Словарь Брокгауза и Ефрона

    (Einhart, Einhard, Eginhardus) — знаменитый средневековый писатель, историк, один из младших деятелей так наз. "каролингского Возрождения", воспитавшийся под влиянием духовной атмосферы, созданной старейшими сотрудниками Карла Вел. по культурной работе, сильно увлекшийся движением и являющийся одним из блестящих представителей второго поколения этого "средневекового Ренессанса". Э. родился в восточной части франкского государства, в Зарейнской Германии (Maingau), в семье благородного происхождения, около 768—770 гг. Он получил образование в Фульдском монастыре; впоследствии исполнял там же обязанности "скриба" (в архиве монастыря сохраняются документы, связанные с его именем). Аббат Баугульф, оценив выдающиеся дарования юноши, отправил его (около 794 г.) ко двору Карла Вел. для пополнения его знаний. Он посещал там придворную школу семи свободных наук, а потом вошел в "Палатинскую академию" и сделался крупным носителем того умственного движения, которым она руководила. Друзья уважали его за ученость, любили за доброту и приветливый нрав, приятельски посмеиваясь над его некрасивой внешностью (так как он был мал ростом, его прозывали Homuncio или Nardulus). Теодульф в одной из своих поэм говорит, что "Нардул бегает мелкими шажками взад и вперед, как муравей, но в его маленьком тельце обитает великий дух". Э. был силен не только в прозе и поэзии, но и в пластике: он руководил постройкой императорского дворца в Аахене и был одно время, по-видимому, старшим придворным архитектором. Искусство его в зодчестве заслужило ему в Палатинской академии прозвище Веселила (имя библейского строителя скинии). Умом и эрудицией, а также честностью и справедливостью Э. завоевал привязанность и доверие императора, за что добросовестно платил ему постоянным служебным трудом и твердой верностью. На него возлагались нередко важные политические поручения: так, в 806 г. он был отправлен послом к Папе, чтобы выхлопотать одобрение предположенного Карлом раздела империи между сыновьями. Людовик Благочестивый, еще при жизни отца коронованный (кажется — по совету Э.) соимператором, относился к Э. с такой же благосклонностью, как и его отец, часто обращаясь к нему за советами и пользуясь во время распри с сыновьями его авторитетом, чтобы склонять последних к примирению и уступкам. В Мюльгейме-на-Майне Э. основал обитель Зеелигенштадт, в которой часто и подолгу живал, изредка возвращаясь ко двору. В 817 г. Людовик назначил Э. советником сыну своему Лотару; но когда Э. убедился, что обстоятельства запутываются все безнадежнее и шум междоусобий все более заглушает его голос, взывавший к праву и согласию, он окончательно удалился в зеелигенштадтское уединение, где и умер, занимая пост аббата, 14 марта 840 г. Главным источником для знакомства с жизнью Э. является предпосланный Walafrid'ом (его современником) тексту главного его сочинения интересный пролог (изд. Яффе). От Э. осталось несколько сочинений. Самым замечательным из них, несомненно ему принадлежащим и вполне законченным, является биография Карла Великого — "Vita Caroli". Ранке говорит, что было большим счастьем для Э. найти такой достойный объект для исторической работы: изображая жизнь Карла, он с благодарностью увековечивал духовный образ того, кто так много сделал ему добра, и одновременно создавал своим произведением для себя вечную память в потомстве. Задумывая писать биографию императора (она появилась вскоре после смерти последнего, до 820 г.), Э. не столько имел в виду дать точный и детальный рассказ о всей совокупности фактов царствования Карла, сколько стремился составить литературно-красивую характеристику и нарисовать психологически яркую фигуру своего героя. Обладая хорошим знанием древнеклассической литературы, Э. избрал для себя образцом биографии римских императоров Светония, подражая этому писателю и в языке, и в способе группировки материала, и в самой концепции исторической работы. Это стесняло самостоятельность творчества и, может быть, невольно ослабляло достоверность повествования внесением в построение и изображение известного риторического элемента. Но, с другой стороны, изучение римских историков, представителей высокой культуры, расширяло кругозор писателя и обогащало содержание произведения, обращая мысль таким вопросам и сосредоточивая ее около таких подробностей, которые, может быть, ускользнули бы от внимания средневекового человека. От рабского отношения к оригиналу Э. освобождало влияние того христианского мировоззрения, в котором он был воспитан и которое открывало ему новые точки зрения. Точно так же действовало на него и свежее чутье современной жизни, которым он, несомненно, был богато одарен. "Vita Caroli" — во всяком случае не официальный панегирик, а серьезное историческое сочинение, написанное не только горячо и любовно, но искренно и правдиво, с тем чувством меры, которое вместе с уважением к истине составляло фон натуры Э. Хотя в ней немало ошибок, хронологических и фактических, и хотя оно не обнаруживает в авторе твердого критического отношения к предмету и материалу — тем не менее, это очень ценный исторический памятник, освещающий личность и деяния великого человека и вышедший из-под пера превосходно осведомленного, талантливого и добросовестного автора. Ни в каком другом источнике нельзя также найти таких многочисленных и интересных сведений о жизни окружавшего Карла Великого двора. В литературном отношении "Жизнь Карла" — один из лучших продуктов каролингского Возрождения. Уже во время жизни Э. сочинение его приобрело известность. Еще молодой тогда Луп читал его с восхищением. Валафрид разделил его на главы и снабдил упомянутым выше важным предисловием. В продолжение всего средневековья оно оставалось одной из распространеннейших книг, о чем свидетельствует большое число до наших дней сохранившихся рукописей (свыше 80). Э. составил еще два второстепенных сочинения по церковной истории: "Translatio SS. Marcellni et Petri" (сост. в 830 г.) и "Acta SS. Marcellini et Petri". В них содержатся интересные данные о религиозных настроениях, верованиях и церковных обрядах эпохи Э. Затем он написал еще небольшой богословский трактат "De adoranda cruce" и оставил коллекцию писем (epistolae), интересных для изучения его личности, его друзей и окружающего его общества. Долго ему приписывалось участие в составлении обширного и важного исторического памятника, первостепенного источника для истории времени Карла Великого и его ближайшего преемника: так называемой, большой Лоршской летописи ("Annales Laurissenses maiores"). Черты его руки находили в исправленной редакции текста этих аннал, заключающей повествование о годах 741—801, и в продолжении, рассказывающем о годах 801—829. Одно время эти части всего летописного целого и обозначались именем annales Einhardi. Впоследствии по этому поводу поднялась полемика, в которой приняли участие многие историки Германии и Франции (сущность и ход контроверзы изложены у Ваттенбаха (см. ниже). В результате, хотя еще и теперь существуют сторонники мнения о принадлежности Э. указанной части названной хроники, но большинство ученых (и на серьезных основаниях) склонно к отрицанию этой гипотезы и большие Лоршские анналы признаются плодом официально предписанной работы нескольких придворных летописцев (вероятно, клириков императорской капеллы), имевших доступ в государственные архивы; поэтому хроника теперь обыкновенно именуется annales regii.

