Словарь Брокгауза и Ефрона

    (де Béranger) — знаменитый французский поэт, автор песен, из которых большинство сделалось вполне народными; род. 19 августа 1780 г. в Париже. Отец его, писец у нотариуса, а впоследствии конторщик в колониальном магазине, женился по любви на дочери бедного портного Шампи; спустя, однако, несколько лет развелся с нею, оставив у себя дочь и маленького сына. Последнего он отдал на воспитание в Оксер и, когда тот подрос, определил в один из пансионов предместья Сент-Антуан. Затем Б. был послан для окончания образования к тетке в Перонн, которая сделала его гарсоном в своем кабачке. Природные способности молодого Б. и страсть к чтению возместили, однако ж, все недостатки такого воспитания. Многим обязан также Б. советам и нравственному влиянию некоего Палюде-Белянглиз, заинтересовавшегося умным мальчиком, и при его помощи Б. сделался наборщиком в одной из местных типографий. Между тем отец Б., замешанный в какое-то дело и освобожденный 9-го термидора, взял его к себе и дал занятия в открытой им вексельной конторе. Предприятие это пошло было очень удачно, но вскоре Беранже-отец опять попался в известном деле Бротье и Вильгернуа, был заключен в тюрьму и освобожден по недостатку доказательств только спустя несколько месяцев. За это время дела конторы пошатнулись, и отец с сыном взялись за новое предприятие и открыли библиотеку для чтения. Тогда-то впервые, на 18-м году жизни, Б. попробовал писать стихи, и первым его произведением была эпическая поэма "Clovis". Между тем денежные дела ухудшились настолько, что он наконец решился обратиться за помощью к Люсиену Бонапарте, послав к нему и первые свои опыты. Люсиен, подчас сам писавший стихи и романы, оценил молодой талант и великодушно уступил Б. свое жалованье в 1000 франк., которое получал в качестве члена института. Спустя некоторое время протекция А. Арно доставила Б. место секретаря в одном из министерств, и обеспеченный таким образом поэт мог уже свободно предаться литературной деятельности. Первое собрание своих песен, названное им "Chansons morales et autres", Б. издал в 1815 г. Оно тотчас же обратило на себя внимание критиков. Но вместе с тем он получил первое предостережение от властей за политический характер некоторых из них, как, напр., "Le Sénateur", "Le Roi d'Yvetot". В 1821 году появилось второе собрание стихотворений Б. под названием "Chansons" (2 т.). В этих новых произведениях Б. политическая тенденция выступает еще резче; таковы: "Le marquis de Carabas", "Paillasse", "Monsieur Judas", a также осмеивающие духовенство: "Les Capucins", "Les clefs du Paradis", "Les révérends pères". Настроение умов нового поколения нашло себе в них верное отражение. Подобно ему, песни эти исполнены презрения к возвратившейся династии и аристократии с ее кастовыми предрассудками и мнимыми правами на возмездие. Как и следовало ожидать, Б. лишился места и был подвергнут суду, который приговорил его к трехмесячному заключению и денежному штрафу в 500 фр. Сидя в тюрьме, Б. начал третье собрание песней, появившееся в свет в 1825 г., а затем четвертое, в 1828 г., за что опять был присужден к девятимесячному заключению и денежному штрафу в 10000 фр. Наряду с этими преследованиями слава Б. и популярность его произведений возрастала все более и более. Десять тыс. франков были быстро собраны по подписке.

    В дни июльской революции 1830 года, которую Беранже давно предчувствовал и отчасти вызвал своими песнями, он принимал вместе с Лафитом, Лафайетом и другими деятельное участие в проведении кандидатуры на престол Луи Филиппа и, когда это ему удалось, удалился от дел, отстранив от себя все почести и награды, предложенные ему новым королем. Последнее при жизни Б. собрание его песен, вышедшее в свет в 1833 году под заглавием "Chansons nouvelles et dernières" и посвященное Люсиену Бонапарте, содержит в себе песни, проникнутые уже новым духом; в них слышен отголосок общего социалистического направления эпохи, таковы: "Les Contrebandiers", "Jeanne de Rousse", "Le vieux Vagabond", "les Fous", "le Suicide" и друг. В 1848 г., несмотря на отказ поставить свою кандидатуру, он был избран в деп. Сены более 200000 голосов. После нескольких заседаний Б. подал в отставку, но она не была принята, и только после того, как он повторил свою просьбу и категорически заявил, что его решение непреклонно, ему дали вернуться к частной жизни. Государственный переворот 2-го декабря уменьшил в известной степени популярность Б. в той части общества, для которой Б. был прежде как бы нравственным вождем. И действительно, ничто не сделало для идеи бонапартизма столько, сколько Б. своими песнями о "маленьком капрале". Но мог ли он надеяться, что платоническими симпатиями к прошлой славе Франции воспользуется для своих корыстных целей Наполеон III. Но все же популярность и политическое значение Беранже были так велики, что после его смерти, последовавшей 16 июля 1857 г., правительство, уступая единодушному требованию общественного мнения, устроило Б. пышное погребение на счет государства, при чем, однако ж, опасаясь демонстраций, все это производилось под усиленною охраною войск и полиции. Уже после смерти Б. появилась его автобиография "Ma Biographie", изданная Перротеном в 1857 г. в (русск. пер. М., 1861), и "Correspondence", собранная Полем Буато (Boiteau). В 1874 году вышли "Oeuvres posthumes", собрание неизданных песен, по форме и направлению близких к прежним его произведениям. "Oeuvres complètes de В." имеется в 12 изданиях, из которых появившееся в 1847 г. в 2-х томах считается самым полным. Песни Б., несмотря на их чисто французский, народный характер, были переводимы почти на все языки. Из многочисленных русских переводов лучший принадлежит Вас. Ст. Курочкину. Он выдержал 6 изданий. Ср. Артюр Арну (Arnoult), "Béranger, ses amis, ses ennemis et ses critiques" (1864); Ж. Жанен (Janin), "B. et son temps" (1866); Ж. Бернар (Bernard), "Béranger et ses chansons" (1858).

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    Беранже (Béranger) Пьер Жан (19.8.1780, Париж, ‒ 16.7.1857, там же), французский поэт. Воспитывался у деда-портного; с детских лет воспринял освободительные идеи Великой французской революции. В своих первых поэтических опытах подражал т. н. высоким жанрам классицизма, но вскоре обратился к песне. Б. поднял традиционный фольклорный куплет с рефреном до уровня профессионального искусства. Он придал песне жанровое и композиционное разнообразие, невиданную гибкость, позволявшую ей превращаться под его пером в любой из «высоких» жанров ‒ в оду, гимн, дифирамб. Б. создал песню-марш, песню-призыв, песню-памфлет, сатирическую песню, публицистическую, элегическую, любовно-эротическую. Некоторые его песни построены как лирический монолог, как ораторское выступление или жанровая картинка. Иногда песня Б. ‒ портретная зарисовка или миниатюрная новелла.

    В пору Первой империи (1804‒14) песни Б. отличаются эпикуреизмом, добродушным юмором; политическая сатира встречается лишь изредка ‒ например, песня «Король Ивето» (1813), иносказательно высмеивающая Наполеона I. Тон песен Б. резко меняется в годы Реставрации: поэт становится выразителем народной вражды к Бурбонам, к дворянско-католической реакции; его политическая сатира достигает расцвета. С едкой насмешливостью, с плебейской прямотой бичует Б. королевскую власть («Бесконечно малые»), своекорыстных тупиц дворянской эмиграции («Маркиз де Караба», «Белая кокарда»), католическое духовенство и иезуитов («Святые отцы», «Смерть сатаны»), противопоставляя им образы наполеоновских солдат («Старый сержант», «Старый капрал»). Дважды Б. привлекался к суду (1821 и 1828) за сборники песен и попадал в тюрьму. Вожди официальной оппозиции ‒ буржуазные либералы не раз предавали его. Однако Б. был непоколебим в своей борьбе и твёрдо верил в падение режима Реставрации («14-е июля»).

    Б. участвовал в Июльской революции 1830 и воспел её, но вскоре увидел, что буржуазная монархия не облегчила положение народа («Жак», «Старый бродяга»). В поисках выхода он обратился к утопическому социализму, славил его учителей («Безумцы»). Отвращение к владычеству финансовой аристократии, отразившееся у Б. в резких антибуржуазных песнях («Бонди»), возвращало поэта к мысли о новой революции («Идея»). Нарастание народного недовольства в 40-х гг. отозвалось у Б. в песне «Потоп», предвещавшей Революцию 1848.

