«Декан Александр-Габриэль»

Декан Александр-Габриэль в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Декан Александр-Габриэль»

Источники

    Словарь Брокгауза и Ефрона

    (Decamps) — один из значительнейших французск. живописцев новейшего времени (1803-60). Был учеником Абеля де-Пюжоля, но образовался не столько благодаря его урокам, сколько непосредственным изучением природы. С первых же шагов своих на художественном поприще выказал необычайный талант и вскоре сделался одним из главных представителей романтизма во французской школе наряду с Энгром, Делярошем и Делакруа. Был художник весьма плодовитый и разнообразный; писал масляными красками и акварелью жанровые сцены, исторические картины, пейзажи и изображения животных; рисовал карикатуры на политические события и общественные нравы; литографировал многие из собственных композиций. С редкой оригинальностью, изобретательностью в сочинении и техническим мастерством соединял в своих жанрах жизненность, поразительное чувство колорита и силу света — качества, приобретенные им во время путешествия в 1827-28 гг. в Константинополь и Малую Азию. Исторические картины Д. отличаются, сверх указанных достоинств, благородством концепции и стильностью. Изучив на Востоке не только местные народные типы и быт, но и различные породы животных, любил изображать последних, причем нередко обращал их в остроумную пародию на человека. Из его многочисленных жанровых произведений в особенности известны: "Казнь крючьями в Азиатской Турции" (1839), "Ценители искусства" (1839; люди с головами обезьян рассматривают картину), "Выход учеников из турецкой школы для мальчиков" (1842; акварель, в высшей степени замечательная по добродушному юмору и тонкой наблюдательности, выказанным в ней художником), "Дети бедуинов, играющие на берегу с черепахами", "Обезьяна-живописец", "Воспоминание о Турции" (картина, более известная под названием "Les canards"), "Дон-Кихот и Санчо Пансо", "Обезьяна, смотрящаяся в зеркало", "Охотничьи собаки", "Восточные ослы на скотном дворе", "Лошади, тянущие бичеву" (находится в Луврском музее) и "Большой турецкий базар". Между историческими картинами Д., главными считаются: "Сыновья Иакова продают своего брата Иосифа", "Самсон избивает филистимлян", "Елиазар и Ревекка", "Битва Мария с кимврами" (1834) и "Отдых св. Семейства на пути в Египет". Большинство произведений Д., высоко ценимых любителями живописи, рассеяно по частным коллекциям. Ср. Е. Cheneau-Panckoucke, "Le Mouvement moderne en peinture" (1861), Choumelin, "Decamps" (Marseille, 1861) и Ch. Clément, "Decamps" (Paris).

    A. С-в.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона