«Чермак Ярослав»

Чермак Ярослав в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Чермак Ярослав»

Источники

    Словарь Брокгауза и Ефрона

    (Czermak, 1831-1878) — чешский живописец, брат Иоганна Непомука Ч. (см. соотв. статью); 16-ти лет от роду поступил в ученики пражской академии художеств. Еще занимаясь в ней под ближайшим руководством Хр. Рубена, он написал первую из своих картин: "Марий на развалинах Карфагена". За ней следовала другая его работа — "Убийство спутников Вальдштейна в Эгере". После того он путешествовал по Германии, проехал в Бельгию и учился в антверпенской академии у Г. Вапперса и в брюссельской у Л. Галле и исполнил большую картину: "Славонские переселенцы", свидетельствовавшую о значительности сделанных им успехов в живописи и приобретенную бельгийским королем. Вскоре после того была присуждена ему назначенная городским управлением Праги премия за картину "Гуситские делегаты, во главе с Прокопом, являются на базельский собор". Для следовавших за тем картин своих Ч. брал темы из чешской истории, главным образом из гуситских войн, впоследствии же писал преимущественно жанры и если изображал исторические сюжеты, то придавал им все более и более жанровый характер. В 1858 г. он сделал большое путешествие через Моравию и Венгрию в Герцеговину, Далмацию и Черногорию и привез оттуда массу этюдов южнославянских народных типов, костюмов и быта, которые служили потом материалом для его интересных как в художественном, так и в этнографическом отношении картин, каковы, например, "Черногорка с ребенком на руках", "Вооруженная черногорка, охраняющая вход в пещеру, в которой лежит ее раненый муж", "Герцеговинская девушка, похищаемая баши-бузуками" (1867; находится в брюссельском музее), "Свидание с Ускоком", "Битва при Дуге", "Возвращение черногорцев в их деревню, опустошенную турками" (1877) и др. Из прочих картин Ч. особенно замечательны: "Придворный поэт Рудольфа II Комницкий, просящий милостыню на мосту, в Праге" (1854), "Объявление смертного приговора Конрадину Гогенштауфену и Фридриху Баденскому", "Битва при Белой Горе" и "Гуситы под Наумбургом". С 1858 г. до конца жизни Ч. постоянным его местопребыванием был Париж. По своему направлению этот художник примыкает к романтической школе Галле. Главные достоинства его произведений — умно расположенная, полная жизни и движения композиция, энергичное выражение героизма, меланхолии и душевного страдания, характерность выведенных на сцену лиц и сила красок, иногда приближающаяся к рубенсовской.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    Чермак (Čermák) Ярослав (1.8.1830, Прага, ‒ 23.4.1878, Париж), чешский живописец. В 1847‒50 учился в Праге, Мюнхене, Антверпене и Брюсселе. С 1850-х гг. жил преимущественно в Париже, совершая поездки по странам Европы (в 1858 был в Далмации и Черногории). Творчество Ч. развивалось от академических приёмов к реалистической убедительности, высокой идейной насыщенности образов; писал исторические картины, посвященные гуситским войнам («Гуситы, защищающие горный перевал», 1857, Национальная галерея, Прага), жизни славянских народов и их борьбе за свободу, быту нормандских рыбаков, многочисленные пейзажи. Был также крупным портретистом, достигавшим в лучших работах проникновенности и психологической глубины («Я. Э. Пуркине», 1857, там же).

    Лит.: Сапего И. Г., Чермак, М., 1957; [Mokrý F. V.], Jaroslav Čermak, Praha, 1953.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.