Ц.Б. уже на пороге, оно уже наступило в Иисусе, но о приходе Царства все же следует молиться (см. Мф 6:10; 10:7; 12:28). В Своих притчах (Мф 13) Иисус говорит о возрастании этого Царства; данный процесс будет завершен могуществ. вмешат-вом Бога (Притча о неводе, ст. 47-50). Царь этого Царства - Сам Иисус, посланный Богом. Его Царство носит духовный характер, оно "не от мира сего" (Ин 18:36). Его нельзя установить человеч. усилиями и с помощью оружия (ст. 33-37). Тот, кто желает "увидеть" Ц.Б. и ждет его "пришествия", должен быть рожден "свыше", т.е. "от Духа" (Ин 3:1-8). Ц.Б. не может считаться принадлежностью только иудеев. Оно доступно каждому, кто находится в правильных отношениях с Богом (см. Мф 8:11). "Основным законом" цар. власти Бога по праву считается см. Нагорная проповедь, в к-рой перечислены основные правила, действующие в Царстве Божием. Жертв. смертью Иисуса, Его воскресением и вознесением созданы духовные предпосылки для того, чтобы древние обетования о Ц.Б. на земле и о миссии Израиля смогли осуществиться. Очевидно, именно этого ожидали ученики Иисуса перед Его вознесением: "Не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?" (Деян 1:6). Отвечая на этот вопрос, Воскресший не опроверг высказанное предположение, но сказал, что право устанавливать времена и сроки принадлежит одному лишь Отцу. Самим же ученикам довелось пережить событие, имевшее чрезвычайно важное значение в истории Ц.Б., когда апостолы "исполнились... Духа Святого" (Деян 2). С того дня, дня Пятидесятницы (см. Пятидесятница), Ц.Б. охватывает всех, кто верит во Христа, в великую, вселенскую Церковь Христову (см. Церковь, собрание, община), к-рая представлена на земле поместными церквами, но не ограничивается ими. В Церкви, к-рая есть Тело Христово, воплощается Ц.Б. Внутри нее исчезают все нац., религ. и социальные различия (Гал 3:28). Поскольку Христос - поставленный Богом Царь Ц.Б., то это Царство по праву называется Царством Христа (2Пет 1:11). Верующий в Христа введен в Его Царство (Кол 1:13), где торжествуют "праведность и мир и радость во Святом Духе" (Рим 14:17). Подданные этого Царства еще живут в мире (см. Ин 17:15), но они уже могут общаться с Богом; они сопричастны Небесному Царству (Флп 3:20; Кол 3:1-3);

    3) ГРЯДУЩАЯ ПОЛНОТА ЦАРСТВА БОЖИЕГО.

    Присутствие Ц.Б. пока сокрыто от людей и познается только верой. Но со Вторым пришествием Господа Ц.Б. установится в силе и славе. Здесь следует различать два аспекта:

    а) грядущее Царство сначала будет земным; тогда сбудутся многие пророч. предсказания (напр., Ис 2:2-4; 11:6-9; Зах 8:13,20-23). На основании Свящ. Писания можно говорить о тысячелетнем царстве (см. Тысячелетнее царство) (Откр 20:1-6). В этом сбудется предсказание о призвании Израиля. Иисус, придя на землю во второй раз, будет вершить суд над народами, решая, кто достоин "наследовать" Его Царство (Мф 25:31-46). Нельзя относить библ. высказывания о земном Царстве Христа только к духовной сфере, тем самым обесценивая их. Когда-то с неба будет объявлено: "Царство мира соделалось Царством Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков" (Откр 11:15);

    б) земное Царство Христа следует, однако, отличать от последнего совершенства всего сотворенного, когда Христос передаст Свою цар. власть в руки Отца, и всякая власть и сила окажутся упраздненными (1Кор 15:24). Тогда Ц.Б. достигнет своей полноты. Когда будут одолены все враги Божьи, и как последний из них - смерть (ст. 26), Иисус исполнит предназначение Своей цар. власти. см. Приход Царства Божиего на землю.

  3. Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза



  4. Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    Ц’арство Б’ожие (Царство Небесное) — царствование и владычество Бога (Неба), проявление Его святых свойств. Оно было предсказано в Ветхом Завете (Дан.2:44; Дан.7:14 ), явлено в Иисусе Христе (Лук.1:33 ) и было основой Его учения (только в Евангелии от Матфея упоминается 50 раз), но оно не является эквивалентом Церкви (см.), как думают некоторые. (см. тж Мат.5:3,10; Мат.6:33; Мат.13:52; Мат.21:31,43; Мар.9:1; Мар.10:15,23; Лук.9:62; Лук.16:16; Лук.17:20 -21; Лук.18:29 -30; Иоан.3:3,5; Иоан.18:36; Деян.14:22; 1Кор.15:50 )

  5. Источник: Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.