«Демут-Малиновский»

Демут-Малиновский в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Демут-Малиновский»

Источники

    Словарь Брокгауза и Ефрона

    Василий Иванович — скульптор, сын резного дела мастера, род. в СПб. 2 марта 1779 г. и шести лет от роду поступил в воспитанники имп. Акад. худ. Обучаясь в ней, получил две серебр. медали за успехи в леплении с натуры (малую в 1798 г. и большую в 1799 г.) и второстепенную золот. медаль (в 1880 г. за барельеф "Ангел выводит ап. Петра из темницы"), а по окончании в ней курса, в 1800 г., был награжден званием художника XIV кл. и большой золот. медалью, присужденной ему за исполненные вместе с двумя другими выпускными учениками академии два барельефа к памятнику Петра Великого, воздвигнутому в СПб. перед Михайловским замком. После того в течение двух лет оставался при акад. в качестве ее пенсионера и в это время, участвуя в конкурсе, объявленном тогдашним президентом акад. гр. А. С. Строгановым, сочинил и вылепил эскиз памятника профессору скульптуры Козловскому, доставивший ему вторично больш. зол. медаль. В 1803 г. отправился для дальнейшего совершенствования своего в ваянии в Италию; работая в Риме под наблюдением Кановы, вылепил барельеф "Геркулес и Омфала", статую "Нарцисса, смотрящегося в воду" и несколько голов и бюстов. В 1807 был вызван обратно в Петербург для исполнения скульптурных украшений здания биржи и Казанского собора и затем вскоре признан академиком. В 1808 г. был сделан адъюнкт-профессором, в 1813 г. повышен из этого звания в профессоры, в 1833 г. признан заслуженным профессором и, наконец, в 1836 г. — ректором академии по отделу скульптуры. Ум. в 1846 г. В истории русского искусства Д.-М. должно быть отведено видное место как художнику весьма талантливому, превосходно изучившему натуру и не позволявшему себе сильно отступать от нее в пользу господствовавшего в его пору псевдоклассицизма, в духе которого ему самому приходилось исполнять большинство своих произведений. Кроме того, он заслужил право на память в потомстве как наставник не одного поколения следовавших за ним русских ваятелей. Главные из работ, исполненных им по возвращении из Италии, — колоссальные статуи прор. Илии и ап. Андрея Первозванного (для Казанского собора, в СПб.), памятник фельдмаршалу кн. Барклаю-де-Толли в Юрьевском у., статуя "Русский Сцевола" (лучшее из всех произведений художника, наход. в муз. Акад. худ.), аллегорические группы, украшающие фасад спб. биржи, скульптурные украшения здания Адмиралтейства (испол. вместе с проф. С. Пименовым и худож. А. Анисимовым), барельефы с изображением четырех Побед и олицетворений рек Невы и Волги (для пьедестала Александровской колонны), несколько барельефов и две фигуры евангелистов в домовой церкви акад. худ., бюсты фельдмаршала Суворова, кн. Кутузова-Смоленского и трагического поэта Озерова.

    А. С-в.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    Василий Иванович [2(13).3.1779, Петербург, — 16(28).7.1846, там же], русский скульптор-монументалист. Учился в петербургской АХ (1785—1800) у М. И. Козловского (См. Козловский). Пенсионер АХ в Риме (1803—06). Преподавал в петербургской АХ (1808—36; профессор с 1813, ректор по отделу скульптуры с 1836). Выполненное Д. в период расцвета (начало 1810-х — начало 1830-х гг.) скульптурное оформление (совместно с С. С. Пименовым) ряда выдающихся архитектурных сооружений, построенных К. И. Росси, а также Биржи и Адмиралтейства относится к числу наиболее значительных произведений монументально-декоративной скульптуры русского Ампира (группа «Похищение Прозерпины» перед портиком Горного института, камень, 1809—11; фронтоны и барельефы Михайловского дворца, ныне Русский музей, гипс, камень, 1823—25; скульптурная группа на аттике арки Главного штаба на Дворцовой площади, листовая медь, 1827—28; и др.). Для работ Д. этого периода характерен мужественный, героический строй образов: торжественный ритм и ясность композиционных решений, органическое единство с архитектурой. Д. работал также в области станковой (в том числе портретной) и надгробной пластики (надгробия М. И. Козловского, мрамор, 1802, Музей городской скульптуры, Ленинград, и М. Б. Барклая-де-Толли, бронза, гранит, 1823, в Йыгевесте, близ г. Тырва в Эстонской ССР), выполнял памятники (памятник Ивану Сусанину в Костроме, бронза, 1841—43, открыт в 1851; памятник Барклаю-де-Толли в Тарту, сооружён по чертежам Д. в 1849).

    Лит.: Шмидт И., В. И. Демут-Малиновский, М., 1960.

    О. А. Алленова.

    В. И. Демут-Малиновский. «Похищение Прозерпины». Группа перед портиком Горного института в Ленинграде. Камень. 1809—11.

    В. И. Демут-Малиновский. Надгробие М. И. Козловского. Мрамор. 1802. Музей городской скульптуры. Ленинград.

    В. И. Демут-Малиновский.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.