Словарь Брокгауза и Ефрона

    (Léger-Marie Deschamps, 1716—1774) — французский философ, родом из Пуатье; принадлежал к ордену бенедиктинцев. Свое учение Д. изложил в неизданном им сочинении: "La Vérité, ou le vrai Système", которому предшествовали 2 напечатанных им анонимно сочинения: "Lettres sur l'esprit du siècle" (1769) и "La voix de la raison contre la raison du temps" (1770). Рукопись Д. только в новейшее время была обнародована Эмилем Боссиром ("Antécédents de l'hégélianisme dans la philosophie française" (1865), открывшим и переписку Д. с Вольтером, Руссо, Гельвецием, д'Аламбером и др. Философия Д. представляет видоизмененный спинозизм, в то же время представляя черты сходства с идеализмом Гегеля. Основное ее положение: "le tout universel est un être qui existe, c'est le fond dont tous les êtres sensibles sont des nuances". Кроме указанного соч. Боссира, ср. ст. Франка в "Journal des savants" (186 6, стр. 609-24).

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    Дешан (Deschamps) Леже Мари (10.1.1716, Ренн, ‒ 19.4.1774, Монтрёй-Белле), французский философ-материалист. Монах-бенедиктинец, казначей монастыря Монтрёй-Белле. При жизни были изданы анонимно лишь две небольшие работы Д. Основное сочинение «Истина, или Достоверная система» (рус. пер. т. 1, с предисловием С. Васильева, 1930), написанное в 1770-х гг., было найдено в архивах библиотеки г. Пуатье лишь в 1864‒65; некоторые рукописи Д. не опубликованы до сих пор. В духе спинозизма Д. утверждал существование «универсального целого», или «всего», как конечной основы мира, проявлениями которой являются чувственные существа. Безусловное знание об «универсальном целом» доступно только разуму, чувствам же доступны составляющие это «целое» части, отдельные физические существа. В истории общества Д. выделял три «состояния»: естественное, гражданское, основным злом которого является частная собственность, и идеальный «строй нравственности», осуществляющий социальное равенство и общее благополучие. Признавая религию «суррогатом истины», Д. считал, однако, атеизм возможным лишь в идеальном обществе, путь к которому видел в распространении «истины».

    Лит.: Волгин В. П., «Истинная система» Дешана, «Вопросы истории», 1957, № 12; Beaussire E., Antécédents de l'hégélianisme dans la philosophiе française. Dom Deschamps, son systéme et son école, d'aprés un manuscrit et des correspondences inédites du 18 siécle, P., 1865.

    М. Х. Рабинович.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Энциклопедический словарь

    Деша́н Леже Мари

    (Deschamps) (1716—1774), французский философ; пытался сочетать сенсуализм с рационализмом. Высшим состоянием общества считал идеальный «строй нравственности», путь к которому видел в распространении «истины».

    * * *

    ДЕШАН Леже Мари

    ДЕША́Н (Deschamps) Леже Мари (1716—1774), французский философ; пытался сочетать сенсуализм(см. СЕНСУАЛИЗМ) с рационализмом(см. РАЦИОНАЛИЗМ (в философии)). Высшим состоянием общества считал идеальный «строй нравственности», путь к которому видел в распространении «истины».

  5. Источник: Энциклопедический словарь