Словарь Брокгауза и Ефрона

    Поль (Scarron, 1610—60) — франц. писатель. Вел беспорядочную, разгульную жизнь, пока ревматизм не обратил его почти в калеку; он был вынужден проводить значительную часть времени в комнате, нередко вынося страшную боль в суставах. Это несчастье не помешало ему усиленно заниматься литературною работою и проявлять в своих сочинениях редкое, не сломленное недугом остроумие. Не имея почти никаких средств к существованию, он должен был прибегать к покровительству меценатов, посвящая им свои произведения, добиваясь денежных пособий, пенсий и т. п. В 1652 г. С. женился на Франсуазе д'Обинье, будущей г-же Ментенон, скрасившей последние 8 лет его жизни. Как литературный деятель, С. выступал противником всего неестественного, приподнятого или приторного. Одним из самых популярных его сочинений был когда-то "Virgile travesti" (1648—53) — местами очень остроумная, местами грубоватая пародия на Энеиду, обошедшая всю Европу и вызвавшая подражания (напр. в Германии — шуточную поэму Блюмауера, у нас — перелицованные "Энеиды" Котляревского и Осипова). Немного раньше С. выпустил поэму "Typhon ou la Gigantomachie", в которой пародируются высокопарные героические поэмы. Ода "Hero et Léandre" представляет собою пародию на трескучие и бессодержательные произведения различных "одописцев". В лучшем сочинении С. — "Roman comique" (1649—57) — определенно сказывается его отрицательное отношение к тому искусственному жанру, который культивировали Д'Юрфе, Ла Кальпренед, г-жа Скюдери и др. Томным вздыхателям, селадонам и благородным, чувствительным рыцарям, которые тогда приводили в восторг читающую публику и считались наилучшими героями, противопоставлены здесь грубоватые, невоспитанные, иногда циничные, но зато выхваченные из окружающей действительности люди, говорящие простым языком, любящие все ясное, определенное, реальное, тесно связанные с тою средою и тем краем, где они родились и живут. Скитания труппы актеров по Франции дают С. возможность проявить свою наблюдательность, вывести целый ряд типичных, ярко обрисованных личностей, воссоздать провинциальную жизнь. Масса бытовых подробностей, касающихся, напр., актерской среды, представляют интерес и теперь, да и вообще благодаря остроумию и неподдельной веселости автора иные страницы романа могут быть с удовольствием прочитаны современною публикою. В "Roman comique" нет настоящей фабулы, которая придавала бы единство всему произведению; многочисленные эпизоды на каждом шагу прерывают главную нить повествования. Несомненно и то, что нередко мы находим у С. не простое, вполне объективное изображение реальной жизни, а несколько одностороннее, подчас даже карикатурное, отчасти приближающееся к типу "плутовского романа". Больше всего, однако, произведение С. является ярким образцом так называемого "genre burlesque" (от итальянского слова "burla" — "шутка, шалость"). Скаррону принадлежит довольно видное место в истории французской литературы XVII в.: его роман явился противовесом одностороннему господству тех произведений, авторы которых считали изображение неприкрашенной действительности чем-то низменным и недостойным хорошего писателя. Крайности и увлечения, в которые впадал С., были естественною реакциею против крайностей старой школы; в основе его творчества лежал зародыш разумного, здорового реализма. С. писал также комедии — "Jodelet, ou le maître valet" (1645), "L'héritier ridicule" (1649), "Don Japhet d'Arménie" (1653), "Le gardien de soi-même" (1655) и др., — сонеты, послания, мадригалы, собранные под общим заглавием "Poésies diverses". Полное собрание сочин. С. издано в 1737 г. в Амстердаме в нынешнем столетии, переизданы "Virgile travesti" (1858) и "Roman comique" (1857). — С творчеством С. были довольно хорошо знакомы некоторые русские писатели прошлого века; так, В. Майков в своей героико-комической поэме "Елисей, или раздраженный Вакх", несомненно подражал его манере; в первой песни этой поэмы попадается обращение к "душечке, возлюбленному Скаррону". О "Virgile travesti" имел понятие Ник. Осипов, когда писал свою "Энеиду, вывороченную на изнанку". В 1763 г. появился русский перевод "Roman comique" ("Веселая повесть"), сделанная В. Тепловым. — Ср. Paul Morillot, "S. et le genre burlesque" (Пар., 1888); H. Chardon, "La troupe du Roman Comique dévoilée" (Пар., 1876); Guizot, "Corneille et son temps" (отдельная глава посвящена С.), "Русская поэзия" (изд. под редакцией С. А. Венгерова, вып. II, V).

    Ю. Веселовский.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (Scarron)

    Поль (4.7.1610, Париж, — 7.10.1660, там же), французский писатель. Противник эстетики классицизма и прециозной литературы (См. Прециозная литература). Выступил со «Сборником бурлескных стихов» (1643), за которым последовали поэмы-Травести «Тифон, или Гигантомахия» (1644) и «Перелицованный Вергилий» (1648—52). Создатель нового жанра — бурлески (См. Бурлеска) и поэм-травести, он изображает наделённых человеческими пороками античных богов и героев. Поэмы вызвали множество подражаний. Славу С. принёс «Комический роман» (1651—57). В нём писатель даёт изображение быта и нравов провинциального общества. С. предпочитал французскому театру испанский и многое заимствовал из него в своих комедиях («Жодле, или Хозяин-слуга», пост. 1645, опубликована 1646; «Дон Яфет Армянский», пост. 1646). Искусство С.-комедиографа сыграло значительную роль в истории французской драматургии. Последними произведениями С. были его «Трагикомические новеллы» (изд. 1661).

    Соч.: CEuvres, v. 1—7, P., 1786; Théâtre complet, P., 1879; Poésies diverses, t. 1—2, 1947 — [1961]; в рус. пер. — Комический роман, предисл. Н. Кравцова, М. — Л., 1934; Трагикомические новеллы, предисл. В. Влюменфельда, Л., 1938; Комедии, предисл. В. Лозовецкого, М., 1964.

    Лит.: История французской литературы, т. 1, М. — Л., 1946, с. 396—99; De Armas F., P. Scarron, N. Y., [1972]; Cioranescu A., Bibliographie de la littérature française du XVII siécle, t. 3, P., 1966.

    Т. Г. Хатисова.

    П. Скаррон.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Литературная энциклопедия

    Скаррон

    СКАРРОН Поль (Paul Scarron, 1610—1660) — французский писатель. Р. в Париже, в семье советника парламента. По желанию отца стал в возрасте 19 лет аббатом. Вел веселый образ жизни в кругу поэтов, актеров и куртизанок. В 1634 отправился в Рим в качестве секретаря епископа Бомануар. В 1636 по его протекции был назначен каноником в Манс.

    Здесь после одной попойки в 1638 схватил острый ревматизм, навсегда лишивший С. возможности ходить. Вынужденный после смерти отца (1642) содержать сестру, С. сделал литературу своей профессией, но в силу литературных нравов эпохи ему приходилось пользоваться пенсиями сановников и подачками аристократов, к-рые видели в нем всего лишь талантливого шута.

    С. дебютировал в 1643 сборником бурлескных стихов («Recueil de quelques vers burlesques»), начавшим реакцию против прециозного стиля, господствовавшего во франц. литературе. С 1643 до 1646 С. снова жил в Мансе, где близко сошелся с труппой бродячих комедиантов, подбирая материал для своего лучшего произведения — «Roman comique» (Комический роман, 1651—1657).

    Вернувшись в Париж, С. примкнул к Фронде, этой последней попытке феодального дворянства ограничить королевскую власть. С. беспощадно бичует правителя Франции кардинала Мазарини в своих знаменитых стихотворных политических памфлетах — «Мазаринадах», дающих сатирическое изображение современной Франции, ее придворных интриг, финансовых спекуляций и чиновничьего произвола. «Мазаринады» представляли собой бурлескные перелицовки (травестии) известных литературных произведений и сюжетов. С. поплатился за них после Фронды своей пенсией в 1000 экю, к-рую ему ежегодно выплачивал до того Мазарини. Тщетно С. сделал попытку вернуть себе расположение Мазарини, посвятив ему свою бурлескную газ. «Придворная муза» (1654—1655). Он нашел себе нового покровителя в лице суперинтенданта (министра) финансов Фуке, к-рый назначил ему пенсию в 1600 ливров.

    С. — один из крупнейших мастеров комического во французской литературе. Его специальностью являлся однако чисто внешний, шутовской, буффонный комизм, основанный на карикатурном преувеличении и нарушении реальных пропорций изображаемого. Наиболее полное и целостное выражение он находил в так наз. бурлеске (см.), к-рую С. ввел во франц. литературу, прослыв «королем бурлески». Специфический для бурлески контраст возвышенной тематики и тривиального, низменного слога нашел яркое выражение в бурлескных эпопеях С. «Le Typhon, ou la gigantomachie» (Тифон, или борьба гигантов, 1644) и в особенности «Le Virgile travesti» (Виргилий наизнанку, 1648), наносивших сокрушительный удар античной тематике и всей сословно-дворянской эстетике классицизма. Олимпийские боги и герои «Энеиды» говорили здесь языком рыночных торговок, причем пользование низменным слогом влекло за собой также ряд соответствующих вариаций в сюжете, его вульгарную расцветку. Бурлески С. наносили удар также и прециозной поэзии, хотя в то же время отлично уживались с ней, по существу являясь только разными сторонами одного стилевого комплекса Барокко (см.).

    С литературой Барокко С. связан не только некоторыми формальными особенностями своей поэзии, но и самым ее существом, идеологической сердцевиной, поскольку основная политическая тенденция его поэзии, боровшейся с абсолютизмом, централизацией, рационалистической регламентацией и логической дисциплиной, объективно играла на-руку фрондирующим слоям феодальной знати и блокирующейся с нею части буржуазии. Не случайна поэтому тесная связь С. с наиболее феодальной из европейских лит-р — испанской. Сплошь под испанским влиянием (Лопе де Вега, Тирсо де Молина, Кальдерона) написаны буффонные комедии С., лучшие из к-рых — «Jodelet, ou maitre valet» (Жодле, или Слуга-господин, 1645), «Les boutades du capitaine Matamore» (Бахвальство капитана Матамора, 1646), «Don Japhet d’Armenie» (Дон Иафет Армянский, 1653), «L’ecolier de Salamanque, ou Les ennemis genereux» (Саламанкский школьник, 1654). Все эти пьесы, с прекрасно построенной интригой, остроумным диалогом и забавными шутками, оказали влияние на Мольера, Лесажа и Бомарше, хотя сами лишены политической остроты, присущей творчеству перечисленных комедиографов-сатириков.

    На общем баро`чном фоне лит-ой деятельности С. явственно выделяется его знаменитый «Комический роман». Правда, и здесь он связан с испанской лит-ой традицией, но в ее наиболее буржуазном жанре — плутовского романа. Подобно своему предшественнику Сорелю, к-рому он многим обязан, Скаррон дает преувеличенное буффонно-карикатурное изображение франц. провинции и актерской среды. Но в то же время С. ближе Сореля подходит к отображению жизненной правды своего времени. Его роман дает исключительно меткие зарисовки жизни средних и низших слоев франц. общества эпохи Фронды. Очень многие его персонажи списаны с натуры, имеют своих живых прототипов, к-рые раскрыты исследователями творчества С. (гл. обр. Шардоном). Вместе с романами Сореля и Фюретьера «Комический роман» раскрывает путь формированию раннего буржуазного реализма за пределами официального, канонизованного дворянского стиля — классицизма.

    Независимая позиция С., его отрицательное отношение к классицизму вызвало анафемы Буало, к-рые сильно помешали плодотворному влиянию С. на последующую литературу. Тем не менее «Комический роман» вызвал целую серию продолжений (сам С. не окончил его), а также подражаний и переложений. Лафонтен и Шанмеле превратили его в комедию «Ragotin» (Раготен) (1684), а Телье д’Орвиль (Le Tellier d’Orville) переложил его в стихи (1733). В XIXв. С. подражали Т.Готье («Капитан Фракасс») и отчасти Доде («Тартарен из Тараскона»).

    На русский яз. «Комический роман» был переведен с немецкого уже в 1763 Вас. Тепловым под названием «Шутливая повесть» (2чч.). Большим успехом и распространением в России XVIIIв. пользовались также бурлескные поэмы и стихи С. Ему подражал В.Майков в своей поэме «Елисей, или Раздраженный Вакх», а также Н.Осипов в свой «Энеиде, вывороченной наизнанку». Вообще жанр русской «ирои-комической поэмы» сложился не без влияния С.Библиография:

    I. Собр. сочин. Скаррона в оригинале вышли в Амстердаме в 1668, в 1737 (10тт.), в 1752 (7тт.) и в 1786 (7тт.). Критического собрания не существует. «Roman comique» переиздавался неоднократно; лучшие из новых изданий Под редакцией V.Fournel’я в изд-ве P.Jannet, P., 1857; Трагикомические повести, перев. с франц., 2чч., М., 1788; Смешные повести Забавного Скаррона, перев. с франц. И.Виноградова, 4чч., СПВ, 1801; Комический роман, предисл. и перев. А.В.Швырова, Под редакцией С.С.Трубачева, прил. к «Вестнику иностранной литературы», СПБ, 1901; То же, перев. и вступ. ст. Н.Кравцова, «Academia», М. — Л., 1934.

    II. ChardonH., La troupe du Roman Comique devoilee et les comediens de campagne au XVII s., P., 1876; HellgreweW., Syntaktische Studien uber Scarron’s Le Roman Comique, Diss., Jena, 1887; MorillotP., Scarron et le genre burlesque, P., 1888; BoislisleA., de, Paul Scarron et Francoise d’Aubigne, P., 1894 (вырезка из «Revue des questions historiques», tt.LIV, LVI); JusserandJ.J., Paul Scarron, в кн.: English essays from a French pen, L., 1895; ChardonH., Scarron inconnu et les types des personnages du Roman Comique, 2 vv., P., 1903—1904; MagneE., Scarron et son milieu, P., 1905 (переизд. в 1923); AlmerasH., Le Roman comique de Scarron (Les grands evenements litteraires), P., 1932; JeramecJ., La vie de Scarron, P., 1929; HockK.A., Der Realismus in Scarrons Roman comique, Bonner Diss., 1920; БорхсенниусЕ.И., Представители реального романа во Франции в XVII столетии, СПБ, 1888; СтороженкоН.И., Возникновение реального романа, «Северный вестник», 1891, №12; ЛесевичВ., Происхождение современного романа «Русская мысль», 1898, №11; ФрансА., Поль Скаррон, Полн. собр. сочин., т.XX. Литература и жизнь, М. — Л., 1931; Ирои-комическая поэма, ред. и прим. Б.В.Томашевского, Л., 1933 (в серии «Библиотека поэта», Под редакцией М.Горького).

    III. LansonG., Manuel bibliographique de l’histoire de la litterature francaise moderne, P., 1925. См. также библиографию к ст. Сорель.

  5. Источник: Литературная энциклопедия