«Варнек Александр Григорьевич»

Варнек Александр Григорьевич в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Варнек Александр Григорьевич»

Источники

    Словарь Брокгауза и Ефрона

    (1782—1843) — живописец, ученик Д. Левицкого и С. Щукина в Петербургской Академии художеств, пенсионер ее в чужих краях (в 1801—1809 г.), а впоследствии ее советник и профессор. Специальностью его была портретная живопись в которой он отличался мастерским рисунком, гармоничным, хотя и не особенно сильным колоритом, уменьем схватить близкое сходство и выбрать подходящее освещение, вообще добросовестным исполнением и правдивостью, чуждою всяких прикрас. Современники высоко ценили портреты В., вследствие чего он оставил по себе немало произведений в этом роде. Из них можно указать на собственный портрет художника и портрет г-жи Хатовой (оба в Имп. Академии художеств), на "Голову молодого турка", "Мальчика с собакою" и "Скрипача" в Московском публичном музее, портрет гр. А. С. Строганова во весь рост (в семействе гр. Строгановых), портрет бывшего президента Академии А. И. Оленина (у г-ж Олениных) и на образа Благовещения и четырех евангелистов в домовой церкви Академии художеств.

    А. Сомов.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    Варнек Александр Григорьевич [15(26).2.1782, Петербург, ‒ 19(31).3.1843, там же], русский живописец-портретист. Учился в петербургской АХ (1795‒1803) у Д. Г. Левицкого и С. С. Щукина. С 1810 академик и преподаватель петербургской АХ. С 1824 хранитель графики в Эрмитаже. В творчестве В. отразились романтические тенденции. Среди произведений В. ‒ портрет И. П. Мартоса (1819, Научно-исследовательский музей АХ СССР, Ленинград), «Автопортрет в бархатном берете» (Русский музей, Ленинград). Характерны для В. также жанровые портреты («Скрипач», Третьяковская галерея).

    Лит.: История русского искусства, т. 8, кн. 1, М., 1963, с. 540‒42.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.