Словарь Брокгауза и Ефрона

    Адольф Львович (Henselt) — замечательный пианист, талантливый педагог и композитор (1814-1889). Король Людвиг Баварский дал средства Г. отправиться в Веймар, чтобы заниматься у знаменитого в то время Гуммеля. Не сойдясь с Гуммелем, Г. продолжал изучение музыки в Вене. В 1838 г. Г. приехал в Петербург, где состоял придворным артистом императрицы Александры Федоровны. В 1857 г. был назначен учителем музыки и инспектором преподавания ее во всех женских институтах. Несколько лет редактировал музыкальный журнал "Нувеллист". В последние годы жизни был профессором в Петербургской консерватории. 21 марта 1888 г. праздновалось пятидесятилетие его музыкальной деятельности в России. Из его сочинений исполняются до сих пор фортепианный концерт с оркестром, аранжировки сочинений Вебера, Шопена и др. и разные мелкие фортепианные пьесы. Игра Г. отличалась замечательным легато, выработанностью туше и редкой отделкой деталей.

    Н. С.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    Адольф Львович (12.5.1814, Швабах, Бавария, — 10.10.1889, Вармбрунн, Силезия), русский пианист, педагог и композитор. Родился в немецкой семье. В 1836 начал концертную деятельность в Берлине. С 1838 жил в Петербурге, занимаясь преимущественно преподаванием игры на фортепьяно (среди его учеников — В. В. Стасов, И. Ф. Нейлисов, Н. С. Зверев). В 1872—75 редактор музыкального журнала «Нувеллист»; в 1887—88 профессор Петербургской консерватории. Игра Г. отличалась тонкой художественной выразительностью, тщательной отделкой деталей и замечательным техническим мастерством. Фортепьянные произведения Г. (свыше 40 опусов) мелодичны, изящны (особенно выделяются этюды, блестяще разработанные в пианистическом отношении), но подчас носят налёт салонной виртуозности. Г. принадлежит множество редакций, переложений и обработок для фортепьяно (в т. ч. обработки русских народных песен и произведений русских композиторов). Автор инструктивно-педагогического сочинения «На многолетнем опыте основанные правила преподавания фортепианной игры» (1868).

    Лит.: Ф. [Финдейзен Н.], Адольф Гензельт, «Русская музыкальная газета», 1899, № 37; Алексеев А., Русские пианисты. Очерки и материалы по истории пианизма, в. 2, М. — Л., 1948; Музалевский В., Русская фортепианная музыка. Очерки и материалы по истории русской фортепианной культуры, Л. — М., 1949.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.