Словарь Брокгауза и Ефрона

    село Московской губернии и уезда; жителей 245; дачное место на Московско-Нижегородской железной дороге. Завод русско-американского нефтяного производства с оборотом на 325 т. р.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    архитектурно-художественный ансамбль 18 в. (бывшая загородная резиденция графов Шереметевых). С 1960 — в городской черте Москвы (Перовский район). Композиция регулярного парка (около 30 га) с системой прудов и каналов и расположение построек сложились в основном к середине 1750-х гг. Ряд отступлений от симметрии в планировке парка и в группировке зданий придаёт ансамблю некоторую живописность, которую не изменили выстроенные во 2-й половине 18 в. здания в стиле классицизма (деревянный дворец, колокольня, «Эрмитаж»), усилившие репрезентативность общей композиции. Ансамбль создан крепостными архитекторами Ф. С. Аргуновым, А. Ф. Мироновым и Г. Е. Дикушиным при участии архитектора К. И. Бланка. Сохранились отделка и убранство многих интерьеров во дворце, «Итальянском» и «Голландском» домиках, в «Гроте»; в парке свыше 60 мраморных статуй и бюстов 18 в. С 1918 К. — музей-усадьба. В 1932 в К. был размещен Музей фарфора и стекла, образованный в 1918 в бывшем особняке А. В. Морозова в Москве. Национализированные частные коллекции русской и зарубежной керамики и стекла пополнились обширным собранием произведений советских мастеров. В 1938 оба музея были слиты под названием Музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века».

    Лит.: Глозман И. М., Тыдман Л. В., Кусково. М., 1966.

    И. М. Глозман.

    Кусково. План ансамбля: 1 — дворец (1769-75, под рук. арх. К. И. Бланка); 2 — церковь (1737—39) и колокольня (1792, арх. А. Ф. Миронов, Г. Е. Дикушин); 3 — кухонный флигель (1755, арх. Ф. С. Аргунов); 4 — «Грот» (1755—1775, арх. Ф. С. Аргунов); 5 — «Итальянский» домик (1754—55, арх. Ю. И. Кологривов, Ф. С. Аргунов); 6 — «Воздушный театр»; 7 — «Оранжерея» [1761—1764, арх. Ф. С. Аргунов(?)]; 8 — «Голландский» домик (1749—51); 9 — «Эрмитаж» (1765—67, при участии арх. К. И. Бланка); 10 — пруд с островом.

    Кусково. Общий вид усадьбы со стороны пруда.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Большой энциклопедический словарь

    КУСКОВО - усадебный ансамбль 18 в. в Подмосковье (с 1960 в черте Москвы). Принадлежал графам Шереметевым. С 1918 музей (с 1938 Музей керамики и "Усадьба Кусково XVIII века"). Включает дворец, построенный под руководством архитектора К. И. Бланка во 2-й пол. 18 в. в стиле классицизма, регулярный, украшенный скульптурой парк с павильонами - "Грот", "Оранжерея" (проекты крепостного архитектора Ф. С. Аргунова, 2-я пол. 18 в.), "Эрмитаж" (2-я пол. 18 в.), "Итальянский" (сер. 18 в.) и "Голландский" (сер. 18 в.) домики.

  5. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  6. Современная энциклопедия

    КУСКОВО, усадебный ансамбль 18 в. к востоку от Москвы (с 1960 в городской черте), бывшая загородная резиденция графов Шереметевых. С 1918 Музей (с 1938 Музей керамики и "Усадьба Кусково XVIII века"). Включает деревянный дворец (2-я половина 18 в., под руководством архитектора К.И. Бланка), регулярный парк с декоративной скульптурой и павильонами - "Грот", "Оранжерея" (2-я половина 18 в., проекты крепостного архитектора Ф.С. Аргунова), "Итальянский" и "Голландский" домики (оба середины 18 в.).

  7. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  8. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  9. Источник: Энциклопедия Брокгауза и Ефрона



  10. Энциклопедический словарь

    Куско́во

    усадебный ансамбль XVIII в. в Подмосковье (с 1960 в черте Москвы). Принадлежал графам Шереметевым. С 1918 музей (с 1938 Музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века»). Включает дворец, построенный под руководством архитектора К. И. Бланка во второй половине XVIII в. в стиле классицизма; регулярный, украшенный скульптурой парк с павильонами «Грот», «Оранжерея» (проекты крепостного архитектора Ф. С. Аргунова, вторая половина XVIII в.); «Эрмитаж» (вторая половина XVIII в.), «Итальянский» (середина XVIII в.) и «Голландский» (середина XVIII в.) домики.

    * * *

    КУСКОВО

    КУСКО́ВО, усадебный ансамбль 18 в. в Подмосковье (с 1960 в черте Москвы). Принадлежал графам Шереметевым(см. ШЕРЕМЕТЕВЫ). С 1918 музей (с 1938 Музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века»). Сооружен в 1740—70-х гг. крепостными архитекторами Ф. С. Аргуновым, М. Ф. Мироновым, Г. Е. Дикушиным и др. при участии К. И. Бланка(см. БЛАНК Карл Иванович). Сохранились: дворец, построенный в стиле классицизма(см. КЛАССИЦИЗМ), церковь Спаса Нерукотворного, колокольня, «Грот», «Итальянский» и «Голландский» домики, «Оранжерея», Эрмитаж, украшенный скульптурой парк.

    История возникновения

    Фельдмаршал и граф Борис Петрович Шереметев(см. ШЕРЕМЕТЕВ Борис Петрович) в 1715 приобрел у своего младшего брата подмосковное село Кусково. В купчей указано, что в селе имелись: «церковь деревянная..., четвертная пашня, и лec, и сенные покосы, и всякое угодье». Через некоторое время облик Кускова изменился: появились каменная церковь, плодовый сад, богато отделанный барский дом.

    Свой нынешний вид усадьба приобрела в середине 18 в., когда сын петровского фельдмаршала граф Петр Борисович Шереметев(см. ШЕРЕМЕТЕВ Петр Борисович) решил превратить подмосковную вотчину в дом для приема гостей, увеселений и праздников. Граф, получивший музыкальное образование в Париже, любил театр и знал толк в различных искусствах. Многомиллионное состояние позволяло ему не останавливаться перед огромными финансовыми затратами и привлекать к работам первоклассных архитекторов. Использовался и труд крепостных, собранных из различных имений: архитекторов, живописцев (Аргуновы(см. АРГУНОВЫ) и др.), резчиков, садовников.

    Наиболее трудоемкими были работы по осушению болот, однако уже к середине 1750-х гг. своими размерами и богатством убранства имение превзошло другие подмосковные усадьбы того времени. Центром архитектурного ансамбля стал дворец; рядом церковь Всемилостивого Спаса — самая ранняя из сохранившихся построек (1737—39; колокольня, 1792, архитекторы А. Ф. Миронов, Г. Е. Дикушин). Украшенный скульптурами фасад придает ей парадность, необходимую в соседстве с дворцом. За церковью находится служебное помещение — Кухонный флигель (1755, архитектор Ф. С. Аргунов), в регулярном пейзажном парке — скульптура и различные сооружения. Нарушение симметрии в планировке парка и в расположении построек придает ансамблю удивительную живописность.

    Дворец

    Дворец в стиле классицизма(см. КЛАССИЦИЗМ) был построен (1769—75, под руководством К. И. Бланка; в интерьере росписи 18 — начала 19 вв.) на месте «Старых хором». Вход во дворец решен в виде 6-колонного портика с двумя пологими пандусами вместо парадных лестниц. Портик и все здание дворца выполнены из дерева, фасады и интерьеры богато украшены деревянной резьбой. Боковые выступы фасада оформлены легкими декоративными портиками, с обеих сторон от дворца протянулась изящная металлическая решетка. Сохранились отделка и убранство многих интерьеров, более 60 мраморных статуй и бюстов 18 в.

    Парадную анфиладу залов открывает прихожая-гостиная. Ее стены были обиты голубым шелком, украденным отступающими французами во время Отечественной войны 1812(см. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 года). Интерьеры кусковского дворца представляют собой тщательно продуманный и мастерски выполненный ансамбль парадных залов и жилых помещений. При отделке интерьеров использовались дорогие материалы: бронза, шелк, ковры. Однако чаще применялась тисненая проклеенная бумага, которую затем красили или золотили, что было намного быстрее и дешевле (Малиновая гостиная, Столовая, Танцевальный зал).

    Большинство картин над дверями и каминами (как правило, копии с гравюр на мифологические и аллегорические сюжеты) выполнялись крепостными художниками. Самым нарядным помещением дворца является Малиновая гостиная. Ее украшает резная мебель работы крестьянских мастеров, китайские фарфоровые вазы, светильники из позолоченной бронзы с хрустальными подвесками, скульптура и живопись. Некоторые предметы изготавливались специально для этой гостиной. Рядом с Малиновой гостиной находится Парадная спальня, отделанная с особой пышностью (парадные залы, оформленные в виде спален, имелись во многих барских дворцах 18 в.).

    В картинной гостиной (типичное помещение для дворцов того времени) были собраны картины иностранных художников. При их расположении использовался «шпалерный» принцип, то есть картины вешались симметрично с учетом их размера и колорита, художественное качество во внимание не принималось. Живопись, как обои, покрывала поверхность стен.

    Танцевальный зал — самый большой и нарядный интерьер дворца: огромная картина-плафон(см. ПЛАФОН), множество зеркал, белая с позолотой отделка стен, прекрасный паркет, над дверями скульптурные десюдепорты(см. ДЕСЮДЕПОРТ), изображающие подвиги Муция Сцеволы. Игра света в хрустальных подвесках люстр и жирандолей, позолоченные гирлянды и венки из тисненой бумаги, украшения на каминах и филенках дверей создавали поистине феерическую картину.

    Парк

    Из окон дворца виден партер прекрасного кусковского парка (ныне парк «Кусково»), композиция которого с его системой прудов, каналов и построек сложилась к середине 1750-х гг. В 18 в. парк (около 30 га) состоял из регулярной и пейзажной части. Пейзажная часть (частично сохранилась), где культивировалось подражание естественной природе, располагалась севернее «Оранжереи».

    Планировка регулярной части парка имела строгие, прямые аллеи и дорожки и подчинялась геометрическому началу. Эти участки парка, расположенные по обеим сторонам партера, были уравновешены симметричной прокладкой дорожек и аллей. За партером регулярной части парка дорожки сходились, образуя многолучевые звезды, перспективу каждой дорожки замыкал садовый павильон или скульптура. В западной части парка были устроены качели, карусели, кегли и другие игры. В восточной части располагался так называемый воздушный театр. В центре партера установлена мраморная колонна с изваянием Минервы наверху.

    В парке растут липа, береза, дуб, клен, тополь, сохранились две живописные лиственницы 200-летнего возраста.

    Парковые павильоны

    Парковые павильоны, замыкающие аллеи, имеют выразительные фасады. Самым старым парковым сооружением Кускова является «Голландский» домик (1749—51). Его краснокирпичный фасад эффектно отражается в водах небольшого прудика. В оформлении интерьера использованы голландские изразцы начала 18 в.

    Эрмитаж — один из совершенных парковых павильонов русской архитектуры (1765—67, при участии К. И. Бланка) — предназначался для приема гостей без присутствия слуг, то есть для интимных и секретных встреч. Здание было оборудовано специальным подъемным столом, который накрывали в нижнем этаже и с помощью специального устройства поднимали на верхний, парадный этаж.

