Словарь Брокгауза и Ефрона

    (Марк Випсаний) — римский полководец и государственный муж незнатного происхождения; род. 63 г. до Р. Х.; воспитывался с Октавианом и смолоду был с ним в дружеских отношениях. Начал политическое поприще в 43 г., выступив обвинителем Кассия в убийстве Цезаря. Снискав безграничное доверие Октавиана успехами в Перузинской и Галльской войнах и назначенный 37 г. консулом, в след. году разбил Секста Помпея при Навлохе. Когда возгорелась война между Октавианом и Антонием, А. весною 31 г. принял главное начальство над флотом; осенью того же года выиграл сражение при Акциуме (см. это сл.), доставившее Октавиану единодержавие. Пока последний занят был преследованием Антония, А. отправился в Рим с неограниченным полномочием и в союзе с Меценатом принимал все меры к обеспечению могущества императора. В 29 г., по возвращении в Рим, Октавиан осыпал А. разными почестями. Для предупреждения раздоров с завистливым Марцеллом, племянником и зятем Октавиана, А. принужден был удалиться в Азию и проживал как бы в ссылке в г. Митилене, получив, однако, назначение правителя Востока. После смерти Марцелла А. был переведен в Сицилию. Октавиан не только возвратил ему прежнее расположение, но, дабы еще более укрепить дружбу А. к нему, выдал за него свою дочь Юлию, вдову Марцелла. В 19 г. А. был отправлен в Паннонию для усмирения вспыхнувшего там мятежа; на обратном пути он захворал в Катании и ум. 12 г. до Р. Х. Рим обязан ему многими украшениями и полезными сооружениями (напр. устройством водопроводов). А., обладавший тонким художественным вкусом, покровительствовал образовательным искусствам и преимущественно зодчеству. Под его руководством было произведено измерение и нанесение на карту всей Римской империи; об этих работах находится описание в "Commentarii Agrippae". Ср. Франдзен "Marcus Vipsanius A." (Альтона, 1836); Мотте, "М. Agrippa" (Гент, 1872).

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    Марк Випсаний (Marcus Vipsanius Agrippa) (родился около 63 — умер 12 до н. э.), римский полководец и государственный деятель, сподвижник Августа. Одержал ряд крупных побед во время борьбы Октавиана Августа за власть: в 41 в Перузинской войне (См. Перузинская война), в 36 при Милах и Навлохе — во время войны с Секстом Помпеем, в 31 у м. Акций — во время войны с Антонием (См. Антоний) и Клеопатрой. В 20—19 подавил восстание испанских племён. Был ближайшим помощником Августа в государственных делах и с 21 (после вступления в брак с дочерью Августа Юлией) его соправителем. Известен своими постройками в Риме (водопровод, храм Пантеон, термы и др.) и Галлии. Автор не дошедших до нас автобиографии и географических комментариев, использованных античными авторами Страбоном и Плинием Старшим.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Философская энциклопедия

    АГРИППА

    (греч. Ἀγρίππας, лат. Agrippa) (1–2 вв.) – древнеримский философ, представитель позднейшего скептицизма, входящий в одну группу с Энесидемом и Секстом Эмпириком. Об А. известно только то, что он к 10 "тропам воздержания" (аргументам против возможности постижения истины) Энесидема прибавил еще 5 (Diog. L. IX 88). Эти же 5 тропов излагал и Секст Эмпирик ("Пирроновы положения", рус. пер., СПБ, 1913), к-рый, не называя самого А., говорил о младших скептиках. Первый троп – "о противоречии", когда из наличия противоречивых и несогласуемых мнений по к.-л. вопросу делается вывод о необходимости вообще воздерживаться от суждения по данному вопросу. Второй троп – "об удалении в бесконечность", когда оказывается, что одно суждение основывается на другом, другое – на третьем, третье – на четвертом и т.д. Третий троп – "об относительности" – сводится к утверждению того, что все существует не само по себе, а только в отношении познающего субъекта и потому не является чем-нибудь определенным. Четвертый троп – "о предположении", когда исходят из какого-нибудь недоказуемого предположения с целью избежать "удаления в бесконечность". Наконец, пятый троп – "о взаимной доказуемости" (в совр. терминологии "предвосхищение основания" – petitio principii, см. Логические ошибки).

    Этими пятью тропами Р. стремился доказать пессимистич. мысль скептиков о необходимости воздержания от суждений, т.к. никакая мысль не представима без этих тропов. Ленин отмечал в них диалектич. момент, направленный против догматизма (см. В. И. Ленин, Соч., 4 изд., т. 38, с. 296).

    Лит.: Ленин В. И., Философские тетради, Соч., 4 изд., т. 38, с. 293–97; История философии, т. l, [M.], 1940, с. 359–60; Рихтер Р., Скептицизм в философии..., т. 1 СПБ, 1910; Zеller E., Die Philosophie der Griechen, Tl 3, Abtl. 2, 5 Aufl., Lpz., 1923, S. 47–49.

    А. Лосев. Москва.

    II

    (Agrippa) Н е т т е с х е й м с к и й (Генрих Корнелий Агриппа из Неттесхейма, деревни к С. от Кёльна) (14 сент. 1486 – 18 февр. 1535) – нем. гуманист. А. сочувствовал Реформации, хотя открыто не примкнул к протестантизму; вел энергичную полемику с монахами и подвергался за свое свободомыслие преследованиям духовенства. В 1519 А. выиграл процесс женщины, обвинявшейся инквизицией в колдовстве. В соч. "О сокровенной философии" ("De occulla philosophie libri III"), написанном в юности и напечатанном впервые в 1531–33, А. попытался изложить учение о магии, основанное на представлении о всеобщей связи вещей. В соч. "О недостоверности и тщете всех наук и искусств" ("De incertitudine et vanitate omnium scientiarum et artium", 1530) A. подвергал критике тогдашние науки и "искусства" (в том числе лжемагию, или чернокнижие). Оба сочинения в 16 в. были внесены церковью в индекс запрещенных книг. Большой историко-культурный интерес представляет переписка А. Противоречивая фигура А. была изображена В. Брюсовым в романе "Огненный ангел".

    Соч.: Opera, t. l–2, Lyon, 1660.

    Лит.: Opсье Ж., Агриппа Неттесгеймский, знаменитый авантюрист XVI в.. пер. [с франц.], М., 1913; Prost Α., Les sciences et les arts occultes au XVI siècle. Corneille Agrippa, sa vie et ses oeuvres, v. 1–2, P., 1881–82.

    В. Зубов. Москва.

  5. Источник: Философская энциклопедия



  6. Энциклопедический словарь

    Агри́ппа

    (Agrippa) (около 63 — 12 до н. э.), римский полководец, сподвижник Августа. Известен постройками в Риме (водопровод, Пантеон, термы) и в Галлии.

  7. Источник: Энциклопедический словарь



  8. Библейская энциклопедия Брокгауза

    Агриппа см. Ирод Агриппа.

  9. Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза



  10. Советская историческая энциклопедия

    см. Випсаний Агриппа.

  11. Источник: Советская историческая энциклопедия



  12. Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    (человек, который при своем рождении причиняет боль) (Деян.25:13 ) - сын и преемник Ирода гонителя (Деян.12:1 ). Порций Фест, преемник Феликса по управлению Иудеею, прибыл в Кессарию, и в бытность его там в Кессарию прибыл также Агриппа (бывший правителем или прокуратором некоторых восточных провинций Римской Империи), вместе со своею сестрою Вереникою для того чтобы поздравить его с восшествием на престол. Во взаимной беседе они между прочим коснулись ап. Павла, находившегося тогда в заточении в Кессарии, и так как его чудеса были весьма замечательными, то Фест сообщил подробный рассказ об оных Агриппе, и возбудил в нем сильное любопытство увидать и послушать его. Фест, с одной стороны, чтобы удовлетворить просьбу своих знаменитых друзей, а с другой, чтобы иметь предлог выпытать у Павла главный предмет его жалоб, дабы он мог сообщить о них Кесарю, которому апостол представил оные на рассмотрение, взошел с большою свитою на трибуну и, окруживши себя главными сановниками города, приказал привести ап. Павла пред свое лице. Когда великий апостол явился пред ними, то Фест, обращаясь особенно к Агриппе, указал на причины, по которым он востребовал Павла пред свое лице, и таким образом дал своевременный случай самому ап. Павлу изложить пред Агриппою свое дело, что он и сделал с беспримерною силою и красноречием. Фест мог опровергнуть его доказательства единственно только обвинением в безумстве; но Агриппа, на совесть которого Павел произвел, хотя очень резкое, но вместе с тем сильное впечатление, был вынужден невольно произнести следующие замечательные слова: "ты немного не убеждаешь меня сделаться христианином" (Деян.26:28 ). Павел заключил свою речь убедительнейшим обращением к царю; затем собрание разошлось, и об Агриппе в кн. Деяний не упоминается более ничего, кроме одного выражения с изъявлением его сожаления (Деян.26:32 ), что этот верный и красноречивый апостол не мог быть освобожден.

  13. Источник: Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.