    Литература об Э. довольно обширна; она очень полно указана, равно как и издания его сочинений, с обозначением лучших, у A. Molinier, "Les sources de l'histoire de France" (т. I, П., 1902, стр. 197—200). См. еще W. Wattenbach, "Deutschlands Geschichtsquellen im Mittelalter" (6 изд., т. I, Б., 1893) и ст. С. Bayet: "Eginhard" в XV т. "Grande Encyclopédie" (у обоих богатая библиография).

    Ив. Гр.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    Эйнхард, Эгингард (Einhard, Eginhard) (ок. 770, Майнгау, — 14.3.840, Зелигенштадт), деятель «Каролингского возрождения» (См. Каролингское возрождение), сподвижник Карла Великого. Получил образование в школе Фульдского монастыря. При дворе Карла Великого обратил на себя внимание познаниями в различных областях науки и искусства, стал активным член «Академии». Руководил постройкой собора в Ахене, дворца в Ингельхейме и др. Написанная им после смерти императора «Жизнь Карла Великого» (на латинском яз.) пользовалась в средние века большой популярностью. Это сочинение насыщено большим фактическим материалом, однако ради прославления Карла Э. допускал искажения в описании его внешней политики, войн. Сохранилось несколько его произведений религиозного характера и более 60 писем.

    Соч.: Vie de Charlemagne, P., 1923.

    Лит.: Kleinclausz A., Eginhard, P., 1942.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Энциклопедия Кольера

    (Einhard)

    (ок. 770-840), иногда называемый Эгингардом, франкский историк и биограф Карла Великого. Родился в долине Майна в знатной семье, учился в Фульдском монастыре и в дворцовой школе. Выдающийся светский ученый, он был окружен глубоким уважением при дворе Карла Великого, а также его сына Людовика I Благочестивого. Секретарь императоров, а также наставник Лотаря, сына Людовика, Эйнгард много занимался литературной деятельностью. Главное его произведение Жизнь Карла Великого (Vita Caroli Magni) написано по образцу Светония, чьему жизнописанию Августа Эйнгард во многом подражает как в стиле, так и в композиции. Это блестящее в литературном смысле произведение является также важнейшим источником по истории периода Карла Великого. Эйнгард проявил себя и как архитектор - он руководил постройкой собора в Ахене и дворца в Ингельхейме. В преклонном возрасте он удалился в Мулингейм, позже названный Зелигенштадтом (близ Франкфурта), где умер 14 марта 840.

    ЛИТЕРАТУРА

    Левандовский А. Белый слон Карла Великого. М., 1993

  5. Источник: Энциклопедия Кольера



  6. Энциклопедический словарь

    Э́йнгард

    (Einhard), Эгингард (Eginhard) (около 770 — 840), деятель «Каролингского возрождения». Апологетическое сочинение «Жизнь Карла Великого».

    * * *

    ЭЙНГАРД

    Э́ЙНГАРД (Еinhard; Эгингард, Eginhard) (около 770, Майнгау, Франкония — 14 марта 840, Зелингенштадт, Франкония), средневековый германский писатель, историк, один из представителей «Каролингского возрождения(см. КАРОЛИНГСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ)». Родился в восточной части Франкского государства, в зарейнской Германии, в семье благородного происхождения. Получил образование в Фульдском монастыре, где впоследствии и работал. Позже, как юноша исключительно одаренный, был отправлен ко двору Карла Великого(см. КАРЛ Великий) для пополнения знаний. При дворе посещал придворную школу семи свободных наук, затем вошел в «Палатинскую академию» и вскоре был принят в круг друзей императора, душой которого он вскоре сделался.

    Из литературных произведений Эйнгарда известно несколько сочинений религиозного характера и более 60-ти писем. Главным трудом Эйнгарда является биография Карла Великого. Это сочинение написано по образцу биографий Светония Транквилла(см. СВЕТОНИЙ Гай Транквилл): у Светония заимствован план, расположение материала, стиль изложения и общая концепция. Работа Эйнгарда скорее не жизнеописание, а характеристика, сделанная с большой любовью и литературным мастерством. Книга является ценным историческим памятником, освещающим личность и деяния великого человека. Это произведение Эйнгарда было очень популярно в Средние века, часто цитировалось во многих средневековых сочинениях и дошло до нас во множестве списков 9—15 веков.

    Эйнгард был не только писателем, но и архитектором, руководил постройкой императорского дворца в Ахене и одно время был старшим придворным архитектором. В 806 император отправил его послом к папе, чтобы выхлопотать одобрение предложенного Карпом Великим раздела империи между своими сыновьями. Людовик Благочестивый(см. ЛЮДОВИК Благочестивый), который по совету Эйнгарда был коронован еще при жизни отца, также ценил его и подарил большое поместье на Майне, где Эйнгард основал монастырь и устроил свое постоянное местопребывание.

    В своем поместье Эйнгард жил со своей женой Эммой (а не с дочерью Карла Великого, как гласит легенда) все время, которое не проводил при дворе. Людовик назначил Эйнгарда советником своего сына Лопаря. При жизни Людовика поездки Эйнгарда ко двору были довольно частыми и продолжительными. После смерти императора, когда начались раздоры между его сыновьями, Эйнгард почти отошел от общественной деятельности и впоследствии окончательно удалился в монастырь, где и умер, занимая пост аббата.

  7. Источник: Энциклопедический словарь



  8. Советская историческая энциклопедия

    Эйнхард, Эгингард (Einhard, Eginhard) (ок. 770 - 14.III.840), - деятель "Каролингского возрождения". Получил образование в школе Фульдского монастыря. В 90-х гг. 8 в. был направлен аббатом монастыря ко двору Карла Великого, где обратил на себя внимание своими познаниями в различных областях науки и искусства, стал активным чл. дворцовой "Академии". Первостепенное значение имеет "Жизнь Карла Великого" ("Vita Caroli Magni", Hannoverae, 1845), написанная Э. после смерти императора. Образцом автору послужило жизнеописание Августа у Светония Транквилла (заимствованы план, расположение материала, стиль, общая концепция). Э. апологетически характеризует личные качества, деятельность (военную, административную и др.) Карла Великого; ярко изображает его окружение, быт. В изображении событий Э. придерживается официальной версии "Королевских анналов". Будучи на протяжении многих лет ближайшим сподвижником императора, он располагал большим фактическим мат-лом; но ради прославления Карла Великого в описании ведшихся императором войн, его внеш. политики допускал искажения. Это произв. Э. было очень популярно в ср. века: оно дошло до нас во множестве списков 9-15 вв., часто цитировалось, упоминалось во мн. ср.-век. сочинениях. Э. является также автором неск. произведений религ. характера. По поручению Карла Великого Э. руководил постройкой собора в Ахене, дворца в Ингельхейме и др.

    Соч.: Vie de Charlemagne, P., 1923.

    Лит.: Kleinclausz A., Eginhard, P., 1942.

    Б. Я. Рамм. Ленинград.

  9. Источник: Советская историческая энциклопедия