Словарь Брокгауза и Ефрона

    в православной церкви обозначалось безлинейными нотными знаками и было одним из видов партесного многоголосного пения. С. безлинейное пение называлось также казанским знаком. Свое название оно получило оттого, что над текстом выписывалось несколько строк безлинейных нот. Первоначально С. пение появилось в юго-западной церкви в XVI ст. и вскоре перешло в русскую церковь, где было очень распространено в XVII ст. С. пение было двухстрочным для двух голосов, трехстрочным — для трех, четырехстрочным — для четырех. Нижняя строка писалась тушью, вторая — киноварью, третья, или путь — тушью, четвертая, или верх — киноварью. Главная мелодия, преимущественно знаменного распева, помещалась в нижнем или одном из средних голосов; другие голоса служили для сопровождения главной мелодии, образуя с ней трезвучия. Мнения о благозвучии С. пения были различны. Одни называли его красногласным, премудрейшим составлением, другие — несогласным, шум и звук издающим. В конце XVII в. С. безлинейное пение стали перекладывать на линейные ноты. В половине XVIII ст. партесное линейное пение вытеснило С. пение.

    Н. С.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    вид древнерусского церковного многоголосия. Участники хора не делились на партии по регистровому или тембровому признакам. В С. п. применялось 2—3, реже 4 голоса. Все голоса имели мелодическое значение, функциональная гармония отсутствовала. Основная мелодия занимала в партитуре среднее место; этот голос называли путём, крайние голоса — верхом и низом (исполнители соответственно назывались путниками, вершниками и нижниками). В 4-голосных произведениях имелась ещё мелодия, называемая демеством (её исполнители именовались демественниками). В партитуре обычно сочетались принципы «ленточного» многоголосия (высотный и ритмический контур мелодии сохранялся во всех голосах) и подголосочной полифонии. Согласно документам, С. п. было известно в Москве уже в 20-е гг. 17 в. Сохранившиеся рукописи относятся к середине 17 в. Позднее С. п. было вытеснено партесным пением (См. Партесное пение).

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Большой энциклопедический словарь

    СТРОЧНОЕ ПЕНИЕ - разновидность многоголосного пения в древнерусской церковной музыке. Сохранились образцы строчного пения 17 - нач. 18 вв., основанного на одновременном звучании нескольких мелодических голосов (2-4, чаще 3: "низ", "путь", "верх"). Вытеснено партесным пением.

  5. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  6. Энциклопедический словарь

    строчно́е пе́ние

    разновидность многоголосного пения в древнерусской церковной музыке XVI — середине XVIII вв. Сохранились образцы строчного пения XVII — начала XVIII вв., записанные знаменной, путевой, демественной и другими нотациями и основанные на одновременном звучании нескольких мелодических голосов (2—4, чаще 3 — так называемое троестрочие: «низ», «путь», «верх»). Вытеснено партесным пением.

    * * *

    СТРОЧНОЕ ПЕНИЕ

    СТРО́ЧНОЕ ПЕ́НИЕ, разновидность многоголосного пения в древнерусской церковной музыке. Сохранились образцы строчного пения 17 — нач. 18 вв., основанного на одновременном звучании нескольких мелодических голосов (2—4, чаще 3: «низ», «путь», «верх»). Вытеснено партесным пением(см. ПАРТЕСНОЕ ПЕНИЕ).

  7. Источник: Энциклопедический словарь



  8. Музыкальная энциклопедия

    вид др.-рус. церк. многоголосия. Участники хора не разделялись на партии по регистровому или тембровому признакам, изложение было 2-, 3-голосное (отсюда термин "троестрочное пение") и редко 4-голосное. Голос, ведущий осн. мелодию, занимал в партитуре среднее место и назывался путём, а его исполнители - путниками. Мелодию, звучащую выше пути, писали в партитуре над путём и называли верхом, а её исполнителей - вершниками. Мелодию, звучащую ниже пути, писали под путём и называли низом, а её исполнителей нижниками. В 4-гол. произв. приписывалась ещё мелодия под назв. "демество", исполнители к-рого именовались демественниками. Демество чаще всего писали выше пути. В целом диапазон партитуры соответствовал 12-ступенному диатонич. звукоряду от G до d1. Высокие детские голоса пели октавой выше написанного. Для облегчения чтения партитуры её строки писали вперемежку чернилами и киноварью.

    В построении такой партитуры ясно выступают 2 принципа: принцип "ленточного" многоголосия, где все голоса поют одну мелодию с разл. ступеней звукоряда, почти в точности сохраняя её высотный и ритмич. контур, и принцип подголосочной полифонии, где голоса образуют подголоски, звучащие на выдержанных нотах осн. мелодии.

    Время и обстоятельства появления С. п. не установлены. Нек-рые историч. документы дают возможность предполагать, что С. п. было известно в Москве уже в 20-е гг. 17 в. Сохранившиеся рукописи С. п. относятся к кон. 17 и нач. 18 вв. С. п. подвергалось резкой критике со стороны приверженцев партесного многоголосия (И. Т. Коренев, Н. П. Дилецкий) за обилие диссонансов и гармонич. несогласованность голосов. В. Ф. Одоевский в конце принадлежащего ему "Троестрочника" писал: "Предположение, что эти три партии когда-либо могли быть петы вместе, одновременно, не может даже возбуждать вопроса. Между ними нет никакого гармонического сопряжения; здесь явно партии вполне отдельные...". Многое в С. п. до сих пор остаётся неясным.

    Литература: Разумовский Д., Церковное пение в России, М., 1867; Голубцов A., Чиновник Новгородского Софийского собора, М., 1899; Беляев В., Раннее русское многоголосие, в кн.: Studia memoriae Belae Bartok sacra, Bdpst, 1956, то же, в его кн.: О музыкальном фольклоре и древней письменности, М., 1971; Бражников М., Русское церковное пение XII - XVIII вв., в сб.: Musica antiqua Europae Orientalis, I, Warsz., 1966; Скребков С., Русская хоровая музыка XVII - начала XVIII века, М., 1969, с. 48-59; Успенский Н., Древнерусское певческое искусство, М., 1965, 1971; его же, Образцы древнерусского певческого искусства, Л., 1968, 1971.Н. Д. Успенский.

  9. Источник: Музыкальная энциклопедия



  10. Большой Энциклопедический словарь

    СТРОЧНОЕ ПЕНИЕ
    СТРОЧНОЕ ПЕНИЕ - разновидность многоголосного пения в древнерусской церковной музыке. Сохранились образцы строчного пения 17 - нач. 18 вв., основанного на одновременном звучании нескольких мелодических голосов (2-4, чаще 3: "низ", "путь", "верх"). Вытеснено партесным пением.

    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  11. Источник: