Словарь Брокгауза и Ефрона

    (фамилия Ф. писалась в XVIII в. в два слова; это же правописание сохранялось до половины XIX века; окончательно установлено правописание в одно слово Тихонравовым, хотя уже Пушкин находил это начертание правильным, как придающее более русский характер фамилии писателя, который был, по выражению Пушкина, "из перерусских русский") — знаменитый писатель Екатерининской эпохи; род. в Москве 3 апр. 1745 г.; происходил из лифляндского рыцарского рода, выехавшего в Москву еще в XVI в. и совершенно обрусевшего. Первоначальное образование Ф. получил под руководством своего отца, Ивана Андреевича, который, как вспоминает Ф. в "Чистосердечном признании", "был человек большого здравого рассудка, но не имел случая, по тогдашнему образу воспитания, просветить себя учением", однако, был довольно начитан, преимущественно в сочинениях нравоучительного характера. Представляя своего отца человеком старого времени, отличающимся такими достоинствами, каких не имеется в "нынешнем обращении света", Ф. дает возможность указать прототип для созданного им Стародума: те сентенции личной и общественной морали, которые влагаются им в уста Стародума, заключались, может быть, уже в наставлениях отца, возбуждавшего в Ф. любовь к старой русской жизни. Несмотря на "безмерные попечения", объем домашнего образования был не особенно велик, так как средства не позволяли отцу Ф. "нанимать учителей иностранных языков": дома он усвоил элементы русской грамотности, а чтение церковных книг, будучи одним из важных средств религиозного воспитания, вместе с тем дало Ф. знакомство со славянским языком, "без чего российского языка и знать невозможно". В 1755 г. Ф. поступил в только что открытую гимназию при Московском унив.; в 1760 г. был "произведен в студенты", но пробыл в университете всего 2 года. Хотя и очень чувствовались недостатки этих юных просветительных учреждений, хотя преподавание было весьма слабо, хотя учителя отличались "пьянством и нерадением", тем не менее Ф. много вынес из годов своего ученья: не говоря уже о знании французского и немецкого языков, открывшем ему непосредственный доступ к европейским литературам, школа дала Ф. известную умственную дисциплину, благодаря которой он выделяется из среды современных ему литераторов не только талантом, но и систематичностью образования. На школьной скамье под влиянием некоторых профессоров начинаются и литературные занятия Ф.: в 1761 г. он поместил в журнале Хераскова "Полезное увеселение" переводную статейку "Правосудный Юпитер" и отдельно напечатал перевод басен Гольберга. В следующем году он издал перевод нравоучительного сочинения Террасона "Геройская добродетель, или жизнь Сифа, царя египетского, из таинственных свидетельств древнего Египта взятая" и напечатал несколько переводов в издании проф. Рейхеля "Собрание лучших сочинений к распространению знания и к произведению удовольствий". К этому же времени относятся не дошедшие до нас оригинальные произведения Ф., в которых выразилось его стремление к сатире. "Острые слова мои, — вспоминает Ф., — носились по Москве; а как они были для многих язвительны, то обиженные оглашали меня злым и опасным мальчишкою; все же те, коих острые слова мои лишь только забавляли, прославили меня любезным и в обществе приятным". Несмотря на этот успех, Ф. отзывается о своих первых произведениях очень строго, говоря, что это "были острые ругательства: много было в них сатирической соли, но рассудка, так сказать, ни капли". К годам ученья относится и зарождение в Ф. любви к театру: во время поездки гимназистов в Петербург для представления куратору Шувалову Ф. был в одном спектакле и впечатление вынес сильное. "Действия, произведенного во мне театром, — рассказывает он, — почти описать невозможно: комедию, виденную мною, довольно глупую, считал я произведением величайшего разума, а актеров — великими людьми, коих знакомство, думал я, составило бы мое благополучие". В 1762 г. ученье Ф. в университете прекращается; он определяется сержантом гвардии, хотя эта служба его совсем не интересует и он от нее уклоняется, насколько возможно. В это время в Москву приезжает двор, и вице-канцлер определяет Ф. в коллегию иностранных дел "переводчиком капитан-поручичья чина", а в следующем году Ф. назначен "быть для некоторых дел" при кабинет-министре у принятия челобитен, И. П. Елагине, который с 1766 г. получает в свое заведование театры. Назначением этим Ф., может быть, был обязан "греху юности" — переводу Вольтеровой "Альзиры", который начат был им еще в университет. Елагин был очень расположен к своему молодому подчиненному, но служба была тяжела для Ф. вследствие неприятностей с секретарем Елагина, драматургом Лукиным, старавшимся вооружать против Ф. кабинет-министра. В первое же время пребывания в Петербурге Ф. сблизился с кн. Козловским и некоторыми другими молодыми литераторами. Об этом кружке он впоследствии не мог "без ужаса вспомнить", так как "лучшее препровождение времени состояло в богохулии и кощунстве". Это направление не прошло бесследно для Ф.: он увлекся модным вообще в то время скептицизмом, отголоском чего является "Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке", напечатанное в первый раз в ежемесячном издании "Пустомеля", в 1770 г. Однако увлечение идеями кружка кн. Козловского не могло быть для Ф. особенно продолжительным, так как религиозная основа домашнего воспитания была в нем сильна и он "содрогался, слыша ругательство безбожников". К этому периоду жизни Ф. относятся некоторые его стихотворения и новые переводы, из которых особенный успех имели переводы поэмы Битобе "Иосиф", а также повести Бартелеми "Любовь Кариты и Полидора" (1763). В это же время появляется первый опыт Ф. в области драмы: в 1764 г. была представлена его комедия "Корион", переделанная из франц. комедии Грессе "Сидней". Это произведение важно не только для развития таланта Ф. как переход от переводов к "Бригадиру" и "Недорослю", но в нем можно видеть и прогресс вообще русской литературы. "Применение иностранных комедий к нашим нравам, — говорит Н. С. Тихонравов, — было уже шагом вперед от простых переводов к произведениям более оригинальным". Правда, оригинальность пьесы выразилась только в немногих внешних чертах, так как и сюжет, и структура, и главные типы комедии целиком заимствованы. Однако "Корион", судя по современным свидетельствам, понравился публике. Успех ободрил автора, и, вероятно, уже в 1768 г. был написан "Бригадир", представляющий собою значительный прогресс в применении чужих произведений к русскому быту. Несмотря на заимствование главного действующего лица, знаменитого Иванушки, из комедии датского писателя Гольберга "Jean de France", несмотря на некоторые другие черты подражания, "Бригадир" есть одно из важнейших явлений нашей литературы. Если в "Корионе" черты русского быта едва были намечены, то в "Бригадире" они выдвигались на первый план, так что заимствование могло почти совсем оставаться незамеченным. Типы петиметра и щеголихи, выставленные в лице Иванушки и советницы, в достаточной мере были знакомы уже из русской действительности, особенно из наблюдений над столичной жизнью, в чем могут лучшим подтверждением служить для нас статьи сатирических журналов того времени. Еще более оригинальными, выросшими на русской почве являются типы советника, бригадира и бригадирши. Немудрено поэтому, что "Бригадир" произвел сильнейшее впечатление на тогдашнюю публику: Н. И. Панин отозвался о нем как о "первой комедии в наших нравах"; Ф. сравнивали с Мольером, комедия его не сходила со сцены. В 1769 г. вследствие новых столкновений с Лукиным Ф. был вынужден оставить службу при Елагине и определился опять в коллегию иностранных дел, к гр. Н. И. Панину. Как секретарь Панина, он положительно завален работой: ему поручена обширнейшая переписка с нашими дипломатами при европейских дворах; под руководством своего начальника он составляет крайне любопытный проект государственных реформ, по которому предполагалось предоставить Верховному Сенату законодательную власть, обеспечить "два главнейшие пункта блага государства и народов: вольность и собственность", для чего нужно освободить крестьян. В этом проекте обращает на себя внимание характеристика господства временщиков: "вчерашний капрал, неизвестно кто, и стыдно сказать, за что, становится сегодня полководцем и принимает начальство над заслуженным и ранами покрытым офицером"; "никто не намерен заслуживать, всякой ищет выслуживать". Замечательно также обличение крепостного права. "Представьте себе государство, — говорит Ф., — где люди составляют собственность людей, где человек одного состояния имеет право быть вместе истцом и судьею над человеком другого состояния, где каждый следственно может быть или тиран, или жертва". Упоминает Ф. и о необходимости уничтожить невежество, на которое опирается рабство. Рядом с официальными поручениями, Ф. приходится много работать и по различным частным делам гр. Панина. Служба при Панине продолжалась до 1783 г., когда Ф. вышел в отставку с чином статского советника и с пенсией в 3000 руб. Литературная деятельность Ф. за этот период его жизни не могла быть особенно велика, так как для нее не хватало досуга; тем не менее именно в это время, может быть, вследствие постоянных впечатлений, которые испытывались в центре общественных и политических интересов эпохи, появились важнейшие в литературном и общественном отношениях произведения Ф. Это были статьи в "Собеседнике любителей российского слова": "Опыт российского сословника", "Вопросы автору Былей и Небылиц", "Челобитная российской Минерве от российских писателей", "Поучение, говоренное в Духов день иереем Василием" и комедия "Недоросль", представленная в первый раз в 1782 г. "Челобитная российской Минерве" имеет значение как защита прав литературы против разных ее врагов, отрицающих пригодность писателей "к делам", а знаменитые "Вопросы" касаются некоторых больных сторон русской действительности. Смелость, "свободоязычие" этих "Вопросов" вызвали против Ф. неудовольствие имп. Екатерины II. "Недоросль", как и "Бригадир", занимает первое место в сатирической литературе Екатерининского времени, боровшейся за просвещение. По своей оригинальности он значительно выше "Бригадира": заимствования проявляются в некоторых незначительных частностях, напр. в знаменитой фразе г-жи Простаковой о том, что география не нужна, так как есть извозчики, и т. п. Типы семей Простаковых и Скотининых несомненно русские, унаследованные от старого времени и сохраняющие в неприкосновенности свои исконные черты невежества и грубости. Правда, в некоторых из этих типов есть следы карикатуры, но в общем они чрезвычайно жизненны, и этим объясняется как успех комедии в свое время, так и тот интерес, который она до известной степени возбуждает и теперь. Для эпохи Ф. и лично для автора большое значение имели и скучные для нас речи резонеров, в особенности Стародума, в уста которого Ф. влагал выражение своего идеала гуманности и просвещения. За время службы при гр. Панине Ф. совершил с больной женой (рожд. Роговиковой) первое путешествие за границу (1777—78), побывав в Германии и во Франции. Второе путешествие было предпринято в Германию и Италию (в последней Ф. провели 8 месяцев) в 1784 г.; через два года уже самому Ф. пришлось ехать лечиться от последствий паралича в Вену и Карлсбад. Последние годы жизни вообще прошли для Ф. в тяжелой обстановке: расстроилось окончательно здоровье, а вместе с тем пошатнулось и его материальное благосостояние вследствие разных тяжб с арендаторами. Литературная деятельность Ф. почти совсем прекращается, если не считать литературными произведениями его письма из-за границы и его путевые журналы. Они не предназначались для печати и были опубликованы уже в XIX в., но представляют выдающийся интерес, как суждение умного наблюдателя тогдашней европейской жизни. Отзывы Ф. о европейцах далеко не всегда справедливы и часто крайне резки (как, напр., знаменитая фраза: "француз рассудка не имеет и иметь его почел бы за величайшее для себя несчастие"), но это пристрастие, объясняемое отчасти личными мотивами, болезнью, неприятностями путешествия, не уничтожает значения некоторых заметок Ф.: в них виден самостоятельный, критически мыслящий человек, и в этом отношении письма Ф. следует поставить значительно выше "Писем русского путешественника" Карамзина. В 1792 г. Ф. умер и похоронен в Александро-Невской лавре. В своей литературно-общественной деятельности Ф. выступает как честный, убежденный прогрессист, как поклонник просвещения и лучшего общественного устройства, не изменяющий до конца тем освободительным взглядам, которые господствовали в начале Екатерининского царствования, несмотря на то, что эти взгляды в позднейшее время уже не пользуются покровительством и сочувствием правящих сфер: он чужд оппортунизма, которым отличались многие тогдашние литераторы, смотревшие очень легко на свою профессию, тогда как он видит в ней службу обществу. Как образованный человек и самостоятельный ум, он критически относится к наблюдаемым явлениям, провидя впереди идеал лучшей жизни. См. "Сочинения, письма и избранные переводы Ф." (СПб., 1866, под ред. П. А. Ефремова, с биографией, составленной А. П. Пятковским); "Первое полное собрание сочинений Ф." (М., 1888); кн. П. А. Вяземский, "Фонвизин" (СПб., 1848; "Полн. собр. соч. кн. Вяземского, т. V); Тихонравов, "Материалы для полного собрания сочинений Ф., под ред. Л. Н. Майкова" (СПб., 1894); Незеленов, "Литературные направления в Екатерининскую эпоху" (СПб., 1889); С. А. Венгеров, "Русская поэзия" (т. I; здесь напеч. составляющее величайшую библиографическую редкость шуточное стихотворение "Чортик на дрожках"; это стихотворение помещено также в "Материалах" Тихонравова, который сомневается, однако, в достоверности его принадлежности Ф.); И. Н. Жданова "Фонвизин" (в "Русском биограф. словаре"; полная библиография).

    А. Бороздин.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    Фонвизин Денис Иванович [3(14).4.1744 или 1745, Москва, √ 1(12).12.1792, Петербург], русский писатель. Родился в богатой дворянской семье. В 1755√62 учился в гимназии при Московском университете. В 1762 определился переводчиком в Коллегию иностранных дел и переехал в Петербург. В 1763√69 служил секретарём кабинет-министра И. П. Елагина. В 1760-е гг. окончательно сформировалось просветительское мировоззрение Ф.: он выступал за всеобщее обучение, за постепенное √ по мере «просвещения» √ освобождение крестьян. Его идеал политического устройства √ просвещённая монархия. Ф. переводил с нем. языка «Басни нравоучительные» (1761) дат. просветителя Л. Хольберга, с французского языка √ трагедию Вольтера «Альзира, или Американцы» (1762), трактат «Сокращение о вольности французского дворянства и о пользе третьего чина» (1764√66). В этот период Ф. создал и первые оригинальные произведения: «Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке» (опубл. 1769) и нравоописательную бытовую комедию «Бригадир» (1768√69, опубл. 1792√95).

    В 1769 Ф. стал секретарём руководителя Коллегии иностранных дел Н. И. Панина, с которым его сближали оппозиционное отношение к правительству Екатерины II, ненависть к фаворитизму, убеждённость, что России нужны «фундаментальные законы». В 1777√1778 Ф. посетил Францию; его письма к П. И. Панину составили «Записки первого путешествия» (опубл. в 1800-х гг.), где дана яркая картина общенационального кризиса предреволюционной Франции. В 1781 Ф. написал своё самое значительное произведение √ комедию «Недоросль» (пост. 1782, опубл. 1783), в крой изобразил жизнь в доме помещиков Простаковых с её нелепыми обычаями как систему отношений, основанных на крепостничестве, показал отрицательное влияние крепостничества на формирование личности. В образе положительного героя комедии Стародума современники Ф. впервые увидели тип просвещённого рус. гуманиста, патриота, борца против крепостного права и деспотизма. Комедия Ф. оказала значительное влияние на развитие рус. реалистического театра, в частности на творчество И. А. Крылова, А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя, А. Н. Островского.

    В 1782 Ф. вышел в отставку, решив полностью посвятить себя литературному труду. В 1783 он опубликовал ряд сатирических произведений: «Опыт российского сословника», «Повествование мнимого глухого и немого», а также «Несколько вопросов, могущих возбудить в умных и честных людях особливое внимание», на которые с раздражением ответила сама императрица. В дальнейшем попытки Ф. выступить в печати пресекались Екатериной II: в 1788 ему не разрешили издать пятитомное собрание сочинений и журнал «Друг честных людей, или Стародум» (входившая в журнал сатира «Всеобщая придворная грамматика» распространялась в списках). Напечатать (анонимно) Ф. удалось лишь повесть «Каллисфен» (1786). Последние годы жизни Ф. был тяжело болен. В 1789 он начал писать «Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях» (неокончено, опубл. 1830); видимо, к 1790 относится набросок комедии «Выбор гувернёра». Ф. √ один из крупнейших представителей рус. просветительского реализма, создатель первой рус. национальной комедии, «друг свободы», по определению А. С. Пушкина.

    Соч.: Первое полное собр. соч., как оригинальных, так и переводных, СПБ. √ М., 1888; Собр. соч. [Сост. и вступ. ст. Г. П. Макогоненко], т. 1√2, М. √ Л., 1959; Комедии, Л., 1976.

    Лит.: Вяземский П. А., Фонвизин, СПБ, 1848; Благой Д. Д., Д. И. Фонвизин, М., 1945; Гуковский Г. А., Д. И. Фонвизин, в кн.: История русской литературы, т. 4, ч. 2, М. √ Л., 1947; Пигарев К. В., Творчество Фонвизина, М., 1954; Ключевский В. О., «Недоросль» Фонвизина, (Опыт исторического объяснения учебной пьесы), Соч., т. 8, М., 1959; Макогоненко Г. П., Денис Фонвизин, М. √ Л., 1961; его же, От Фонвизина до Пушкина, М., 1969; Кулакова Л. И., Д. И. Фонвизин, М. √ Л., 1966.

    М. В. Иванов.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Большой энциклопедический словарь

    ФОНВИЗИН Денис Иванович (1744 или 1745-1792) - русский писатель, просветитель. В комедии "Бригадир" (постановка 1770) сатирически изобразил нравы дворянского сословия, его пристрастие ко всему французскому. В комедии "Недоросль" (постановка 1782), этапном произведении русской литературы, Фонвизин, видя корень всех бед России в крепостном праве, высмеивал систему дворянского воспитания и образования. "Записки первого путешествия" (письма к П. И. Панину; опубликованы в 1800-х гг.) сыграли существенную роль в становлении русской прозы.

  5. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  6. Энциклопедический словарь

    Фонви́зин Денис Иванович

    (1744/1745 — 1792), русский писатель. В комедии «Бригадир» (постановка 1770) сатирически изображены нравы дворянского сословия, его пристрастие ко всему французскому. В комедии «Недоросль» (постановка 1782), этапном произведении русской литературы, Фонвизин, видя корень всех бед России в крепостном праве, высмеивал систему дворянского воспитания и образования. «Записки первого путешествия» (письма к П. И. Панину; опубликованы в 1800-х гг.) сыграли существенную роль в становлении русской прозы. Сатира «Всеобщая придворная грамматика» распространялась в списках. Публицистика.

    * * *

    ФОНВИЗИН Денис Иванович

    ФОНВИ́ЗИН (Фон-Визин) Денис Иванович (3 (14) апреля 1744 (1745?), Москва — 1 (12) декабря 1792, Петербург), русский писатель, просветитель. В комедии «Бригадир» (постановка 1770) сатирически изобразил нравы дворянского сословия, его пристрастие ко всему французскому. В комедии «Недоросль» (постановка 1782), этапном произведении русской литературы, Фонвизин, видя корень всех бед России в крепостном праве, высмеивал систему дворянского воспитания и образования. «Записки первого путешествия» (письма к П. И. Панину; опубликованы в 1800-х гг.) сыграли существенную роль в становлении русской прозы.

    Принадлежал к рыцарскому роду, вышедшему из Ливонии при Иоанне IV Грозном(см. ИВАН IV Грозный) и давшему России несколько поколений служилых дворян. Отец будущего писателя был военным, затем служил в ревизион-коллегии в Москве. Семья была небогата, поэтому ребенку не нанимали иностранных воспитателей, что, по свидетельству П. А. Вяземского(см. ВЯЗЕМСКИЙ Петр Андреевич), окружало мальчика «русскою атмосферою». В 1755 Фонвизин поступил в дворянскую гимназию при Московском университете. В 1758 был представлен в Петербурге покровителю университета И. И. Шувалову(см. ШУВАЛОВ Иван Иванович) в числе лучших десяти учеников (среди них находился и будущий светлейший князь Г. А. Потемкин(см. ПОТЕМКИН Григорий Александрович)). Тогда же состоялось первое его знакомство с театральной сценой. В апреле 1759 был «произведен в студенты», слушал лекции на философском факультете. К началу 1760-х гг. относятся занятия Фонвизина переводами, обратившими на него внимание образованного общества (напр., перевод трагедии Вольтера «Альзира, или Американцы», 1762).

    После окончания университета (1762) переехал в Петербург, поступил переводчиком в коллегию Иностранных дел, выполнял ответственные дипломатические поручения, служил секретарем кабинет-министра И. П. Елагина(см. ЕЛАГИН Иван Перфильевич). В 1764 уехал в отпуск в Москву и тогда же написал первое самостоятельное произведение — комедию «Корион» (переработка «Сиднея» Грессе). На русской действительности основано сатирическое «Послание к слугам моим, Шумилову, Ваньке и Петрушке» (опубликовано в 1769). В Москве он закончил свою комедию «Бригадир» (1766, напечатана в 1786). Комедия стала известна при дворе, Фонвизин читал ее Екатерине II(см. ЕКАТЕРИНА II). Впервые на русской сцене явилась оригинальная пьеса со своими, русскими типами — Бригадир, Бригадирша, Советник, разговаривающими тем же языком, что и их зрители. Главная комическая пара — Иванушка и Советница — будто бы сошла со страниц сатирических журналов того времени, обличавших щеголей (петиметров) и модниц, пораженных галломанией. «Бригадир» надолго стал нарицательным именем, этот тип в русской литературе еще долго будет описываться с оглядкой на Фонвизина (полковник Скалозуб из «Горя от ума»). Завязались и литературные знакомства — с М. М. Херасковым(см. ХЕРАСКОВ Михаил Матвеевич), И. Ф. Богдановичем(см. БОГДАНОВИЧ Ипполит Федорович), Г. Р. Державиным(см. ДЕРЖАВИН Гаврила Романович).

    С 1769 Фонвизин становится секретарем Н. И. Панина(см. ПАНИН Никита Иванович), полностью разделяет его взгляды о необходимости конституционной монархии для России. Согласно устойчивой легенде, Фонвизин совместно с Паниным разрабатывал некий проект об ограничении самодержавия, который должен был подписать Павел Петрович при восшествии на престол (многие считали, что по достижении наследником совершеннолетия Екатерина уступит трон сыну). В 1777—78 Фонвизин с больной женой посетил Францию. Его письма под названием «Записки первого путешествия» («первого», так как позднее автор совершил еще путешествия в Германию и Италию, изданы в нач. 1800-х гг.) содержат немало ярких, запоминающихся картин, метких наблюдений, но в целом автор слишком уж критически отнесся ко всему французскому, как если бы испугался, что его самого заподозрят в галломании, которую он с таким жаром высмеивал.

    В 1781 написал (поставлена в сентябре 1782) комедию «Недоросль». По одному из свидетельств, «публика аплодировала пиесу метанием кошельков». Согласно литературной легенде, Потемкин, поздравляя его, сказал: «Умри, Денис, или больше ничего не пиши». Пьеса была новым словом в русской драматургии, это — первая русская социальная комедия. Сценические характеры и сюжетные ситуации, напоминая соответствующие элементы современной Фонвизину драматургии, предстают обогащенными, более живыми и сложными (находчивость лентяя и неуча «недоросля» Митрофанушки, трагический крах Простаковой). В отличие от предшествующих произведений Фонвизин для театра, где соблюдались основные признаки драматургии классицизма (принципы единства места, времени и действия, членение на пять актов, отчетливое деление на положительных и отрицательных персонажей), в «Недоросле» единство действия соблюдается поверхностно. В комедии достигнута яркая индивидуализация речи персонажей. В «Недоросле» чрезвычайно сильна и социальная критика: в изображении отрицательных сторон крепостного права писатель опередил не только современников, но и многих потомков. В речах Стародума автор излагает чрезвычайно важную для себя программу распространения Просвещения, борьбы с «невежеством», которое Фонвизин считал причиной всех русских недостатков и пороков.(см. БЕЛИНСКИЙ Виссарион Григорьевич)

    В. Г. Белинский(см. БЕЛИНСКИЙ Виссарион Григорьевич) полагал, что «русская комедия началась только с Фонвизина», Н. В. Гоголь(см. ГОГОЛЬ Николай Васильевич) назвал «Недоросля» «истинно-общественной» комедией. Реплики и речения комедии стали пословицами и афоризмами, их Пушкин(см. ПУШКИН Александр Сергеевич) использовал в качестве эпиграфов к некоторым своим произведениям, «Скотининых чета седая» является среди гостей в доме Лариных («Евгений Онегин»). В 1782 Фонвизин вышел в отставку вслед за Паниным. В 1783 он опубликовал «Опыт российского сословника», «Повествование мнимого глухого и немого», «Несколько вопросов, могущих возбудить в умных и честных людях особливое внимание». На «Вопросы», затрагивающие самую суть российских проблем, ответила сама императрица, причем по ее ответам видно, насколько эти вопросы вызвали ее неудовольствие.

    Фонвизин тяжело заболел в 1785 из-за смерти Панина, в том же году выехал за границу для лечения, которое не восстановило его здоровья. Тем не менее в 1788 он решил издавать журнал «Друг честных людей, или Стародум», для которого написал ряд статей. Разрешение на издание не было получено, статьи издавались много позже смерти писателя. Из статей для «Стародума» наиболее замечательна «Всеобщая придворная грамматика», которая распространялась в списках еще долгое время. Предсмертные произведения Фонвизин — комедия «Выбор гувернера» и драматический фельетон «Разговор у княгини Халдиной», восхитивший Пушкина. Фонвизин работал над автобиографией «Чистосердечное признание», оставшейся незаконченной.

  7. Источник: Энциклопедический словарь



  8. Сводная энциклопедия афоризмов

    Фонвизин Денис Иванович

    (1744/1745—1792 гг.) писатель, драматургА разве тот счастлив, кто счастлив один? Вообрази себе человека, который бы всю свою знатность устремил на то только, чтоб ему одному было хорошо, который бы и достиг уже до того, чтоб самому ему ничего желать не оставалось. Ведь тогда вся душа его занялась бы одним чувством, одной боязнию: рано или поздно сверзиться. Счастлив ли тот, кому нечего желать, а лишь есть чего бояться?Без знатных дел знатное состояние ничто.Без ума жить худо; что ты наживешь без него?Береги жену, не давай ей воли.В большом свете водятся премелкие души.В глазах мыслящих людей честный человек без большого чина — презнатная особа; добродетель все заменяет, а добродетели ничто заменить не может.Взятки запрещать невозможно. Как решать дело даром, за одно свое жалованье?Возможно ли тому статься, чтоб в книгах врали?Все равно, иметь ли мужа или быть связанной.Все состоит в воображении. Последуй природе, никогда не будешь беден. Последуй людским мнениям, никогда богат не будешь.Всякий найдет в себе довольно сил, чтобы быть добродетельну. Надобно захотеть решительно, а там всего будет легче не делать того, за что б совесть угрызала.В человеческом невежестве весьма утешительно считать все то за вздор, чего не знаешь.Две тысячи душ и без помещичьих достоинств всегда две тысячи душ, а достоинствы без них — какие к черту достоинствы.Для прихотей одного человека всей Сибири мало!Дурное расположение людей, не достойных почтения, не должно быть огорчительно. Знай, что зла никогда не желают тем, кого презирают, а обыкновенно желают зла тем, кто имеет право презирать. Люди не одному богатству, не одной знатности завидуют: и добродетель также своих завистников имеет.Женщины обыкновенно бывают целомудренны с людьми заслуженными, а с повесами редко.Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время.И сам не знаю я, на что сей создан свет!Как можно подумать, что Богу, который все знает, неизвестен будто наш табель о рангах?Как не быть довольну сердцу, когда спокойна совесть!Как судьбина милосердна! Она старается соединить людей одного ума, одного вкуса, одного нрава.Когда же то тебя так сильно изумляет,

    Что низка тварь корысть всему предпочитает

    И к счастию бредет презренными путьми, — Так, видно, никогда ты не жил меж людьми.Корыстолюбие делает из человека такие же чудеса, как и любовь.Корыстолюбие редко любовь побеждает.Ленивый боится при деле труда, а праздный не терпит самого дела.Ленивый бывает таковым больше от расположения тела, а праздный больше от расположения души.Много печатного вздору у нас не оттого, что больше стало еретиков, а разве оттого, что больше стало дураков.Молодой человек подобен воску.Надобно, чтоб муж твой повиновался рассудку, а ты мужу, и будете оба совершенно благополучны.Начинаются чины — перестает искренность.Наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло. Просвещение возвышает одну добродетельную душу.Невежда без души — зверь. Самый мелкий подвиг ведет его во всякое преступление.Не все ври, что знаешь.Не имей ты к мужу своему любви, которая на дружбу походила б. Имей к нему дружбу, которая на любовь бы походила. Это будет гораздо прочнее.Нельзя не любить правил добродетели. Они способы к счастью.Ум и наука подчиняются моде столько же, сколько сережки и пуговицы.

    Не тот богат, который отсчитывает деньги, чтоб спрятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нужного.Одно почтение должно быть лестно человеку — душевное, а душевного почтения достоин только тот, кто в чинах не по деньгам, а в знати не по чинам.О Клим! дела твои велики!

    Но кто хвалил тебя? Родня и две заики.Оставлять богатство детям? Умны будут — без него обойдутся; а глупому сыну не в помощь богатство. Наличные деньги — не наличные достоинства. Золотой болван — все болван.Прямо любочестивый человек ревнует к делам, а не к чинам; чины нередко выпрашиваются, а истинное почтение необходимо заслуживается; гораздо честнее быть без вины обойдену, нежели без заслуг пожаловану.Прямую цену уму дает благонравие. Без него умный человек — чудовище.Сердце человеческое есть всегда сердце, и в Париже и в России: оно обмануть не может.Совесть всегда, как друг, остерегает прежде, нежели как судья наказывает.Слава Богу, что на вранье нет пошлин! Ведь куда бы какое всем было разорение!Степени знатности рассчитаю я по числу дел, которые большой господин сделал для отечества, а не по числу дел, которые нахватал на себя из высокомерия; не по числу людей, которые шатаются в его передней, а по числу людей, довольных его поведением и делами.Счастлив, кто в старости сохраняет все свои чувства.Ты должен посвятить отечеству свой век,

    Коль хочешь навсегда быть честный человек.У кого чаще всех Господь на языке, у того черт на сердце.Честь есть душа супружеского согласия.В мое время, когда я еще был помоложе, народ был гораздо крупнее.Храбрость сердца доказывается в час сражения, а неустрашимость души во всех испытаниях, во всех положениях жизни. И какая разница между бесстрашием солдата, который на приступе отваживает жизнь свою наряду с прочими, и между неустрашимостью человека государственного, который говорит правду государю, отваживаясь его прогневать. Судья, который, не убояся ни мщения, ни угроз сильного, отдал справедливость беспомощному, в моих глазах герой.

  9. Источник: Сводная энциклопедия афоризмов



  10. Лермонтовская энциклопедия

    ФОНВ́́ИЗИН Денис Иванович (1745 или 1744—92), рус. писатель, основоположник рус. бытовой сатирич. комедии. «Недоросль» Ф. не сходил со сцены до 1840-х гг.; интерес к Ф. усилился после выхода Полн. собр. соч. (1830) и разысканий П. А. Вяземского (печатались с 1830). Воздействие драматургии Ф. на Л. незначительно. Однако образ Громовой («Menschen und Leidenschaften», 1830) создан в соответствии с традицией изображения на сцене жестоких помещиц, начатой Ф. (Простакова); в нек-рых диалогах драмы ощущаются следы чтения «Недоросля». Характеризуя в «Тамбовской казначейше» провинц. общество, Л. упомянул имя фонвизинского Митрофана (как нарицательное).Лит.: Яковлев, с. 172—73.

  11. Источник: Лермонтовская энциклопедия



  12. Москва (энциклопедия)

  13. Источник:



  14. Большой Энциклопедический словарь

    ФОНВИЗИН Денис Иванович
    ФОНВИЗИН Денис Иванович (1744 или 1745-1792) - русский писатель, просветитель. В комедии "Бригадир" (постановка 1770) сатирически изобразил нравы дворянского сословия, его пристрастие ко всему французскому. В комедии "Недоросль" (постановка 1782), этапном произведении русской литературы, Фонвизин, видя корень всех бед России в крепостном праве, высмеивал систему дворянского воспитания и образования. "Записки первого путешествия" (письма к П. И. Панину; опубликованы в 1800-х гг.) сыграли существенную роль в становлении русской прозы.

    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  15. Источник: