Словарь Брокгауза и Ефрона

    (Август Вильгельм Iffland) — известный актер и драматический писатель (1759—1814). Его готовили в пасторы, но он в 1779 г. поступил в маннгеймский театр, считавшийся в то время первым в Германии. Здесь он быстро достиг огромного успеха и упрочил свою славу, гастролируя по всей Германии. Позже был директором театров в Берлине. В актере И. современники высоко ценили детальную разработку и реалистическое воспроизведение ролей; его Франц Мор (в "Разбойниках" Шиллера) производил потрясающее впечатление. Драматические сочинения И. занимают 18 томов. В них преобладают так называемые "семейные пьесы" (Familienstücke), в которых выводится "третье сословие", попираемое дворянством. Значение И. — исключительно историко-литературное: пьесы его представляют решительный протест против патетических рифмованных драм конца прошлого века. Но автор впал из одной крайности в другую: простота его превратилась в филистерскую пошлость, справедливо осмеянную Шиллером. И. задался целью "превратить сцену в образовательный институт для сердца": публика восторгалась сентиментальным характером его драм и относилась отрицательно к истинно-поэтическим произведениям Шиллера и Гете. Некоторые из его пьес, как, напр., "Игроки", "Служебные обязанности", "Адвокаты", "Холостяки" и "Охотники" смотрятся, впрочем, и теперь с удовольствием.

    Ф. Ф

    .

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (Iffland)

    Август Вильгельм (19.4.1759, Ганновер, — 22.9.1814, Берлин), немецкий актёр, драматург и режиссёр. Сын пастора, получил религиозное воспитание. В 1777—79 актёр театра в Готе, в 1779—96 Мангеймского театра (с 1792 главный режиссёр). С 1796 работал в Берлинском королевском национальном театре. Играл роли: Франц Моор, Филипп («Разбойники», «Дон Карлос» Шиллера), Шейлок («Венецианский купец» Шекспира), Натан («Натан Мудрый» Лессинга). Лучшие роли созданы им в его собственных пьесах и пьесах А. Коцебу. И. — один из представителей жанра мещанской драмы. В его пьесах изображен добродетельный бюргерский мирок, в который вторгается зло в лице дворянина («Преступник из тщеславия», 1784; «Охотники», 1785, рус. пер. 1802). Единственная политическая драма И. — «Кокарды» (1791) отражает события Великой французской революции и кончается отказом революционеров от борьбы. В качестве режиссёра И. большое внимание уделял внешней, постановочной стороне спектакля. Его опыт отражён книгой мемуаров «Моё театральное поприще» (1798, рус. пер. 1816).

    Соч.: Dramatische Werke, Bd 1—16, Lpz., 1798—1802.

    Лит.: Троицкий 3., Август-Вильгельм Иффланд, в кн.: Карл Зейдельман и формирование сценического реализма в Германии, М. — Л., 1940; KIingenberg К. Н., Iffland und Kotzebue als Dramatiker, Weimar, 1962.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.