«Фиркович Авраам Самуилович»

Фиркович Авраам Самуилович в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Фиркович Авраам Самуилович»

Источники

    Словарь Брокгауза и Ефрона

    караимский писатель и археолог (1786—1874). Первый печатный труд его "Massa w-Meriba" (на древнееврейском языке = "Испытания и споры") посвящен защите караимского вероучения и полемике с евреями-раввинистами. В 1830—31 гг., посетив Палестину и Константинополь, он собрал коллекцию старинных рукописей, относящихся к еврейской и караимской литературе. Когда в 1839 г. в Одессе было основано Общество истории и древностей, Ф. получил командировку для собирания караимских древностей. После двухгодичного странствования по Крыму, Кавказу, Палестине и Египту Ф. удалось составить богатую коллекцию старинных книг, рукописей и надгробных надписей, между которыми наиболее замечательны найденная в Чуфут-Калэ рукопись Ветхого Завета (с особой пунктуацией еврейского текста), многие самаритянские рукописи и памятники еврейско-арабской и еврейско-персидской письменности. Большая часть этих коллекций хранится в Императорской публичной библиотеке. Описание одной их части Ф. напечатал под загл. "Abne-Sikkaron" (на др.-евр. яз., Вильна, 1872). Коллекции Ф. обратили на себя внимание ориенталистов; исследованием и описанием их занимались Хвольсон, Гаркави, Штрак, Куник и др. В коллекциях Ф. оказалось много ценного материала для истории и литературы евреев Передней Азии и Египта, но очень мало памятников, относящихся к крымским караимам, причем последние — сравнительно позднейшего происхождения. Научная ценность караимских памятников ослабляется утилитарной целью, которую преследовал Ф : задавшись мыслью доказать, что караимы поселились в Крыму до Р. Хр. и, как не участвовавшие в распятии Спасителя, не должны подвергаться одинаковым с евреями ограничениям, Ф. сделал изменения в датах и именах в некоторых рукописях (см. Караимы). Спор относительно подлинности этих памятников вызвал в 1870—80 гг. довольно обширную литературу, и в настоящее время подделка в некоторых памятниках коллекции Ф. не подлежит сомнению. Ср. Д. Хвольсон, "Сборник еврейских надписей" (СПб., 1884); А. Harkavy, "Altjüdische Denkmäler aus der Krim" (СПб., 1876); его же, "Описание рукописей самаритянского Пятикнижия, хранящихся в Императорской публичной библиотеке" (СПб., 1874); его же, "К вопросу о крымских древностях, найденных Ф." (1877); Штрак и Гаркави, "О коллекции восточных рукописей А. С. Ф., находящихся в Чуфут-Калэ" ("Журн. Мин. нар. пр.", 1875); A. Harkavy und H. Strack, "Catalog der hebraischen Bibelhandschriften der K. Oeffentl. Bibliothek in S.-Petersburg" (СПб., 1875); H. Strack, "A. Firkowitsch und seine Entdeckungen. Ein Grabstein der hebräischen Grabschriften der Krim" (Лпц., 1876); А. Куник, "Тохтамыш и Ф. По поводу спора о двух искаженных еврейских надписях и двух вымышленных летосчислениях" (СПб., 1876); A. Geiger, "А. Firkowitsch" (в "Jüdische Ztschr. für Wissenschaft und Leben", 1875); A. Jellinek, "A. Firkowitsch" (Вена, 1875).

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Энциклопедический словарь

    ФИРКОВИЧ Авраам Самуилович

    ФИРКО́ВИЧ Авраам Самуилович (7 сентября 1787, Луцк — 1874, Чуфут-Кале), караимский писатель и археолог.

    Его первый печатный труд «Massa w-Meriba» (на древнееврейском языке — «Испытания и споры») посвящен защите караимского вероучения и полемике с евреями-раввинистами. В 1830—1831, посетив Палестину и Константинополь, собрал коллекцию старинных рукописей, относящихся к еврейской и караимской литературе. В 1839 по поручению Общества истории и древностей отправился в двухгодичное путешествие по Крыму, Кавказу, Палестине и Египту, в результате чего ему удалось составить богатую коллекцию старинных книг, рукописей и надгробных надписей. Наибольшую научную ценность имеют найденная им в Чуфут-Кале(см. ЧУФУТ-КАЛЕ) рукопись Ветхого Завета (с особой пунктуацией еврейского текста), многие самаритянские рукописи и некоторые памятники еврейско-арабской и еврейско-персидской письменности.

    В 1856 при посещении Санкт-Петербурга продал свое собрание императорской Публичной библиотеке (ныне Российская Национальная Библиотека, где и хранится коллекция Фирковича) за 100 тыс рублей серебром. Описание одной их части Фиркович опубликовал под названием «Awne-Sikkaron» (на древнееврейском языке, Вильна, 1872). Последние годы жизни Фиркович жил в Чуфут-Кале, где и был похоронен. Коллекции Фирковича обратили на себя внимание ориенталистов; исследованием и описанием их занимались Д. А. Хвольсон(см. ХВОЛЬСОН Даниил Абрамович), А. А. Куник(см. КУНИК Арист Аристович), Гаркави(см. ГАРКАВЫЙ Прокофий Фомич), Штрак и др. ученые; в них оказалось много ценного материала для истории и литературы евреев Передней Азии и Египта, но очень мало памятников, относящихся к крымским караимам.

    Научная ценность караимских памятников снижается тем, что Фиркович задался целью доказать, что караимы поселились в Крыму до Рождества Христова и, как не участвовавшие в распятии Спасителя, не должны были подвергаться одинаковым с евреями ограничениям. Фиркович сделал изменения в датах и именах в некоторых рукописях (в результате в 1863 права караимов в Российской империи были уравнены с правами исповедующих православие). Спор относительно подлинности этих памятников вызвал в 1870—80-х гг. довольно обширную полемику. Наиболее последовательным защитником мнения о подлинности документов Фирковича стал видный гебраист Хвольсон; резко отвечая на критику оппонентов и защищая в целом коллекцию Фирковича от обвинений в массовой фабрикации дат и целых надписей, он, однако, обнаружил и несколько поддельных древних текстов, касающихся в основном датировок.

    В 1980-х гг. в лаборатории консервации и реставрации документов при АН СССР были исследованы специальными приборами несколько библейских рукописей из коллекции Фирковича. При чтении в инфракрасных и ультрафиолетовых выявилось, что буквы, обозначающие даты, были переправлены. Как правило, буква, обозначающая 5000, превращалась в букву, означающую 4000, к этому прибавлялся 151 год по крымской эре, гипотезу о существовании которой выдвигал Фиркович, и таким образом дата становилась древнее на 1151 год. Таким образом, большинство сфабрикованных рукописей относится к 13 в. (5000 г. по еврейскому летосчислению соответствует 1240 н. э.) и более поздним векам. Уменьшая подлинные даты на 1151 год, Фиркович отодвигал их к началу новой эры, доказывая тем самым «древность» пребывания караимов в Крыму.

  3. Источник: Энциклопедический словарь