  14. Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    Агр’иппа (Деян.25:13,22-26; Деян.26:1,2,7,19,27,28,32) — Ирод Агриппа 2, сын Ирода Агриппы 1, правитель фактически над всей Палестиной с 48 г. до 100 г. (см. Ирод,ж)

  15. Источник: Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.



  16. Реальный словарь классических древностей


    • Agrippa,

    1. M. Vipsanius (Vipstanus) (о значении слова см. Plin. 7, 6, 45), родился в простой, незнатной семье в 63 г. до Р. X. Tac. ann. 1, 3. Vell. Pat. 2, 96. Сделался близким другом Октавиана, будущего императора Августа, своего ровесника, с которым они вместе учились в Аполлонии. Nep. Att. 12, 1. Здесь они получили известие об убиении Цезаря, и А. с тех пор стал доверенным лицом у Октавиана, служа ему искусно и успешно и в военных и в мирных делах. По внушению А., Октавиан отправился в Рим. Здесь А. обвинял Кассия, как убийцу Цезаря, в 43 г. до Р. X. (Plut. Brut. 27); с отличием участвовал в перузинской войне (41 г. до Р. X.) и затем сделался претором. App. b. с. 5, 31 слл. Dio Cass. 48, 20. Horat. Od. 1, 6. Потом подавил восстание аквитанов в Галлии (App. b. с. 5, 92. Eutr. 7, 5) и первый, после перехода Цезаря через Рейн, проник в Германию (Dio Cass. 48, 49. Tac. ann. 12, 27). По возвращении из похода в 37 г. до Р. X. сделался консулом. Во время войны против Секста Помпея выстроил флот и основал военную гавань в Байях. Diod. Sic. 4, 22. Suet. Oct. 16. Dio Cass. 48, 49 сл. B 36 г. до P. X. одержал победу при Навлохе (Dio Cass. 49, 2. Vell. Pat. 1, 79), где употребил в дело введенные им высокие корабельные башни и улучшенный гарпаг (αρπαξ) (App. b. с. 5, 118); наградой ему за победу была corona rostrata; успешно сражался А. вместе с Октавианом против далматов и иллирийцев (35 и 34 гг. до Р. X.) и затем сделался эдилом; в этой должности ему удалось найти прекраснейшее приложение своей страсти к постройкам; он, между прочим, очистил старые водопроводы Рима и провел новые. Dio Cass. 49, 42. 57, 11. Becker, röm. Alterth. I, стр. 703. Военному таланту А. Август обязан был победой при Акциуме, которая сделала его владыкой Римской империи. Plut. Ant. 66. Vell. Pat. 2, 85. Dio Cass. 51, 2 слл. После этого Α., вполне согласно с желаниями Августа, устроил управление Италией, 30 г. до Р. X. Август отдал ему руку своей племянницы Марцеллы и предоставил высшие государственные должности — консульство и цензуру. Tac. ann. 1, 3. Ρlut. Ant. 87. Suet. Oct. 27. Dio Cass. 53, 1. B 23 г. до Р. X. он поручил Α., не ладившему со своим шурином Марцеллой, управление Сирией, куда А., впрочем, послал только своего легата, оставаясь сам в Митилене на Лесбосе. Suet. Oct. 66. Dio Cass. 53, 32. По смерти Марцелла, вскоре затем последовавшей, вернулся в Рим, сделался в 20 г. до Р. X. префектом, усмирил восстание в Галлии и победил или, вернее, совершенно уничтожил кантабров в Северной Испании, но почестей триумфа не принял. Horat. ер. 1, 12, 26. Dio Cass. 54, 28. Вообще, он был ближайшим помощником Августа в деле управления; Август поэтому и усыновил детей А. Гайя и Люция и назначил их своими преемниками. Suet. Oct. 64. Tac. ann. 1, 3. A. после развода своего с Марцеллой в 23 г. до Р. X. женился на дочери Августа Юлии, вдове Марцелла (Suet. Oct. 63). О вторичном пребывании А. на востоке, особенно о его походе на Киммерийский Босфор, нам очень мало известно (Dio Cass. 54, 24). В 13 г. до P. X. ему была продолжена еще на пять лет полученная им прежде трибунская власть. Но уже в следующем году он умер 51 года от роду в Кампании, на обратном пути из Паннонии, куда Август посылал его для усмирения восстания. Dio Cass. 54, 28. Август почтил его память великолепными похоронами. А. был не только великим полководцем и государственным человеком, но и значительным писателем, особенно по землеведению. Он, кажется, принимал значительное участие в межевании империи, предпринятом по приказанию Августа. ср.: Ritschi Rhein. Mus. I, стр. 481-532. Petersen m. ж. VIII, стр. 161-210, 277-403. IX. 85-106. Gutschmid m. ж. XII, стр. 619. Может быть, он велел поместить первую ландкарту в одном портике. Из его сочинений, между которыми упоминается и автобиография, до нас дошли незначительные отрывки. Большие услуги оказал он городу Риму устройством водопроводов и очищением клоак (Plin. n. h. 36, 24, 3); украсил город (26 г. до Р. X.) портиками, термами и садами, особенно же построением Пантеона (см. Roma, 18, Рим); и в Галлии во время своих походов он из Лугдуна (Лиона), как центра, проложил несколько больших дорог, а в Немавсе (Nisme) устроил великолепный водопровод и бани, которые отчасти сохранились до сих пор. Он же первый возбудил вопрос о том, чтобы частные собрания художественных произведений сделать доступными для публики. Монографии: P. S. Frandsen (1836), Müllenhoff, über die Weltkarte und Geographie des Augustus (1856);

    2. Agrippa Postumus, сын M. Випсания Агриппы и Юлии, дочери Августа, родился по смерти отца. Был сослан Августом на остров Планасию 760 u. с. (7 г. от Р. X.). Vell. Pat. 2, 112. Tac. ann. 1, 3, а после смерти Августа умерщвлен, может быть по наущению Ливии, которая для интересов сына своего Тиберия считала опасным А., как единственного внука Августова. Tac. ann. 1, 6.

  17. Источник: Реальный словарь классических древностей



  18. Античная философия

    АГРИППА (Ἀγρίππα) (1 в. до н. э./1 в. н. э.), философ-скептик, последователь Энесидема. А. традиционно приписывают 5 скептических «тропов» (от греч. τρόπος - способ, модус) воздержания от суждений. Согласно изложению у Диогена Лаэртия (IX 88-89), 1-й троп А. говорит о наличии разногласий между людьми (ὁ ἀπὸ τῆς διαφωνίας [τρόπος]): «Что бы ни было предложено для философского или нефилософского обсуждения, будут величайшие споры и раздоры»; 2-й - об уходе доказательства в бесконечность (ὁἐἰς ἄπειρον ἐκβάλλων): «нельзя достоверно ничего изучить, одно удостоверяется через другое, и так до бесконечности»; 3-й - об относительности познания (ὁ ἀπὸ τοῦ πρός τι): «ничто не воспринимается само по себе, но только через другое; отсюда вытекает его непознаваемость»; 4-й - о гипотетическом характере знания (ὁ ἐξ ὑποθέσεως): «исходные начала приходится принимать в качестве достоверных и не искать для них обоснования; но все это напрасный труд, ведь любой может предположить противоположное»; 5-й - о круге в доказательстве (ὁ δι' ἀλλήλων): «то, что нужно исследовать, удостоверяется через достоверность самого исследуемого предмета». Пять скептических тропов несколько более подробно излагаются у Секста Эмпирика (Sext. Pyrrh. I 164-177), сокращением изложения которого является текст Диогена. Последовательность тропов и их содержание в обоих источниках почти идентичны; отличие имеется в описании 3-го тропа: у Диогена речь идет о соотнесенности предмета познания с другими предметами, у Секста - о соотнесенности предмета познания с познающим, которому он может являться то так, то иначе (I 167).

    Между тем характер упоминания об А. у Диогена оставляет сомнения в реальном существовании скептика Агриппы. Диоген пишет о неких «последователях Агриппы» (οἱ περὶ Ἀγρίππαν), однако имени А. нет в преемстве поздних пирронистов (IX 116, от Энесидема до Секста Эмпирика и Сатурнина); зато он упоминает о книге «Агриппа» некоего Апеллеса (IX 106) - в ряду представителей младшего поколения учеников Энесидема, вместе с Антиохом Лаодикейским, учеником Зевксида. Секст Эмпирик также не упоминает имени Α., а пять скептических тропов приписывает традиции «младших скептиков» (οἱ νεώτεροι σκεπτικοί, Ι 164; возможно, именно Зевксиду, Антиоху и Апеллесу).

    Лит.: Richter R. Die erkenntnistheoretischen Voraussetzungen des griechischen Skeptizismus, -PhStud20,1902, S. 246-299; Chatzilysandros Α. Ε. Geschichte der skeptischen Tropen. Münch., 1970; Annas J., Barnes J. The Modes of Scepticism. Camb., 1985; Caujolle-Zaslawsky F. Agrippa, - DPhA I, 1989, p. 71-72. См. тж. общ. лит. к ст. Скептицизм.

    М. А. СОЛОПОВА

  19. Источник: Античная философия



  20. Словарь церковнославянского языка

  21. Источник: