Словарь Брокгауза и Ефрона

    жители древнего палестинского города Гаваона. Во время наступательного движения Иисуса Навина, гаваонитяне прислали к нему послов, в запыленной и износившейся одежде, которые заявили израильским старейшинам, что прибыли из отдаленной страны, куда донеслись слухи о великих победах Израиля, и просили о заключении с ними союза. Израильтяне заключили с ними мирный договор, скрепленный взаимною клятвою. Только тогда обнаружилось, что послы пришли на самом деле из находившегося неподалеку города Гаваона. Договор, хотя и достигнутый хитростью, считался священным: жители Гаваона были пощажены, но в наказание за обман обращены были в рабов для исполнения религиозных обязанностей в скинии (Иис. Нав. IX гл.). В этом служебном положении Г. встречаются в библейской истории и в позднейшее время. Саул, во время припадка бешенства, подверг многих Г. избиению, за которое уцелевшие члены племени, при Давиде, жестоко отомстили потомству Саула. В последующее время о Г. уже не говорится, как об особом племени. В книге Неемии, между прочим, упоминаются гаваонитяне, помогавшие при восстановлении стен Иерусалима (Неем. III, 7); но полагают, не без вероятности, что здесь разумеются уже не древние гаваонитяне из племени евреев, а просто израильтяне, бывшие родом из Гаваона.

    А. Л.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Библейская энциклопедия Брокгауза

    Гаваонитяне, евеи, населявшие города см. Гаваон см. Беероф (1) см. Кефира и см. Кириаф-Иарим (Нав 9:17). Г. хитростью заключили союз с израильтянами, возглавляемыми Иисусом Навином (ст. 3-15). Благодаря этому союзу они, "остатки аморреев" (2Цар 21:2), могли жить среди израильтян, хотя и должны были рубить дрова и носить воду для скинии (Нав 9:16-27). Иисус Навин защитил их от аморреев (Нав 10:1-10). Саул предпринял попытку истребить Г. Мстя за зло, причиненное им Саулом, Г. потребовали от Давида, чтобы он выдал им семерых потомков Саула. Все семеро были затем казнены (2Цар 21:1-14). В 1Пар 12:4 гаваонитянином назван живший в Гаваоне вениамитянин.

  3. Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза



  4. Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    Гаваонит’яне — жители Гаваона, при этом во 2Цар.21:1 -4,9 имеются в виду коренные его жители — евеи (Нав.9:7 ), которые во 2Цар.21:2 названы аморреями. В 1Пар.8:29; 1Пар.9:35, очевидно, имеются в виду израильтяне, потомки Вениамина.

  5. Источник: Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.



  6. Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    (2Цар.21:1 ), Евеи - жители Гаваона, которые хитростью успели вступить в союз с И. Навином. Они отправили к нему послов, которые оделись в ветхую одежду и надели ветхую обувь, с сухим, заплесневелым хлебом в сумах и заплаченными мехами с вином, и таким образом притворно выдали себя за чужеземцев как бы из весьма отдаленной земли, На вопрос: кто они и откуда пришли? посланные отвечали Иисусу: мы, рабы твои, пришли из весьма отдаленной земли, так как много слышали мы о Иегове Боге твоем, о славе Его, и просим заключить с нами союз. Сим лживым показанием они обманули Иисуса Навина и старейшин, которые забыли вопросить Господа и не одумавшись заключили с ними союз, Договор был подтвержден клятвою торжественным образом и поддерживался Иисусом Навином, хотя народ и негодовал, когда узнал, что мнимые путешественники из весьма отдаленной земли принадлежали к Хананеянам, осужденным Богом на гибель. Впрочем, хотя из благочестивого уважения к торжественной клятве их жизнь и была пощажена, но тем не менее Иисус Навин и старейшины определили их исправлять на вечное время рабские обязанности у всего народа и особенно при Скинии, как то: рубить дрова и носить воду. Впоследствии из них образовался особенный разряд служителей при храме, известный под именем Нетинеев, т.е. данных. Позже сего Саул по ревности своей о потомках Израиля и Иуды умертвил множество Гаваонитян и тем нарушил союз, заключенный ими с Израильтянами, и торжественную клятву пред господом. Этот безрассудный поступок Саула вызвал гнев Божий, который тяжело отозвался на его доме: семь потомков Саула - два сына и пять внуков, выданные Давидом Гаваонитянам, были повешены ими в Гиве, городе Сауловом (2Цар.21:1,9). Затем о Гаваонитянах не упоминается в свящ. Писании. Упоминается только о нескольких лицах, происходивших от Гаваонитян, как например о Гаваонитянине Ишмаии, начальнике 30 храбрых Давида, Мелатии, помогавшем вместе с другими Гаваонитянами в восстановлении Иерусалимской стены в дни Неемии (Неем.3:7 ), Анании лжепророке, противнике Иеремии (Иер.28:1, 10, 12 и др.); но все означенные лица, как нужно полагать, были не столько потомки древних Евеев, сколько Вениамитяне, родившиеся в Гаваоне.

  7. Источник: Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.