«Греческая музыка»

Греческая музыка в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Греческая музыка»

Источники

    Словарь Брокгауза и Ефрона

    История ее ведет свое начало с глубокой древности. В играх, дававшихся в честь богов, а затем в трагедиях музыка играла весьма значительную роль. Вообще, в Греции смотрели на музыку как на нравственно-воспитательное средство. Для обучения этому искусству существовали школы. Пение было тесно связано с размером стиха. Музыка не преобладала над текстом, которому придавала только большую рельефность и выражала общее настроение. Пение было сольное и хоровое. Оно сопровождалось разными инструментами, сообразно характеру произведения: элегии и дифирамбы — флейтами, ямбы — лирами. В трагедиях большое место было уделено хору (только мужскому), танцам и пению-соло; последнее исполнялось преимущественно предводителем хора. Певцы часто были и поэтами. Из певцов Греции замечательны: Терпандр, Тиртей, Пиндар, Сафо, Анакреон. Греческие инструменты струнные — лиры (число струн в которых увеличилось с трех до восемнадцати), китары, арфы, наблы; духовые — флейта простая, двойная, флейта Пана, трубы. Были тоже ударные инструменты, которые допускались только в вакханалиях. Развитию лиры способствовал Терпандр, улучшению духовых инструментов — Олимп. Теорию музыки разрабатывали Пифагор, Аристоксен, Клавдий Птоломей, Дидим. По теории Пифагора прима, октава, кварта, квинта считались консонансами, терция, секста — дисонансами, вследствие чего аккорды в Г. музыке не применялись, так как не допускались терции, составляющие суть аккордового построения. Система греческих ладов, перешедших впоследствии в христианскую музыку под названием церковных ладов, следующая: звукоряд из четырех нот назывался тетрахордом; крайние неизменные звуки отстояли на кварту. Расстояние двух средних менялось, вследствие чего тетрахорды были диатонические, хроматические, энгармонические. В диатоническом тетрахорде звуки отстояли на 1 тон, 1 тон,1/2тона (лидийский тетрахорд — c, d, e, f). 1 тон,1/2тона, 1 тон (фригийский тетрахорд — d, e, f, g),1/2тона, 1 тон, 1 тон (дорийский тетрахорд — e, f, g, a). В хроматическом тетрахорде звуки отстояли на1/2тона,1/2тона, 11/2тона (e, f, fis, а), в энгармоническом тетрахорде — на1/4тона,1/4тона, 2 тона .

    Гамма или так называемая гармония у греков состояла из сопоставления двух одинаковых тетрахордов. Если две крайние ноты соседних тетрахордов не совпадали, сопоставление называлось раздельным, например: , если они совпадали — связным, например .

    Гамма или гармония заключалась между крайними звуками, отстоящими на октаву. Лидийская гамма с раздельными тетрахордами — cdefgahc, фригийская с раздельными тетрахордами — defgahcd, дорийская с раздельными тетрахордами — efgahcde. При сопоставлении двух связных тетрахордов образовалась гамма только из семи звуков; чтобы получить восемь звуков, прибавляли звук сверху или снизу гаммы. Такая гамма с прибавленным верхним звуком имела то же самое название, но только с присоединением слова гипер, а с прибавленным нижним звуком — то же название с присоединением слова гипо. Гиполидийская гамма называлась также синтонолидийскою, гиперфригийская — локрийскою, гипофригийская — ионийскою, гипердорийская — миксолидийскою, гиподорийская — эолийскою. Нотация состояла из греческих букв, более или менее видоизмененных. Нотация вокальной музыки отличалась от инструментальной.

    Н. Соловьев.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Музыкальная энциклопедия

    Греч. муз. культура одна из древнейших в мире (см. Древнегреческая музыка). В средние века греч. проф. музыка развивалась в русле византийской музыки. Начиная с сер. 15 в. многовековое турецкое иго затормозило её развитие. Нац. муз. традиции сохранились только в нар. творчестве и церк. музыке. Греч. нар. музыка отличается богатством жанров и форм. Песни можно разделить на эпические, исторические, бытовые, баллады. Среди бытовых - трудовые, колыбельные, любовные, свадебные, застольные, шуточные, календарные, посв. массовым нар. празднествам. Подавляющее большинство историч. песен создано в годы борьбы греков против турецкого ига (песни клефтов) и в период становления греч. нац. гос-ва, их осн. содержанием стало воспевание свободы и независимости. Исполнение греч. нар. песен часто сопровождается хороводом. Названия нар. танцев ведут своё происхождение от местности, где они бытуют (критский танец и др.), от историч. события (танец Залонго и др.), от названия профессии (хасапикос - танец мясников и др.) либо берут своё назв. от ритма и движения (сиртос, сиртаки и др.). Среди нар. муз. инструментов - разл. виды лютни, свирель, лира, продольная флейта, волынка. Особой популярностью пользуются бузуки, мандолина, скрипка. Все они, как правило, входят в состав нар. оркестров, в к-рые с 30-х гг. 19 в. входят также кларнет и гитара.

    Нац. проф. музыка в континент. Греции стала складываться в 30-е гг. 19 в., после провозглашения независимости страны. До этого лишь на Ионических островах (на к-рые не распространялось турецкое владычество) развивалась проф. нац. муз. культура. Среди известных представителей Ионической школы - Н. Мандзарос, С. Ксиндас, П. Карер, С. Самарас, Д. Лаврангас, Г. Ламбелет. Мандзарос - автор музыки греч. нац. гимна (1865). Он же основал Филармоническое общество Керкиры (1840), в к-ром получили муз. образование мн. греч. музыканты. В их числе С. Ксиндас, автор первой подлинно нац. оперы "Кандидат в депутаты" (1888, Афины). Более ранние оперы П. Карера создавались под воздействием идей греч. революции 1821 ("Маркое Боцарис", 1861, Патры; "Госпожа Фросини", 1869, Закинф; "Деспо, героиня Сули", 1882, Патры). Одна из его многочисл. песен - "Старый Димос" (сл. А. Валаоритиса) - стала народной. Самарас - первый греч. композитор, творчество к-рого стало известно за пределами Греции; он автор мн. опер ("Флора Мирабилис", 1886, Милан; "Лионелла", 1891, Милан; "Мученица", 1894, Неаполь; "Укрощение колдуньи", 1895, Милан; "Мадмуазель де Белль-Иль", 1905, Генуя; "Рея", 1908, Флоренция) и Олимпийского гимна (1896). Формирование греч. проф. муз. культуры связано с большим влиянием итал. и франц. музыки. Преодоление этого влияния происходит в последней четв. 19 и в нач. 20 вв., Возникает большой интерес к нар. песне. На её основе создаётся новый для Греции жанр муз. спектаклей-водевилей (комидиллион), музыку к к-рым писали Д. Коромилас, Д. Кокинос, Д. Родиос, Н. Ламбелет, С. Бекаторос и др. Нац. тенденции ярко выявились в творчестве Д. Лаврангаса и Г. Ламбелета. Лаврангас - автор 9 опер (среди к-рых "Дидона", 1909; "Два брата", 1900; "Чародейка", 1902; "Факанапас", 1950; все поставлены в Афинах), 5 оперетт, симф., камерных, вок. и хор. произв., теоретич. работ по муз. иск-ву и критич. статей. На основе созданной Лаврангасом оперной труппы (1900) в 1940 был организован в Афинах первый греч. Нац. оперный т-р ("Этники лирики скини"). Лаврангас стал руководителем нар. хора с острова Кефалиния (1889), Афинского филармонич. общества, вёл большую педагогич. работу в Афинской консерватории (осн. 1871); он же был одним из основателей первого в Греции муз. изд-ва (1897). Большой вклад в популяризацию и исследование греческой нар. музыки внесли Г. Ламбелет (автор многочисленных песен и книги "Греческая народная музыка", 1934) и его брат Н. Ламбелет.

    Основоположники совр. греч. нац. муз. школы - М. Каломирис, Д. Лаврангас, Г. Ламбелет, М. Варвоглис и Э. Риадис стремились к созданию проф. нац. музыки на основе соединения греч. фольклора с достижениями мировой муз. культуры. Каломирис - автор опер ("Старший мастер", 1916; "Кольцо матери", 1917; "Восход", 1945; "Мутные воды", 1951; "Константин Палеолог", 1962; все поставлены в Афинах), симф. и камерно-инстр. произв., был основателем Эллинской (1919) и Национальной (1926) консерваторий в Афинах, директором Нац. оперного т-ра, пред. Союза греч. композиторов, действительным чл. Афинской АН (1945). М. Варвоглис, создавший оперу "После полудня любовь" и многочисл. произв. для симф. оркестра, музыку к древнегреч. трагедиям, был также крупным муз.-обществ. деятелем. Э. Риадиса - автора ок. 200 песен и обработок ок. 100 нар. песен - называют греч. Шубертом. Вклад в создание греч. муз. школы внесли Л. Маргаритис (основатель Салоникской консерватории, 1914), Д. Левидис, Т. Спатис, Н. Лавдас, действительный чл. Афинской АН П. Петридис, Г. Пониридис, Г. Склавос, К. Сфакьянакис, дирижёр и композитор Д. Митропулос. Большое значение для развития совр. муз. культуры имела деятельность музыковеда и педагога А. Теодоропулу, дирижёра Ф. Икономидиса (основателя Афинского государственного симфонического оркестра, 1943) и др. В 20-х и 30-х гг. 20 в. в Греции выдвигаются композиторы, окончившие отечественные музыкальные учебные заведения. Многие композиторы этого поколения проявили себя как муз.-обществ. деятели и педагоги. В их числе: С. Михаилидис (директор Салоникской гос. консерватории и дирижёр симф. оркестра Сев. Греции, исследователь греч. и кипрской нар. музыки), А. Евангелатос (директор Эллинской консерватории, пред. Союза греч. композиторов), Г. Георгиадис (директор "Салоникского хора", Студенческого хора и оркестра Салоникского ун-та, автор книги "Греческие хоровые песни"). Композиторы Л. Зорас, М. Вурцис, Б. Коласис и К. Кидоньятис выступают также как дирижёры. Известность получило творчество Н. Скалкотаса, Г. Казасоглу, Г. Платона, М. Паландиоса.

    События 2-й мировой войны и борьба греч. народа против фаш. оккупантов нашли отражение в симф. творчестве М. Каломириса (симф. поэма "Смерть отважной"), М. Варвоглиса (симф. поэма "За колючей проволокой"), участника греч. Сопротивления А. Ксеноса (песни - "Вперёд", "Орлята", "Гимн молодёжи" и др.). Борьба греч. народа за свободу и нац. независимость - основная тема творчества Ксеноса (симф. поэмы - "Новые сульоты", 1941; "Дзавелас", 1942; "Сопротивление", 1948; "Дигенис не умер", 1952; "Прометей", 1962; "Спартак", 1963, и др.). В 40-х и нач. 50-х гг. выдвинулась многочисленная группа композиторов, стремившаяся писать произведения, основанные на греч. фольклоре и визант. муз. наследии. Наряду с симф. и муз.-сценич. произв. она создала греч. массовую песню. Среди них выделяется М. Хадзидакис, значение к-рого определяется тем, что он придал своей музыке глубоко нац. характер. Им написаны музыка к более чем 50 театр, пост., а также ко многим древнегреч. трагедиям, к десяткам кинофильмов, фп., симф. и балетная музыка. По пути М. Хадзидакиса пошли мн. др. композиторы - Г. Бификоцис, Г. Замбетас, К. Капнис, Г. Кацарос, Т. Моракис, Г. Музакис, М. Плесас, М. Теодоракис, а с сер. 60-х гг. - Я. Глезос, С. Ксархакос, X. Леонидис, М. Лоизос, Я. Маркопулос и др. Их песни получили известность в самой Греции и за рубежом. Деятельность этих композиторов, а также творчество самодеятельных композиторов (М. Вамвакариса, Я. Папаиоанну, В. Цицаниса и др.) в значит. степени нейтрализовала влияние зап. и псевдогреч. лёгкой музыки, оказала большое влияние на исполнительское иск-во. Были созданы оркестры, включающие греческие народные инструменты, хор. коллективы, с к-рыми композиторы выступают в качестве дирижёров и певцов.

    Среди др. группы композиторов, творчество к-рых не вышло за пределы академизма или же протекает под влиянием модернизма,- Н. Астранидис, Я. Ксенакис, А. Кунадис, Г. Сисильянос и др. А. Кунадис и Н. Астранидис зарекомендовали себя также как видные пианисты и дирижёры.

    Военный переворот в Греции (1967) отрицательно сказался на развитии муз. культуры страны. Вместе с тем мн. греч. композиторы остались верны демократическим идеалам, продолжают создавать произв., проникнутые духом свободолюбия.

    Среди греч. исполнителей: певцы - Н. Мосхонас, М. Каллас, К. Дамасиоти, А. Захарату, А. Франгиан-Спилиопулу, З. Влахопулу, Г. Пасхалис, Л. Хева, Т. Цахуриду, А. Делендас, С. Калогерас; пианисты - Г. Темелис, К. Кидоньятис, В. Девеци, Р. Вурци; скрипачи - Б. Коласис и Н. Дикеос; виолончелист - Э. Папаставрос; дирижёры - Ф. Ваваянис, А. Паридис, Л. Зорас, Д. Хорафас, С. Михаилидис, М. Хадзидакис, А. Евангелатос, А. Кунадис, Ф. Византиу и др.; бузукисты - М. Хьотис, К. Папандопулос, Н. Карнезис и др. Среди эстрадных греч. певцов - Г. Бификоцис, С. Казандзидис, Маринелла, Иованна, Н. Мусхури, М. Фарандури.

    В Греции функционируют: Нац. оперный театр ("Этники лирики скини"); 5 симф. оркестров, в их числе - Афинский гос. оркестр, гос. оркестр Сев. Греции, оркестр Афинского радио и Нац. оперного т-ра; ансамбль песни и танца Доры Страту, хор города Трикалы, хор девушек под упр. Фалин Византиу и др. Единственная гос. консерватория работает в Салониках (1914), остальные содержатся частными об-ва-ми - Афинская (1871), Пирейская (1904), Эллинская в Афинах (1919), Национальная в Афинах (1926). Консерватории имеют филиалы в ряде крупных городов Греции. Имеется несколько средних музыкальных учебных заведений.

    Наиболее популярный фестиваль музыки - Афинский (проходит ежегодно летом в древнегреческих т-рах). В нём наряду с греческими музыкантами и исполнителями принимают участие зарубежные оперные, хоровые и симф. коллективы и солисты.

    Однако концерты этих фестивалей посещает огранич. круг любителей музыки. Ежегодно проводится фестиваль популярной песни, главным образом в Салониках.

    Литература: Каломирис М., Прошлое и настоящее греческой музыки, "СМ", 1956, No 2; Аноянакис Ф., Музыка в современной Греции, там же, 1958, No 3; Колмыков С., Новогреческая музыка, там же, 1971, No 1; "Моytikn kai Poinsn", Atnnai; 1926; Lampelet Г., Etnikiomos eis tnn Texnnn xai n 'Ellnnikn Dnmodns Moysixn, Atnnai, 1928; его же, 'H 'Ellnnikn Laikn Moysixn, AMnnai, 1934; Mixanlidns S., The Neohellemc Folk Music, Limassol - Cyprus, 1948; его же, 'H Neoellnnikn Moyoikn, Kupros, 1952; Motsenigos S., Neoellnnixn Moysikn, Atnnai, 1959.С. Я. Колмыков.

  3. Источник: Музыкальная энциклопедия