Словарь Брокгауза и Ефрона

    также Дубравский (Иосиф Dobrovsky) — знаменитый славяновед, один из наиболее замечательных представителей чешского возрождения конца XVIII и начала XIX вв. Сын вахмистра драгунского полка; род. 17 августа 1753 г. в Венгрии, в походном лагере. Чех по происхождению, он получил начальное образование на немецком языке. Только в 10 лет он успел вновь научиться по-чешски от товарищей по Августинской латинской школе в Немецком Броде, куда он был помещен в 1763 г. Позднее Д. поступил в Иезуитскую коллегию в Клатове, а затем в Пражский унив. (1768). Выдающиеся дарования Д., его умение оппонировать на диспутах и успехи в богословских науках обратили на молодого ученого внимание иезуитов; он вступил в иезуитский новициат (1772), но через год, вследствие закрытия новициата, вышел из состава ордена и вернулся на богословский факультет Пражского унив. В 1776 г. Д. был приглашен учителем к детям графа Ностица, у которого он провел лучшие годы своей жизни (1776—1787), здесь он имел и досуг, и удобную обстановку для научных трудов, и общество лучших представителей чешской интеллигенции. Научно-литературные труды, начатые им в эти годы, первоначально имели богословский характер; в них знаменитый впоследствии "патриарх славяноведения" выступил как превосходный исследователь текстов св. Писания, знаток рукописей и специалист по еврейскому языку. С 1779 г. в направлении научной деятельности Д. совершается постепенно поворот к чешской национальной науке, к изучению чешской истории, литературы, древностей и языка. Этому повороту способствовало начавшееся в то время пробуждение чешского национального духа; в частности на Д. сказалось влияние богослова-ориенталиста Дуриха и особенно Фр. Пельцеля, заведовавшего воспитанием детей гр. Ностица. Д. стал окончательно в ряды славяноведов и предпринял в Праге ряд повременных изд.: "Böhmische Litteratur", "Böhmische u. Mährische Litteratur", "Litterarisches Magazin für Böhmen u. Mähren". В 1786 г. Д. был определен вице-ректором Генеральной семинарии в Градище (в Моравии), для чего принял священство. Вопреки общему мнению о "неудобстве характера" Д. для прохождения официальной службы — мнению, сложившемуся благодаря его резкой и беспощадной научной критике (в издававаемых им журналах) и вмешательству в споры о реформах в положении духовенства, — Д. составил себе на службе вполне благонадежную репутацию и в 1789 г. был утвержден ректором Градищенской семинарии, где и оставался до самого закрытия Семинарии в 1790 г. В 1792 г. Д. был отправлен Чешским королевским обществом в научную командировку. С целью исследования истории, языка и литературы славян он объехал Германию и Швецию, посетил Петербург, Москву, Варшаву и Краков, где работал в архивах и библиотеках. Результаты путешествия им описаны в книге: "Literarische Nachrichten von einer Reise nach Schweden und Russland". В следующем году Д. совершил путешествие по Венгрии, Австрии, Сев. Италии; небольшие экскурсии по Чехии и Моравии, с целью изучения славянства, он предпринимал довольно часто. Для той же цели он имел корреспондентов по всем славянским землям. Он любил уделять свое время обучению славяноведению: так, одно время у него собиралась университетская молодежь, с Ганкой во главе; позже он преподавал в Пражской семинарии лужицкий язык; все это он делал безвозмездно. Последние годы жизни Д. часто страдал душевной болезнью, мешавшей его научным занятиям; во время ее приступов на Д. находили сомнения в ценности его трудов и он спешил жечь находившееся у него в руках. Так погиб его лужицкий словарь. Д. ум. 5 янв. 1829 г. Он был членом Российской акад. и СПБ. вольного общества любителей русской словесности. Главное значение деятельности Д. заключается в постановке на строго научную почву славяноведения как науки, изучающей славянское племя во всех проявлениях его духовной жизни. Труды Д. по славяноведению распадаются на труды исторические (следует особенно отметить "Ueber die ältesten Sitze der Slawen in Europa", "Kyrill und Method, der Slaven Apostel", "Scriptores rerum Bohemicarum"), труды по изучению народной словесности (" Č eskych p ř slovj zbjrka"), труды по истории литературы ("О начале распространения книгопечатания в Богемии", "О древности чешского перевода Библии"), по изучению древних памятников ("Literarische Nachrichten") и по языкознанию (замечательный труд: "Institutiones linguae slavicae dialecti veteris", "Чешско-немецкий словарь" и др.). Нельзя не отметить также двух научных сборников Д.: "Slavin" и "Slovanka", представляющих собой богатейший запас сведений по этнографии, мифологии, истории, литературе и языку славян. Крайне ценные для науки, труды Д. вместе с тем имели большое значение в деле чешско-славянского возрождения XVIII — XIX в. Они были в этом отношении гораздо важнее, чем думал сам Д., считавший невозможным, даже ненужным оживление чешской народности, смотревший на чешскую старину, язык и литературу, как на предмет только научного исследования. "Оставьте мертвых в покое", — говаривал он — но незаметно для самого себя сам поднимал из гробов своих предков и, разрабатывая и восстанавливая чешскую и славянскую старину, изучая разные славянские народы, соединяя их таким образом в одно целое, невольно способствовал идее славянской взаимности, в практическую осуществимость которой не верил. Недоверчивость Д. к силам чехов, особенно в последние годы его жизни, после отрицания им подлинности знаменитого "Суда Любушина", восстановила против него молодых, пылких чешских патриотов — Юнгмана, Ганку, Челяковского, даже Палацкого и Шафарика. Д. казался им "славянствующим немцем" (выражение Юнгмана), не желающим даже писать по-чешски, а предпочитающим немецкий и латинский языки. Это враждебное отношение доставило немало огорчений Д., но не изменило его воззрений до самой смерти.

    Ср. Брандля, " Ž ivot Josefa Dobrovskeho" (Бонн, 1883), и Ив. Снегирева, "Иосиф Д." (Казань, 1884 — здесь тщательно собрана и библиография). Рецензии на последнее сочинение см. в "Ж. M. H. Пр.", 1884 г., № 8.

    В. С—ий.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (Dobrovský)

    Йосеф (17.8.1753, Дьярмат, близ Дьёра, Венгрия, — 6.1.1829, Брно), чешский просветитель, один из основателей славяноведения и деятелей чешского Возрождения. В 1768—76 учился на философском, затем на богословском факультетах Карлова университета в Праге. С 1784 член Королевского общества наук в Праге. Почётный член Российской академии (1820). Выступал против политики германизации славян, проводившейся в Австрийской империи. Заложил основы сравнительного изучения славянских языков, славянской культуры и истории. Д. впервые разработал периодизацию чешской литературы и языка. Дал научное описание грамматического строя чешского языка, положив в основу современного ему литературного языка литературный язык 16 в., что способствовало сохранению в чешском языке многочисленных архаизмов и в то же время раскрыло его богатства. В истории чешской национальной культуры Д. считал важнейшим период гусизма, хотя отрицательно оценивал деятельность таборитов (См. Табориты), разоблачал культ св. Яна Непомуцкого, символизировавший победу католической реакции над гуситской Чехией. В цикле статей «Критические опыты очищения чешской истории от позднейших вымыслов» (1803—19) Д. подверг критике чешские легенды. В 1783—84 издал вместе с Ф. М. Пельцлем собрание исторических документов («Скрипторес рерум богемикарум»). Издавал научные славистические сборники «Славин» (1806—08) и «Слованка» (1814—15). Для развития чешской поэзии большое значение имели сформулированные Д. в 1795 правила просодии (См. Просодия), в которых он исходил из особенностей чешского языка. Д. внёс большой вклад в изучение старославянского языка и письменности («Глаголитика», 1807, «Основы древнеславянского языка», 1822, и др.). Способствовал укреплению чешско-русских культурных связей.

    Соч.: Spisy a projevy, sv. 5—23, Praha, 1936—63 (издание не закончено); Výbor z dila, Praha, 1953; Instituciones linguae slavicae dialecti veteris, [W.], 1852; в рус. пер. — Грамматика языка славянского по древнему наречию, ч. 1—3, СПБ, 1833—34.

    Лит.: Палацкий Ф., Биография Йосефа Добровского, пер. с нем., М., 1838; Josef Dobrovsky. 1753—1953. Sbornik studii k dvoustému výročí narození, Praha, 1953.

    Л. Н. Смирнов.

    Й. Добровский.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Философская энциклопедия

    ДО́БРОВСКИЙ

    (Dobróvský), Йосеф (17 авг. 1753 – 6 янв. 1829) – чеш. ученый-просветитель, славист. Выступал против насильств. германизации славян Австро-Венгрии. Боролся за нормализацию чеш. лит. языка. Деист по филос. взглядам, Д. верил в "провидение", писал о великом порядке в природе, называл себя сторонником "просвещения, разума, философии и христианства". Вместе с тем Д. восставал против слепой веры, папства и монашества ("Чешская литература к 1779 г." – "Böhmische Litteratur auf das Jahr 1779", см. вкн.: "Výbor z dila", 1953; "Лекции о практической стороне христианской религии" – "Přednášky о praktické stráncé v křestanském náboženstvi", см. вкн.: "Spisy a projevy", sv. 16, 1948; письма А. Гельферту см. там же, sv. 22, 1941). Д. симпатизировал деятельности рус. просветителей (Н. Новикова и др.).

    Соч.: Spisy a projevy, sv. 5, 7–9, 12–13, 16, 18, 19, 21–23, Praha, 1936–54; в рус. пер.: Кирилл и Мефодий, словенские первоучители, М., 1825; Письма Добровского и Копитара, в кн.: Сб. отделения русского языка и словесности АН, т. 39, СПБ, 1885.

    Лит.: История философии, т. 2, М., 1957, с. 487; Палацкий Ф., Биография Иосифа Добровского, пер. с нем., М., 1838; Снегирев И. Α., Иосиф Добровский, его жизнь, учено-литературные труды..., Казань, 1884; Horák J., Josef Dobrovský 1753-1829. Sborník statí..., Praha, 1929; Tvrdy J., Vztahy Dobrovského k filosofii, в cб.; Bratislava Časopis učené společnosti safař íkove, roč. 4, 1930; Mасhovес M., Filosofický význam díla Josefa Dobrovského, в сб.: Josef Dobrovský. 1753-1953, Praha, 1953; Vlček J., Dějiny české literatury, sv. 3, Praha, 1960.

    И. Черны. ЧССР.

  5. Источник: Философская энциклопедия



  6. Советская историческая энциклопедия

    (Dobrovský), Йосеф (17.VIII.1753 - 6.I.1829) - деятель чеш. нац. движения, филолог, историк, один из основателей науч. славяноведения. Род. в Венгрии в семье чеха военнослужащего. Учился на филос. затем богословском ф-тах Пражского ун-та. С 1784 - чл. Королев. об-ва наук в Праге. С науч. целями посетил в 1792 Швецию и Россию, был также в Германии и Италии. Деятельность Д. проходила в условиях подъема бурж. нац. движения в чеш. землях, входивших в состав Габсбургской империи. Чеш. "будители", одним из к-рых был Д., выступали против политики германизации, проводимой австр. властями, боролись за права чеш. языка, за нац. чеш. лит-ру, науку, культуру. Вкладом в эту борьбу явились труды Д.: "Подробная грамматика чеш. языка" ("Ausführliches Lehrgebäude der Böhmischen Sprache", Prag, 1809, 2 изд., 1819), "История чешского языка и лит-ры" ("Geschichte der böhmischen Sprache und Literatur", Prag, 1792, 2 изд., 1818), в к-рой Д. впервые дал периодизацию чеш. литературы и языка, работа о чеш. стихосложении ("Böhmische Prosodie", Prag, 1795, 2 изд., 1798), "Нем.-чеш. словарь" ("Deutsch böhmisches Wörterbuch", Bd 1-2, Prag, 1802-21) и др. Работы Д. способствовали развитию сравнит. и ист. Слав. языкознания. Наиболее значит. его трудом в этой области являются "Основы старослав. языка" ("Institutiones linguae slavicae dialecti veteris", Prag, 1822). Особенность ист. работ Д. - критич. подход к рукописным и печатным источникам. Первым из чеш. историков Д. открыто выступил против католич. и феод. реакции, доказал фальсификацию древнейш. списка т. н. Евангелия св. Марка ("Fragmentum Pragense evangelii S. Marci vulgo autographi", Prag, 1778), разоблачал широко распространенный культ св. Яна Непомуцкого, символизировавший победу католич. реакции над гуситской Чехией. Период гусизма Д. считал важнейшим в истории чеш. нац. культуры. Однако в общей оценке гуситского революц. движения он не смог выйти за рамки просветительской идеологии, о чем свидетельствует его отрицат. отношение к таборитам ("Geschichte der böhmischen Pikarden und Adamiten", Prag, 1788). В ряде статей Д. рассматривал вопрос о древнейших поселениях славян ("Über die ältersten Sitze der Slaven in Europa und ihre Verbreitung seit dem sechsten Jahrhundert", Prag, 1788);. о происхождении названий "чехи" и "славяне", о дея- тельности Кирилла и Мефодия ("Cyrill und Method, der Slaven Apostel", Prag, 1823). В цикле статей "Критич. опыты очищения чеш. истории от позднейших вымыслов" ("Kritische Versuche, die ältere böhmische Geschichte von spätem Erdichtungen zu reinigen", Prag, 1803-19) он подверг строго науч. критике древнейшие чеш. легенды. Д. вместе с Ф. М. Пельцлем издал в 1783-84 2 тома собрания ист. док-тов ("Scriptores rerum Bohemicarum"). Д. издавал науч. славистские сборники "Slavin" (1806-07) и "Slovanka" (1814-15), способствуя распространению знаний по истории и культуре слав. народов. Своей науч. и просветит. деятельностью Д. содействовал укреплению дружбы между слав. народами. Много сделал для развития и укрепления чеш.-рус. науч. и культурных связей. С 1820 был чл. Росс. АН. Выступая как ученый и патриот, Д. способствовал росту нац. самосознания чеш. народа.

    Соч.: Spisy a projevy, sv. 5-23, Praha, 1936-63; Výbor z díla, Praha, 1953.

    Лит.: Палацкий Ф., Биография Иосифа Добровского, пер. с нем., М., 1838; Снегирев И., Иосиф. Добровский. Его жизнь, учено-лит. труды и заслуги для славяноведения, Каз., 1884; Nejedlý Z., Dejiny národa ceského, díl 1, Praha, 1953; Josef Dobrovský, 1753-1953. Sbornik studií k dvoustému výrocí narození, Praha, 1953; Kocí J., Josef Dobrovský veliký vedec a buditel ceského národa, Praha, 1954; Vodicka F., Úloha J. D. pri vzniku obrozenské literatury, Praha, 1958; Dejiny ces. lit., sv. 2, Praha, 1960.

    Л. Н. Смирнов. Москва.

  7. Источник: Советская историческая энциклопедия