    К. Маркс называл Б. «бессмертным». Русские революционные демократы В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов высоко ценили его наследие. В 50‒60-х гг. 19 в. огромную популярность его песням придали переводы В. С. Курочкина и М. Л. Михайлова. Много переводили из Б. советские поэты (П. Антокольский, В. Дмитриев, В. Левик, В. Рождественский и др.).

    Соч.: (Euvres complétes, v. 1‒4, P., 1868‒78; Ma biographie. P., 1857; Correspondance, v. I‒4, P., 1860; в рус. пер.‒ Полное собр. песен в переводах русских поэтов, Тифлис, 1893; Полн. собр. песен, 2 испр. изд., т. 1‒2, М., 1936; Сочинения, М., 1957.

    Лит.: Горбов Д., Жизнь и творчество Беранже, М., 1925; Данилин Ю., Беранже и его песни, М., 1958; Великовский С., П. Ж. Беранже, в кн.: Писатели Франции, М., 1964; Старицына З. А., Беранже в России. XIX век, М., 1969; Boiteau P., Vie de Béranger, P., 1861; Arnould A., Béranger, ses amis, ses ennemis et ses critiques, v. 1‒2, P., 1864; Fischer J. O., Pierre-Jean de Béranger, B., [1960], Touchard J., La gloire de Béranger, [v.] I‒2, P., 1968 (имеется библ.).

    Ю. И. Данилин.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Энциклопедия Кольера

    П. Ж. Беранже.

  5. Источник: Энциклопедия Кольера



  6. Энциклопедический словарь

    Беранже́ Пьер Жан

    (Beranger) (1780—1857), французский поэт. Завоевал известность сатирой на наполеоновский режим («Король Ивето», 1813). Поднял фольклорный куплет на высоту профессионального искусства. Песни Беранже, проникнутые революционным духом, юмором, оптимизмом, плебейской прямотой, приобрели широкую популярность. В 1821 и 1828 находился в заключении по обвинению в оскорблении религиозной и общественной морали (песни «Капуцины», «Ангел-хранитель»), а также в оскорблении короля («Наваррский принц», «Белая кокарда»). Разделял идеи утопического социализма (стихотворение «Безумцы»). Книга «Моя биография» (1857).

    * * *

    БЕРАНЖЕ Пьер Жан

    БЕРАНЖЕ́ (Beranger) Пьер Жан (1780—1857), французский поэт. Завоевал известность сатирой на наполеоновский режим («Король Ивето», 1813). Поднял фольклорный куплет на высоту профессионального искусства. Песни Беранже, проникнутые революционным духом, юмором, оптимизмом, плебейской прямотой, приобрели широкую популярность. В 1821 и 1828 находился в заключении по обвинению в оскорблении религиозной и общественной морали (песни «Капуцины», «Ангел-хранитель»), а также в оскорблении короля («Наваррский принц», «Белая кокарда»). Разделял идеи утопического социализма(см. УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ) (стихотворение «Безумцы»). Книга «Моя биография» (1857).

  7. Источник: Энциклопедический словарь



  8. Лермонтовская энциклопедия

    БЕРАНЖ́́Е (Béranger) Пьер Жан (1780—1857), франц. поэт-песенник. В годы Реставрации выступал против дворянско-католич. реакции. В России популярен с кон. 1810-х гг.; его творчеством интересовались В. Л. Пушкин, А. С. Пушкин, П. А. Вяземский, А. А. Дельвиг, В. Г. Тепляков. Песни Б. были хорошо известны в Школе юнкеров в пору пребывания там Л. (см. Воспоминания, с. 117). Возможно, стих. Л. «Веселый час» является откликом на судебный процесс над Б. в 1828 и написано по мотивам его песен.Лит.: Любович (2), с. 373—77; Иванова Т. (2), с. 88—90; Старицына З. А., Беранже в России. XIX в., М., 1969, с. 9—28.

  9. Источник: Лермонтовская энциклопедия