    Лучшее произведение Ф. С. Аргунова — павильон «Грот» — строился около двадцати лет (1755—75) и был закончен уже после смерти архитектора. Интерьер павильона имитирует сказочную подводную пещеру. Стены покрыты узорами из морских раковин и камней. «Грот» — единственный в России такого рода павильон с полностью сохранившейся отделкой интерьера.

    В «Итальянском» домике (1754—55, архитекторы Ф. С. Аргунов, Ю. И. Кологривов) интерьеры также прекрасно сохранились.

    Парадный партер замыкает протяженное здание «Оранжереи» (1761—64, архитектор Ф. С. Аргунов) — уникальное сооружение, в котором выращивались экзотические растения и фрукты, устраивались обеды.

    В труппе крепостного театра(см. КРЕПОСТНОЙ ТЕАТР) (здание не сохранилось) играла П. И. Жемчугова(см. ЖЕМЧУГОВА Прасковья).

    Во время Отечественной войны 1812 усадьба была разорена французами, в 1871 частично восстановлена. Как выдающийся памятник русской художественной культуры Кусково после 1918 было превращено в музей-усадьбу. В 1932 здесь был размещен музей фарфора.

    В 1938 оба музея были объединены под названием Музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века».

  11. Источник: Энциклопедический словарь



  12. Советская историческая энциклопедия

    архитектурно-художеств. ансамбль 18 в., с 1918 - музей (с 1938 - Гос. музей керамики и усадьба Кусково 18 в.); находится в юго-вост. части Москвы (станции Кусково, Вешняки). К. - подмосковная усадьба, с нач. 16 в. принадлежавшая роду Шереметевых, в сер. 18 в. была превращена в летнюю резиденцию, над строительством к-рой работали талантливый крепостной архитектор Ф. С. Аргунов, архитекторы Ю. И. Кологривов, К. И. Бланк и др. Сохранившаяся до наст. времени часть ансамбля включает дворец (1774) в стиле раннего рус. классицизма, украшенный скульптурой парк с павильонами - "Голландский домик" (1749), "Итальянский домик" (ок. 1755), "Оранжерея" (1761), "Эрмитаж" (1765), "Грот" (1775), а также церковь (1737), кухонный флигель и др. Во дворце находится ок. 800 художеств. памятников культуры: живопись (в т. ч. картины крепостных художников И. П. и Н. И. Аргуновых), скульптурные работы (Ф. И. Шубина, И. Юста), мебель, фарфор, хрусталь, ковры, декоративные ткани и др. Существовавший до нач 19 в. известный кусковский театр оказал влияние на развитие рус. сценич. иск-ва; в театральную труппу, состоявшую из крепостных актеров и музыкантов, входили П. И. Ковалева-Жемчугова, Т. В. Шлыкова-Гранатова, композитор С. А. Дегтярев. Репертуар труппы насчитывал до 116 опер, балетов, пьес.

    Собрание керамики в музее - одно из богатейших в мире Наиболее полно представлен рус. фарфор и нар. керамич скульптура 18-19 вв. Обширны коллекции испано-мавританского фаянса, итал. майолики, нем. и австр. фарфора 18 в., а также керамики франц., датской и др. работы. Богатая коллекция художеств. стекла.

    Лит.: Глозман И., Кусково, M., 1958, Ильин М. A., Москва, (М., 1963), с. 285-94, Алексеев Б. И. (сост.), Музей керамики Кусково Фарфор, M., 1958, Ростовцева Г. А., Кусково. Регулярный парк, M., 1958.

  13. Источник: Советская историческая энциклопедия



  14. Города России

    Образован в 1925, включён в состав города Перово в 1938.

  15. Источник: Города России



  16. Москва (энциклопедия)

  17. Источник:



  18. Большой Энциклопедический словарь

  19. Источник: